Радио Аристократы сделало то, на что долго никто не мог решиться: показало музыкальную индустрию независимой Украины через призму взглядов людей, которые ее строили, строят и будут строить.
Как сейчас выглядит Вика Врадий, чем занимаются «Брати Гадюкіни», какой вклад сделал Кузьма Скрябин для того, чтобы индустрия была такой, какой она есть сейчас. Почему Quest Pistols и Kazaky не считают свое творчество эпатажем, но уверены — они совершили прорыв в таком закрытом обществе, как наше. И как выглядит «эпатаж» в 2019-м в лице «Балдьож» и «Хамерман Знищує Віруси»?
Мы сняли фильм — потому что этого хотели. Вот и вся магия. Режиссер Любава Петрив в самом начале предложила снять фильм именно об эпатаже на украинской музыкальной сцене. Но в итоге все трансформировалось в фильм о смелости, такой жаркой и настоящей в ее разных проявлениях, и эпатаж стал не единственным инструментом, на котором остановился фокус.
Понимая тенденции в YouTube, информационную переполненность и гонку за просмотрами и лайками, мы немного побаивались начинать фильм с рассказов Вики Врадий, «Братів Гадюкіних», и ретро-воспоминаний клавишника «Скрябина» о 89-90 годах, о которых скорее всего современное поколение не знает. Но и тут срабатывает правильный механизм у тех, кто хочет, чтобы контент был не только развлекательным, но и образовательным. А это важно, ведь все очень просто: мы считаем, что тем, кто свободен сейчас, стоит знать, почему у них есть это право, и ответ кроется в рассказах именно первых героев.
Вика Врадий («Сестричка Вика»): «То був бунт!»
«Брати Гадюкіни»: «Ми не випадкові люди, сталась ця формула».
Шура Гера (группа «Скрябин»): «Свобода була у всьому. Дякуючи Кузьмі з Ростиком я став тим, ким я є зараз».
Анжелика Рудницкая, президентка «Тер. А»: «Я дуже не хотіла працювати в банях, як інші артисти. Люди їдять, а їм співають, давай ще «Мурку» подавай, і всі ці приколи. А «Територія А» зламала цю ситуацію. Артистами почали захоплюватись».
Когда в фильме мы переходим от украинского феномена «Территория А» с его истинной свободой к 2000 году и его более коммерческому подходу, мы понимаем, что индивидуальность интересно исследовать, как раз под прожектором времени. Как сказал Олег Скрипка, который на «Максидроме» среди рокеров в черном и шипах, выступал в яркой переливающейся рубашке и во вьетнамках: «Індивідуальність кристалізує простір».
Антон Савлепов (Quest Pistols/АГОНЬ): «Протест? Против кого? Я понимаю вас многих, кому хочется что-то плохое со мной сделать, когда видят меня и слышат. Но просто мне так нравится выглядеть, я нормальный человек».
Костя Боровский (Quest Pistols/АГОНЬ): «Протест в лучшем случае тогда мог быть против бабушки на лавочке, которая могла сказать: «Наркоман, посмотри на него!» Да, ты вдохновляешься своими героями, которые реально могли противостоять против какой-то системы, но не в нашем случае, мы сейчас говорим про 2007-2008 год, какая тогда была система? Нам просто нравилось так жить».
Нам самим было интересно рассмотреть ближе и такие индивидуальности нулевых, как Quest Pistols, которые родились во времена уникальной музыкальной программы «Шанс», «Пающие Трусы», созданные как протест на девичьи, однотипные группы, и Дашу Астафьеву, которая утверждает, что она как раз знает, о чем она шепчет, и делает это, как никто другой, да и вообще готова раздеться прямо сейчас и мы запомним это на всю жизнь. Все они рисковали и делали то, что не делали другие.
Леся Патока: «Элтон Джон, который всю свою жизнь выступал на платформах и на каблуках: имело ли это грань в 80-х годах? И как на это смотрели, когда он выходил весь в стразах, камнях, с безумными перьями?»
В нашем фильме есть единственный человек, который не является музыкантом, но связан с музыкальной средой напрямую — и это Леся Патока, художница по костюмам, которая создает самые сумасшедшие образы для музыкантов. Мы хотели показать, кто же создает десятиметровые горошины, тапки из батона для Ляписа Трубецкого, костюмы из обивки дивана для Онуки и знаменитый пиджак со значками Вани Дорна.
Кажется, что сейчас все намного проще, и смелость есть у всех в кармане в виде телефона и свободного доступа к Сети. Но этого мало. Сейчас в эпоху «фаст-фуда», информационной переполненности у всех замылен глаз, и здесь уже важно иметь смелость пойти своей дорогой и не предать себя. Не потерять х-фактор внутри себя и развивать его. И это далеко не так просто, как взять и достать телефон и опубликовать что-то в Сеть.
Иван Дорн: «Меня не устраивает, что люди многие не понимают, куда идут. Зачем они существуют в этом мире».
Например, Dakh Daughters — уникальное фрик-кабаре и настоящее произведение искусства; Kazaky, которые встали на каблуки еще в 2010 году — мощный символ свободы; Дорн и его «Мастерская», ведь сложно запускать лейбл с нуля со своими ценностями и правилами. Ведь все вокруг стремительно давит. Алина Паш, которая сама себе продюсер, и сама себе эксперимент. «Балдьож» — символ интернет-поколения, девочки которые не понимают, как можно жить не в кайф. «Хамерман Знищує Віруси» — зеркало общества, которое выходит на сцену в коровьих желудках, костюмах традиционных ценностей или в образах киевских каштанов. Это ведь и есть свобода, которая у нас есть, она абсолютно уникальна. Ее надо ценить. И время осознать ее красоту. Ведь что может быть лучше в этой жизни, чем быть тем, кем ты хочешь? И это право есть только у действительно свободных людей в действительно свободной стране.
ХЗВ: «Это как норвежцы едят рыбу. Съедают филе, а все остальное выкидывают. Так и люди, они концентрируются на внешних, кайфовых, конечно, штуках, но дальше не пробираются».
Никогда не забудем момент и большие глаза Альберта из ХЗВ, когда в последние дни съемок он спросил съемочную группу, когда планируется запуск фильма, и в ответ услышал: «Через две недели». И его глаза стали еще больше, когда он узнал, как много уже сделано и в каких объемах. А у этих ребят круглые глаза бывают редко. На это и «Сезон Смелости» на Радио Аристократы, чтобы делать невозможное, по-своему и от души.
*хронология условна