Закрыть
UA
Жизнь

Симфония Севера: отпуск в Норвегию

Поделись:

Забудьте про невозможную жару и пляжи с раскаленным песком – летом лучше отправляться в Норвегию, уверена Елена Заяц.

Норвегия

Есть ли среди вас такие же противники пляжного отдыха, как я? Масса моих знакомых всегда твердила: «Летом не могу без моря». У меня почти всегда получалось наоборот – на море в самый горячий сезон я ездила всего пару раз. И убеждена, что ничего не потеряла – я люблю погоду, когда уже достаточно тепло, чтобы посидеть на берегу, слушая мягкие переливы волн, но холодно, чтобы купаться.

Кстати, морей в Норвегии целых три: Баренцево на северо-востоке, Норвежское – на западе и Северное – на юго-западе страны. Самое благоприятное для туристов время наступает со второй половины мая и длится все лето. Я попала в Норвегию чуть раньше – в самом начале мая, поэтому многие примечательные места этой удивительной страны (для меня самой красивой в мире) были закрыты — некоторые трассы севернее Согнефьорда, в том числе знаменитая живописная Дорога троллей, в тот период еще были засыпаны снегом и покрыты льдом.

Театр природы
Прежде чем добраться до самого крупного норвежского фьорда (морского залива, глубоко врезавшегося в сушу) Согнефьорда, мы преодолели 500 км на машине от маленького аэропорта близ Осло. Природа за окном была похожа на симфонию со сложными партиями, эмоциональный накал которых усиливался по мере развития. Мы застали все времена года, кроме осени – несмелую весну с едва пробивающейся травой, щедрое лето с цветущими деревьями и суровую зиму на обратной дороге домой – перевал на пути нашего следования засыпало снегом, так что нам пришлось дважды менять паромы, чтобы успеть на рейс.

Норвегия дышит простотой. Уже после поездки в Киеве я познакомилась с шеф-поваром кулинарного театра Vertshuset Skarven Гуннаром Йенсеном, который работает на севере, в Тромсе. Он проводил мастер-класс по разделке и приготовлению красной рыбы. И меня поразило то, как он обращается с продуктами – масло для него просто масло, а не «именно это вот такого отжима», вино просто вино, а не «произведенное в этом регионе на той винодельне». В Норвегии важен естественный ход событий – на фоне фантастически быстрой и неизменно красивой смены капризов природы суета невостребована.

Читайте также: Путь к красоте: Marie Claire отправился в Бразилию

Нужно лишь сесть на веранде дома (наш был прилепившийся на утесе высотой в километр, двухэтажный, на пять человек, с холодильником для рыбы и панорамным окном) с чашкой дымящегося чая в руке и обратить свой взгляд на фьорд. А там – облака, меняющие свои формы, радуга и морские свиньи, мягко пофыркивающие, когда выныривают из воды.

Для любителей ходить пешком и ездить на велосипеде тут масса возможностей – специально проложены туристические маршруты, однако мы предпочитали покрывать большие расстояния на авто. Дороги поначалу заставляют цепенеть – в один ряд, с карманами для разъезда встречных машин, ограниченные с одной стороны скалами, с другой – холодной водой. По пути водителю главное заставить себя не смотреть по сторонам – а там причудливые горные рельефы, густо покрытые растительностью, белые пятна пасущихся барашков, камни разных форм и водопады, водопады…

Норвегия

Голубые дали
В получасе езды от того места, где мы жили (у него даже не было названия, ближайшая деревня была в 5 км от нас), находилось одно из ответвлений Согнефьорда – Аурландсфьорд. Это особенное место – с покатыми холмами, уходящими в воду на горизонте, рядами стройных сосен на склонах, беспокойными, нарезающими круги чайками и корягой на берегу, похожей на останки вымершего динозавра. Задержать свой взгляд стоит и на редких остатках Средневековья: ставкирках – деревянных церквях с чешуйчатыми крышами, которых сохранилось 28 из 1700. Примечательное в них – интригующий микс христианства и наследия викингов: растительно-животные орнаменты «по мотивам» вы наверняка не раз видели в фэнтезийных сериалах и фильмах. Старейшая из церквей называется Урнес, и если вы не успеете на паром, вам придется минут сорок красться вдоль скал по очень узкой дороге. Зато будете вознаграждены вселенским спокойствием, царящим вокруг.

Самое необычное, что мы увидели в Норвегии – это ледник Йостедаль, самый большой в континентальной Европе. Голубой лед – вовсе не эвфемизм. Ледник будто живой – чтобы к нему добраться, придется скакать по валунам, а подойдя вплотную, от неожиданности замереть: он беспрерывно потрескивает – кажется, ведет с самим собой долгий диалог. По леднику можно походить под наблюдением инструктора, но для этой цели нужно приехать в туристический центр рано утром. Обзор на Йостедаль открыт с трех точек, мы выбрали ту, что была близ поселка Гаупне.

Читайте также: Как путешествовать по Иордании

Несмотря на то, что большую часть времени мы провели на природе, в город все же добрались: Берген – второй по величине в Норвегии, с населением примерно в 250 тысяч человек. Этот порт расположен на берегу Северного моря на холмах. Здесь, прямо как в родном городе сумеречной Беллы Свон, очень часто идут дожди, однако нас он порадовал проблесками солнца: на побережье довольно тепло, и причиной этому – Гольфстрим. В Бергене родился Эдвард Григ – норвежский композитор-романтик, а главной достопримечательностью, запечатленной на всех открытках, является верфь Брюгген, напоминающая о расцвете торговли во времена ганзейских купцов, пришедших к власти в XIV веке и продержавшихся до XVIII. Брюгген представляет собой ряд разноцветных деревянных построек с треугольными крышами. Сейчас тут рай для туристов: сувенирные лавки, галереи местных художников, кафе и рестораны.

Шестое чувство
Норвегия – дорогая страна, но уезжать, не попробовав все ее специалитеты, будет обидно. Правда, не факт, что вам они понравятся: например, лютефиск – зимнее блюдо из сушеной трески, замачиваемой в соде, или бруност – козий сыр коричневого цвета со сладковатым привкусом. Или аквавит – крепкий алкогольный напиток, который производится из картофеля и настаивается на специях. Зато все, что приготовлено из норвежского лосося и баранины, можете пробовать смело – качество и свежесть продуктов не подведут.

«Не хотите остаться? У нас есть вакансии на заводе по сборке холодильников», – простодушно предлагал нам норвежец Руне, с которым мы подружились во время поездки. Местные, живущие на лоне природы, используют все ее дары и преимущества: например, у Руне, кроме основной работы, была своя овечья ферма, а еще он ловит рыбу и крабов, а летом в лесу, до которого рукой подать, собирает ягоды и грибы. Единственное, на что он жаловался – так это на суровых норвежек, которые в пылу ссоры вполне могут дать тумака своему мужчине. Но нам такая их самостоятельность очень даже помогла – мы опомниться не успели, как две девушки на перевале вытолкали нашу машину с обочины, на которой мы застряли.

Что я скажу в заключение: даже самые громкие эпитеты не в силах описать мощь и красоту норвежской природы. Это все нужно видеть, слышать, обонять – в общем, задействовать все органы чувств, слиться с суровыми пейзажами, раствориться в них. А еще летом там тепло, но не жарко. Чем не аргумент?

Также читайте