Как воспринимать современное искусство? На какие знания опереться при просмотре той или иной работы? Стоит ли вообще ходить в галереи, если все чаще там мало что понятно.
В преддверии своей выставки «Мольба о бесчувствии» рассказывает Яна Ланде — одесский художник, чьи работы экспонировались в Англии, Америке, Европе, а картину из первой серии работ ГИМН&ОДА прямо на открытии приобрели для музея Гуггенхайм (США).
У искусства нет никакой утилитарной функции. Более того — если вам удается объяснить практическую пользу, то, скорее всего, это будет предмет из категорий дизайна или моды.
То, что искусство находится вне общедоступных понятийных рамок, я реально осознала на последней ярмарке «Арт Базель». Там параллельно выставляются современное искусство и дизайн. Красивые высокотехнологичные предметы из экспозиции Design с понятным назначением имели конкретную стоимость, но их невозможно сравнить с неописуемыми объектами из раздела Unlimited, ценность которых можно будет понять только спустя время.
Считаю, что самый верный способ научиться воспринимать современное искусство — это «воспитывать» глаз. Сначала можно просто ходить на выставки и смотреть. Через какое-то время вы научитесь слышать себя и понимать, что вам нравится, что откликается, а что не вызывает никаких переживаний. Когда будет найдено то, что вам близко, начнет притягиваться то, что вызывает схожие эмоции. И тогда уже можно «подкормить» свой естественный интерес теоретическими знаниями. Такой путь мне кажется наиболее естественным.
Контактируя с современным искусством, человек испытывает разные эмоции — от полного недоумения до восторга или отвращения. Считаю, что очень важным индикатором является послевкусие от увиденного и прочувствованного. Иногда непосредственно в момент восприятия эмоции могут быть диаметрально противоположными тому, что ты чувствуешь после. Именно послевкусие — главный индикатор мощности художественного высказывания. Как долго вас «держит» увиденное, происходит ли после внутренняя работа, какие глубинные тайны вашей души были затронуты, о которых вы раньше не догадывались? На этих планах находится основная работа художника.
Сегодня пространство позволяет черпать любую информацию. Не будучи специалистом в какой-либо сфере, проведя час в интернете в поиске сведений на заданную тему, вы можете легко получить общие представления по интересующим вас вопросам. Дело лишь в том, насколько хватает вашего интереса, чтобы углубиться в материал, и в вашей способности к восприятию и наполнению.
Можно провести, например, такую аналогию. Когда вы плывете по поверхности, то кайфуете от волн, скольжения по глади моря. Но вы также можете нырнуть с маской и увидеть чуть глубже подводный мир, который скрыт от глаз, и получить невероятно яркие ощущения. Конечно, есть еще глубокое погружение: когда вы ныряете, уже будучи натренированным, умея задерживать дыхание, туда, где есть большие перегрузки давления — это сложно, но то, что вам откроется, не сравнится ни с чем.
Такой подход можно применить и к пониманию искусства. Каждый сам себе выбирает уровень подготовки для погружения.
Слово «художник» имеет более широкое значение, чем «человек, пишущий картины». Это может быть живописец, но также и актер, композитор, режиссер, писатель, поэт — словом, каждый, кому есть что сказать через творчество. Сегодня не существует чистых жанров: смешиваются техники и способы самовыражения, подключаются новые технологии, но все работает на одну цель — донести посыл до зрителя. Если художник не был услышан или его никто не понял, то акт творчества остается прерванным, бесполезным, безжизненным. Мы ждем своего зрителя каждый раз с замиранием сердца, потому что самое ценное, что у нас есть, это вы.