Каждый год бьюти-индустрия тестирует новые ингредиенты и технологи, придумывает что-то новое и старается удивить поклонников ухода за кожей. Косметические химики рассказывают о том, какие технологии сейчас популярны и стоит ли им доверять.
Казалось бы, еще совсем недавно было популярно множество средств, а сегодня косметички минимально оснащены косметикой. Мы рассказываем, что происходит с beauty-индустрией и каких новинок от нее ждать.
Читайте также: ФЕЙС-ФИТНЕС: ДЕЙСТВЕННЫЙ СПОСОБ ПОДТЯНУТЬ ЛИЦО ИЛИ МИФ?
Патчи с микроиглами находятся в центре внимания — и не только косметического. Такой способ называется способом трансдермальной доставки веществ. Ученые рассматривают его в качестве нового формата вакцины от гриппа, контрацепции и даже терапии сахарного диабета. У этой технологии есть очевидное преимущество перед инъекциями: не страшно, не больно и можно делать самому. Именно поэтому для начала такую технологию начали применять в косметологии.
В косметической индустрии патчи с растворимыми микроиглами вышли на передовую благодаря способности доставлять вещества в глубокие слои дермы. При наружном применении любого средства, всегда есть одно препятствие — защитный барьер кожи. В то время как для патчей защитный барьер — не проблема: тончайшие иглы остаются в коже и растворяются.
Большинство исследований об использовании этой технологии в косметике проводится в Корее. Там ученые обнаружили, что микроигольные патчи с гиалуроновой кислотой в комбинации с кремом для возрастной кожи более эффективны в сохранении упругости кожи, чем каждое средство по отдельности. Также ученые подтвердили, что аденозиновые патчи с микроиглами раз в три дня не уступают по эффективности ежедневному двухразовому нанесению крема с аденозином — важной молекулой, участвующей в энергетическом обмене клетки. Пока можно предположить, что это один из самых интересных и перспективных способов доставки активных веществ в кожу.
Читайте также: ПАТЧИ ДЛЯ ГЛАЗ: КОМУ ОНИ НУЖНЫ И КАК ПРАВИЛЬНО ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
За последние десять лет несколько косметических брендов выпустили косметику, направленную на защиту от загрязнений из окружающей среды. Не всегда на продукте внятно написано, от чего и как именно он защищает, но «anti-pollution» стало модной маркировкой.
Тренд начался с данных о том, что тонкодисперсные частицы, называемые PM2.5, вредят коже: некоторые исследования называют их одной из серьезных причин «преждевременного старения». Частицы PM2.5 — это соединения тяжелых металлов, минеральных солей, хлопья сажи. Попадая на кожу они влияют на формирование возрастной пигментации и вызывают оксидативный стресс. Благодаря крошечному размеру частиц попадание на кожу неизбежно. Именно это послужило причиной создания новых специализированных линеек по уходу за кожей и вызвало огромный интерес среди потребителей.
Процесс ферментирования уже не первый год используется и в производстве косметики. Как это часто бывает с разными веществами, полезные свойства ферментов в качестве пищи автоматически переносят и на косметику. Линейки косметических продуктов с ферментированными ингредиентами в своем широком ассортименте уже представлены у японцев и корейцев.
В странах Азии ферментация продуктов питания особенно распространена, поэтому и исследования в сфере ферментирования косметики к нам приходят в основном оттуда.
Ученые предполагают, что ферментированные продукты по действию могут быть похожи на кислоты, но о полноценном применении данного метода говорить пока рано. Зато они обнаружили повышенную эффективность ферментированного экстракта женьшеня и соевого молока как компонентов для возрастной косметики, но проверялись эти вещества только на лабораторных клетках кожи. К сожалению, пока это не дает представления, как они будут работать на настоящей человеческой коже и влиять на ее защитный барьер. Идея использования продуктов ферментации в косметике довольно перспективная, так как очень благоприятно влияет на окружающую среду и экологию.
Читайте также: ПОЧЕМУ ВАМ НУЖЕН ВИТАМИН В12?
Если вы не слышали о стволовых клетках — это такие незрелые клетки, которые могут образовывать и превращаться в клетки любых органов и тканей. Исследования в области стволовых клеток позволяют лучше понимать механизм возникновения различных заболеваний, тестировать новые препараты на безопасность и эффективность и исследовать способы замещения поврежденных тканей. Исследования и клинические опыты в области стволовых клеток довольно прогрессивны и многообещающи. На сегодняшний день они являются самыми успешными.
Способность замещать поврежденные ткани здоровыми заинтересовала и косметическую индустрию. На полках появились продукты с гордой пометкой «stem cells». В производстве косметики задействованы стволовые клетки растений, которые по определению не могут превращаться в клетки человеческой кожи. Большинство средств содержит лишь экстракты растительных стволовых клеток.
В лучшем случае экстракты растительных стволовых клеток в составе средства обладают антиоксидантным эффектом. За такими средствами необходимо следить. Для того, чтобы они работали, нужна определенная упаковка и минимальный контакт с кислородом.
Читайте также: ПЕРЕСАДКА ЛИЦА И СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ: ВСЕ О БУДУЩЕМ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ
В этом году в мире косметики появилась очередная многообещающая новинка. Ученые открыли циркадин-Б. Как утверждают исследователи – это «уникальный компонент», за которым стоит Нобелевская премия. Ингредиент, полученный из корейской травы, способен налаживать циркадные ритмы клеток кожи и даже защищать от голубого излучения.
Нобелевскую премию в 2017 году в области физиологии действительно получила группа ученых за открытия в области молекулярных механизмов, регулирующих циркадные ритмы. Исследования были проведены на мелких насекомых.
Инновационный компонент циркадин — это… мелатонин. Тот самый, которым уже не первое десятилетие люди облегчают себе бессонницу. Для оптимальных циркадных ритмов кожи и всех остальных органов по-прежнему существует главный секрет – здоровый сон. Но несмотря на выше перечисленные факты, исследования в области нового компонента продолжаются.
Пептиды — это короткие цепочки аминокислот. От белков они отличаются размером — пептиды содержат менее пятидесяти аминокислот. В косметику для ухода эти мини-белки кладут с разной целью. В основном их используют для борьбы против пигментации или создания искусственного загара. Но чаще пептиды используют как компоненты для возрастной кожи, и именно в этой роли их больше всего исследуют.
В косметике встречается пять видов пептидов: сигнальные, нейротрансмиттеры, ингибиторы энзимов, транспортные и антимикробные. Лучше всего изучены сигнальные — пептиды, которые появляются в результате распада коллагена и сообщают коже, что пора произвести еще. Нанося состав с такими пептидами, мы подаем коже ложный сигнал о повреждении, на починку которого нужно немного свежего коллагена.
Пептиды-нейротрансмиттеры часто описывают как замену ботоксу. Их смысл в том, чтобы устранять морщины через расслабление мышц. Но если бы это было возможно в настоящий момент, вся индустрия косметологии перевернулась бы с ног на голову. Дело в том, что доставить пептиды глубоко в кожу совсем непросто. Группа ученых попробовала разработать форму, в которой аргирелин будет попадать куда надо — но в выводе исследования они указали, что в силу огромной стоимости такой технологии она вряд ли дойдет до рынка и будет пользоваться спросом.
Многообещающими выглядят исследования в области антимикробных пептидов — их рассматривают как более эффективную и безопасную альтернативу антибиотикам. Антимикробные пептиды умеют бороться с биопленками — одним из ключевых факторов устойчивого акне.
Микробиом кожи содержит более десяти миллиардов микроорганизмов, и многие из них служат нам на пользу. Например, создают неблагоприятные условия для размножения патогенов и обучают клетки кожи с ними справляться.
Антибиотики уничтожают не только патогенные штаммы, но и тот естественный микробиом, который необходим для здоровья кожи. Длительное нарушение микробиома кожи может приводить к еще большим воспалениям.
Косметика с пробиотиками — один из главных фокусов исследований в уходе за кожей с измененным микробиомом: с атопическим дерматитом, с акне. Некоторые эксперименты показывают, что нанесение пробиотиков на кожу укрепляет колонии «хороших» бактерий и подавляет рост и активность колоний-вредителей, причем мягким и не нарушающим микробиом путем. Но микробиота — сложнейшая система, в ней тысячи бактерий. И акне вызывает не одна из них.
Десятилетние исследования эффективности пробиотиков в лечении и профилактике заболеваний часто ведут к противоположным выводам. Часть исследований проведена на маленькой выборке, что вызывает сомнения в их точности, а часть спонсирована косметическими или фармацевтическими компаниями. У людей могут наблюдаться различные реакции на лечение пребиотиками. Скорее всего, микробиота индивидуальна и косметику или лекарства с пробиотиками нужно будет подбирать каждому человеку отдельно.