Алло, мы ищем таланты: как пройти собеседование

Как не выглядеть лузером при встрече с работодателем, пытался выяснить Роман Щербаков у консультанта по подбору и развитию персонала Елены Матвийчук.

GettyImages-153347934

Генри Форд писал: «Самая хорошая работа – это высокооплачиваемое хобби». Увы, для большинства работа является не развлечением, а добровольным рабством. По данным американского института Гэллапа, во всем мире около 2/3 людей недовольны своей работой. Конкретно в Украине 67% из них медленно сходят с ума от ежедневной рутины, а 23% – открыто ненавидят то, чем занимаются. И лишь 10% украинцев заявляют, что хорошо устроились. И если вы не входите в число этих счастливчиков, работу нужно срочно менять. Но определить мечты и цели в жизни – это только полдела, гораздо сложнее – выделиться среди десятков других кандидатов на заветную должность и успешно пройти собеседование.

Допустим, чудо случилось – вас пригласили на собеседование, и вы уже с наслаждением представляете, как делаете ручкой нынешнему капризному боссу, а также покупаете на новую зарплату дорогущие туфли, о которых мечтали последние два года. Но не спешите радоваться.

«Обычно люди проваливают собеседование, потому что сильно нервничают, – говорит Елена Матвийчук. – Тут совет один: если не можете унять дрожь в руках во время интервью, ходите на собеседования как можно чаще до тех пор, пока это не станет рутиной. И тщательно готовьтесь к беседе. В Интернете вы найдете кучу статей, где перечисляются стандартные вопросы, на которые у вас должны быть заготовленные ответы с примерами из реальной жизни. И постарайтесь изучить всю доступную информацию о компании, в которой хотите работать, чтобы не выглядеть невеждой».

Читайте также: Как составить идеальное резюме?

Разговор тет-а-тет – не единственный вид собеседования, чтобы узнать, как человек ведет себя в конкретных ситуациях, иногда устраивают кейсовые интервью. 

«Я претендовала на должность аналитика в крупной международной компании, – говорит финансовый аналитик Мария. – После череды собеседований 20 кандидатов разбили на четыре департамента: эйчары, продажники, финансисты и производство. Нам смоделировали задачу – поиск помещения для нового завода. Каждый департамент имел свои вводные (например, эйчарам выдали опрос сотрудников о том, где они хотят работать, а финансисты изучали цены на аренду). Само собой, помещение, которое устраивало один департамент, категорически не подходило другому – командам следовало пролоббировать свои интересы. Но оценивалась не победа, а умение работать в коллективе. Во время кейсового собеседования важно проявлять активность и грамотно отстаивать свою точку зрения. Я люблю такие штуки, поэтому интересно провела время».

Читайте также: Шесть правил успешных отношений с коллегами

Впрочем, одно дело – участие в занимательной бизнес-игре, и другое – интервью со «стадом».

«Во время кризиса я соблазнился зарплатой в $2000 и отправился на групповое собеседование в благотворительный фонд, который помогает бомжам, хотя прежде руководил производством керамики и ничего в подобных делах не смыслю, – говорит Евгений. – Нас (пятерых человек) усадили за стол и попросили по очереди рассказать о себе и о том, как мы готовы помочь фонду. После рассказа первого кандидата каждый следующий подстраивался под то, что говорили до него. Звучало это неискренне и отвратительно. Я решил ни под кого не подстраиваться и предложил свое видение сотрудничества с учетом навыков в производстве. Работу я не получил, но зато не выставил себя дураком».

Елена Матвийчук считает, что Евгений все сделал правильно: «Групповое собеседование в таком виде – это, на мой взгляд, неуважение к кандидатам. Работодатель заботится только о своем времени: у него есть полчаса и пять человек, которых нужно быстренько “прогнать”, чтобы выбрать более-менее подходящего. Ничего хорошего такой подход, конечно, не принесет».

Читайте также: Новая работа: пять правил новичка

Тест на IQ – еще один вариант собеседования, который часто проводят в том случае, если у человека заведомо нет опыта для кейс-интервью и нужно оценить его потенциал. Однако Американская психологическая ассоциация сделала доклад, в котором сообщила, что IQ говорит лишь о 29% производительности – остальное зависит от навыков общения, характера человека и так далее.

«Чтобы проверить личностные качества кандидата, эйчаров специально учат устраивать стрессовые интервью, – говорит Матвийчук. – Но тут должен возникнуть вопрос: “Если компания проверяет меня в таких жестких условиях, что же будет дальше?” Лично я не считаю чересчур стрессовую работу достойной даже очень больших денег. Здоровье важнее».

Когда на собеседовании дело доходит до обсуждения зарплаты, многие теряются: стыдно озвучить слишком высокую цену, но и продешевить тоже не хочется. 

«Вы должны понимать “среднюю температуру по палате”, – советует Елена. – Изучите сайты о работе, прочитайте исследования, расспросите коллег. Так вы будете понимать реальный уровень зарплат в отрасли. Другой путь – набросить к старой зарплате 20-50%, но не больше, иначе вам трудно будет это обосновать. Четких правил обсуждения зарплаты не существует – здесь важно уметь вести диалог и договариваться. Например, можно сойтись на том, что первые полгода оплата вашего труда будет скромной, но потом, если вы хорошо себя покажете, ее поднимут или оформят премию за успешный проект. Главное – не начинать собеседование с фразы: “А сколько вы будете мне платить?” Эйчары такое не любят, ведь любая компания ищет сотрудников, для которых деньги – не единственная мотивация. Если это точно не про вас, то хотя бы сделайте вид, что просто любите работать…»

Текст: Роман Щербаков
поделиться:

Войти с помощью: