Sweet escape: 8 способов убежать от реальности

О том, какими способами на протяжении всей своей истории люди пытались убежать от реальности, задумалась Анна Кондратенко.

вакханалия

Недовольство заведенным порядком жизни проявилось еще на заре истории человечества. Стремление уйти от действительности даже получило свое название – эскапизм. Например, в рациональном обществе древних греков лазейкой для бегства от забот были вакханалии, устраиваемые в честь бога вина Диониса и оправдывавшие самое разнузданное поведение. Хотя с точки зрения закона эти сборища были не санкционированы.

Но вакханатов, особенно женщин, это не останавливало. Древнегреческие матроны, бытие которых ограничивалось домоводством и раздачей указаний рабыням, с особой страстью пускались во все тяжкие. Фанатки Диониса бежали в леса-горы, чтобы там вдоволь оттянуться: в полубессознательном состоянии они носились по окрестностям, отпугивая местных жителей плясками и животными жертвоприношениями.

Не обходилось и без сексуальных утех – иногда с добровольцами, иногда – со взятыми силой несчастными. «Бегом спасались мы от вакханок, а то бы разорвали», – писал Еврипид в трагедии «Вакханки». Не в меру буйных отряды обученных юношей силой уволакивали с мест преступления, а затем отпаивали отрезвляющим зельем.

Средние века не были такими уж мрачными: католическая церковь заботилась, что ее паства не скучала, предлагая отмечать 80 праздников в год! Религиозный эскапизм был на подъеме. Если не было сил терпеть сварливую женушку, вы легко могли отправиться в паломничество и провести в скитаниях полжизни – подальше от семейных обязанностей. Вояжи обычно совершались под христианским лозунгом «Оставь все и следуй за мной».

Читайте также: Хорошая жена: правила современного брака

Например, будущий святой Франциск Ассизский был типичным представителем средневековой «золотой молодежи», но одним махом покончил с разгульной жизнью, отказавшись от мирских благ. И все это в пику отцу, с которым у него произошел конфликт: «Я желаю служить одному Господу и отказываюсь от всего имения отца и от одежды, которую от него получил», – заявил он и для усиления эффекта прилюдно обнажился. А затем долго слонялся по окрестностям, прежде чем вошел в историю основателем нищенствующего ордена.

Франциск Ассизский

Был еще один способ отпочковаться от ненавистного сословия — примкнуть к маргинальной группе странствующий менестрелей. Эти ребята скитались по стране, исполняя песни для королей и герцогов и очаровывая дам. Они должны были смешить богатую публику – например, вот так: «Один прыжок, один свисток и один пук-пук». Это слова из песни, исполняемой при дворе короля Генриха II мелким феодалом Роландом Пердуном. Туалетный юмор был близок не только создателям голливудских комедий!

Где-то к концу XV века людское племя пришло к выводу, что каждый человек имеет право на счастье и свободу. И сразу оказалось, что социум устроен из рук вон плохо… Идеологом рая на земле стал Томас Мор, написавший знаменитую «Утопию» (полное название звучит не слишком самокритично – «Самая полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка…»). Тогда всерьез обсуждали государственное устройство вымышленного острова Утопия, где нет денег, налогов, рабочий день длится несколько часов, а затем все жители отправляются вести философские беседы за чашечкой чая.

Так зародился социальный эскапизм. А если вы думаете, что свободную любовь придумали хиппи, то сильно ошибаетесь. Более чем за сто лет до них в округе Онейда американского штата Нью-Йорк появилась коммуна, где проповедовали общность жен и имущества, а детей воспитывали скопом. За отлынивание от общественных работ лишали секса. Коммуна оказалась экономически успешной и даже выпускала товары на экспорт. Она просуществовала 30 лет – до 1881 года и насчитывала 300 человек. Сегодня ее реорганизовали в… акционерное общество, а столовые приборы под маркой Oneida Limited успешно продолжают жить.

Читайте также: Мечтатели: новое движение тви

К концу XVIII века начинается бегство от индустриализации. Хороший тон — устраивать пикники на природе или часами предаваться раздумьям, созерцая ландшафты. Из пушкинского «Евгения Онегина» мы узнаем, как однообразна жизнь светского аристократа с его тщетными попытками избавиться от хандры. Знать убивала время, как могла – крутила романы или созывала гостей на спиритические сеансы. Из уст в уста передавались слухи примерно такого толка: «У графини N прошлого вечера дух играл на скрипке, танцевали стулья и летали пепельницы». Для веривших во всю эту чертовщину духи играли роль справочной службы – у них пытались выведать, например, где провела вечер жена.

Евгений Онегин

На сломе XIX и XX столетий творилось что попало: европейцы погрузились в оккультизм и восточные религии. Реальность оказалась на задворках. Мистик Алистер Кроули создал коммуну, провозгласив ее религией секс, наркотики и магию (лавочку прикрыли после того, как один из адептов умер, напившись кошачьей крови). Постимпрессионисты мечтали об эпохе Возрождения. Декаденты и богема погрузились в фантазии, подогревая воображение абсентом и опиумом. Сиропами с морфином баловались мамаши, заодно утихомиривая ими своих буйных чад (к этому открыто призывали рекламные плакаты). Ученые, артисты и художники открыли для себя мескалин, а популярный тонизирующий напиток «Вино Мариани» с экстрактом листьев коки полюбили фантасты Герберт Уэллс и Жюль Верн.

Пережив две мировые войны, общество нуждалось в перезагрузке. И ею стало Средиземье — вымышленная Вселенная оксфордского профессора Джона Толкина. После публикации «Властелина Колец» мир помешался на эльфах и хоббитах. Движение хиппи узрело в Толкине единомышленника, считая, что в книге отображено современное несправедливое устройство общества, а кольцо всевластия и вовсе символизирует ядерную бомбу.

Ну и пошло-поехало: субкультуры сменяли одна другую, рок-музыканты уходили в астралы прямо на сцене, как это было с Сидом Бареттом из Pink Floyd – он молча стоял перед толпой фанатов, пока остальная группа продолжала играть. Ах да, появился Интернет и компьютерные игры – теперь бежать от реальности стало совсем просто. Самые сознательные с головой погрузились в работу. А что? Уже существует термин «рабочий эскапизм» – как ответная реакция на проблемы в личной жизни и окружающую реальность.

поделиться:

Войти с помощью: