UA
RU

Как изменилась музыкальная индустрия за последние годы?

Редагувати переклад

За последние годы музыкальная индустрия кардинально изменилась. Как артисты строили карьеру вчера и делают это сейчас – наш сравнительный анализ.

CBS RADIOs Third Annual We Can Survive 2015

Более полувека назад, чтобы донести до поклонников информацию о планах, новых релизах, грядущих гастролях и подогреть интерес, исполнители и их менеджмент прибегали к отработанным схемам: пресс-конференциям, интервью в журналах, на радио, телевидении. Чуть позже появились отдельные PR-кампании и официальные сайты. В наши дни раскрученные артисты все еще пользуются подобными рычагами, но, скорее, по инерции. Теперь прямой контакт с фанами осуществляется за счет социальных сетей и микроблогов.

Любые новости слушатель гораздо быстрее получает через Facebook, Twitter и Instagram. Более того, в условиях Web 2.0 допустима обратная связь, так что для поддержки мощного информационного поля описанная выше громоздкая махина музыканту теперь совсем необязательна.

Раньше артист практически не имел возможности самостоятельно выйти на рынок. Необходима была звукозаписывающая компания, на подписание договора с которой (часто не очень-то выгодного) уходили годы. Лейбл печатал пластинки и диски, обращением в торговле занимались дистрибьюторы. Сегодня все это звено можно легко опустить. Дело не только в переходе к цифровым файлам – MP3 и прочим форматам – но и в появлении платформ для свободного распространения музыки в Сети. На Soundcloud, Bandcamp, Mixcloud исполнитель может самостоятельно размещать контент, создавать виртуальные «визитные карточки», к которым любой на планете имеет доступ.

По сути, произошла подмена каналов дистрибуции. Нынешний сценарий крайне удобен для потребителей, однако зарабатывать при таком порядке стало тяжелей. Продукт должен быть действительно стоящим, чтобы человек захотел его купить, а не скачать бесплатно или послушать на стриминг-ресурсах. Последнее – прослушивание композиций без загрузки на компьютер – нынче широко встречающееся явление. Самые известные стриминг-ресурсы — Spotify, Apple Music, Вскорости свой аналог запускает BBC.

Потребитель с любого устройства (лэптопа, планшета, смартфона) бесплатно (но с рекламой) или за небольшую абонентскую плату получает доступ к десяткам миллионов песен артистов со всего мира. По сути, стриминг-сервисы кажутся современным эквивалентом радио. С той лишь разницей, что здесь человек может не только внимать подборкам экспертов, но и составлять собственные плейлисты, да еще и делиться ими с друзьями. Радио из прошлого проигрывает. Соответственно, музыкантам выгодно присутствие на стриминг-ресурсах. К тому же им отчисляются пусть и небольшие, но проценты.

Так же, как попадание на радио не есть решающим, так и прописка на музтелеканалах сейчас для артиста не столь важна, как когда-то. Вместо MTV теперь есть Youtube и Vimeo — бесплатные видеохостинги, куда музыканты или их представители сами загружают клипы, концерты и даже имеют собственные каналы. У YouTube аудитория несравнимо больше, чем у любого музыкального телеканала.

Однако есть и вещи незыблемые: краеугольным камнем в карьере всякого исполнителя остаются живые выступления. Концерты – почти единственный реальный и существенный доход музыкантов. Часто альбомы группы записывают, лишь бы оправдать следующее турне, ведь продажи записей падают каждый год. Тогда как на шоу люди продолжают ходить с удовольствием.

Статьи по теме