К И Е В
У Л . Б О Г Д А Н А Х М Е Л Ь Н И Ц К О Г О , 2
Ц У М
Место, на котором через год предстанет обновленный конструктивистский фасад ЦУМа, было связано с коммерцией еще с XIX века. Тогда там располагался торговый дом Якова Бернера, но со сменой власти сменились и хозяева. Вместо 4-этажного дома с простенькими вывесками выросло здание, очень быстро ставшее настоящим символом Киева. Именно там жители Украины впервые узнали что такое универмаг, который работал по принципу отделов без перегородок, а также с эскалаторами – в ЦУМе они появились раньше, чем в киевском метро. Более того, именно в ЦУМе впервые был представлен самый большой ассортимент товаров украинских производителей.
В новой истории универмага эта традиция не будет утрачена (как, кстати, и исторический фасад, который удалось сохранить благодаря инновационной технологии – более
двух лет его удерживали металлические конструкции общим весом 500 тонн). Обновленный ЦУМ тоже поддержит местных производителей. Уже этой осенью будет объявлен конкурс на лучшие украинские товары в нескольких категориях (от одежды до продуктов питания). Победители, которых определит жюри из бизнесменов, активистов, журналистов и всех, кто захочет принять участие в открытом онлайн-голосовании, получат право определенное время продавать свои товары в ЦУМе на льготных условиях.
B L O O M I N G D A L E ’ S
Н Ь Ю — Й О Р К
3 R D A V E N U E , 5 9 T H S T R E E T & L E X I N G T O N
Потомственные коммерсанты Джозеф и Лиман Блумингдейлы всегда держали нос по ветру: поняв, что мода стремительно меняется, и кринолины, которые они продавали, уже совсем скоро будут никому не нужны, братья со своим магазином перебрались с Нижнего Ист-Сайда на Верхний. Причем решили максимально расширить ассортимент товаров и стали первыми, кто предложил американцам формат универмага. По сути, именно с братьев Блумингдейлов началась эпоха мерчейдайзинга: они вовремя смекнули, что покупатели «клюют» на яркие витри-
ны, и первыми в США стали уделять этому большое внимание. Потомки братьев тоже не подкачали: с подачи Альфреда, сына Лимана Блумингдейла, в начале 1970-х годов икона дизайна
Массимо Виньелли обновил логотип магазина и разработал для универмага специальные упаковочные бумажные пакеты с надписью Big Brown Bag. Они стали на- стоящим символом Bloomingdale’s и даже предметом коллекционирования. Более того, именно в их честь называют сезон скидок в универмаге: Big Brown Bag Sale – и этим все сказано!
S E L F R I D G E S
Л О Н Д О Н
O X F O R D S T R E E T , 4 0 0
Несмотря на свое местоположение в чопорном Лондоне, универмагу не чужды яркие идеи и новизна. Его основатель Гарри Селфридж первым представил формат универмага в Англии, сформулировал правило «Клиент всегда прав» и заложил традицию рождественских скидок. Пальму первенства в этом деле Selfridges держит до сих пор: рождественский отдел начинает свою работу за 142 дня до главного зимнего события, и в этом году на оформление подарков в универмаге уже заготовили почти 12 000 видов праздничной упаковки. Нонконформизм мистера Селфриджа до сих пор витает в стенах на Оксфорд-стрит: Selfridges – это единственный классический универмаг Англии где, среди прочего, можно сделать себе татуи-
ровку. Возможно, именно за такую страсть к экспериментам лондонский Selfridges дважды признавался лучшим универмагом мира и даже заслужил свой собственный телесериал – «Мистер Селфридж», вышедший в эфир в 2013 году.
L E P R I N T E M P S
П А Р И Ж
B O U L E V A R D H A U S S M A N N , 6 4
Это, пожалуй, один из немногих мировых универмагов, куда люди приходят не только за покупками, но и в поисках прекрасного. Le Printemps давно включен во все парижские путеводители как must see. Этот предвестник ар-деко со стеклянным куполом, покатыми сводами и мозаиками стал единственным крупным, но уникальным детищем отца и сына, архитекторов Жюля и Поля Седий, и разросся до трех зданий. В каждом из них – свое наполнение: женская и детская одежда и аксессуары; мужские товары; мебель и товары для дома. Главными новшествами Le Printemps в XIX веке стали освещение универмага электрическим светом, креативный подход к оформлению витрин и сезон распродаж с наибольшими скидками до 80%. Универмаг с лозунгом «Моя честь – это моя честность» сохранил традиции и добавил к ним другие приятные моменты: именно в Le Printemps самый большой отдел косметики и парфюмерии в мире, а еще в первый день весны всем посетителям там вручают букетики фиалок.