Тийна, мы знаем, что в декабре у вас выходит новая книга. Книга увидит свет 21 декабря, так что я сама еще не держала ее в руках. Она называется «Наука красоты. Из чего на самом деле состоит косметика». Изначально я не планировала писать книгу для широкой публики. Как вы знаете, в прошлом году у нас с Яной Зубцовой вышли «Бьюти-мифы», которые неожиданно для меня стали очень популярными – книга вошла в шорт-лист Озона, ею заинтересовались иностранные издательства, что тоже поразительно. Я работаю в бьюти-индустрии около 25 лет, но мне все еще кажется, что это издание для узкого круга профессионалов. Оказывается, людям эта тема крайне интересна.
Что касается нового проекта, то я очень много лет собираю информацию по ингредиентам. В 1998 году, когда я начала работать тренером, мне дали брошюру из 12 страниц с картинками и названиями. Книгу подобного содержания я последний раз держала в руках в трехлетнем возрасте, да и то сочла ее достаточно скучной. Мне же предложили провести тренинг по той брошюре. Я пошла в библиотеку, но оказалось, что информации по данной теме практически нет. И я стала собирать все, что стало попадаться на эту тему. Благо, я свободно читаю на трех языках, потому что все, что мне удалось найти на русском – это советы красоты от царицы Клеопатры. Непонятно, когда она успевала править Египтом, потому что только тем и занималась, что следила за собой.
Какое-то время я надеялась, что кто-то такую книжку напишет, но реальную информацию о происхождении ингредиентов и их химическому составу, их воздействии на организм по-прежнему сложно найти. Когда я встречала на прилавках разного рода энциклопедии и книги о составе косметических продуктов, я сразу все это покупала. Но то, что искала, я так и не смогла найти. Постепенно я начала сама записывать и систематизировать информацию. В написании книги мне очень помогла тренер Meder Beauty Science в Восточной Европе, доктор Оксана Шатрова. Кроме этого, мой издатель настойчиво просил новую книгу, ведь на данный момент «Бьюти-мифы» переизданы уже четыре раза, и ведутся переговоры о переводе книги на французский и английский языки для читателей Франции, США и даже Новой Зеландии и Индонезии. Поразительно! Это будет первый за долгое время случай издания российской книги в жанре non-fiction на иностранном языке.
Когда стало ясно, что второй книге быть? Брошюра об ингредиентах, которую я изначально задумывала как пособие для косметологов, расширялась на глазах, и когда по просьбе издателя я отправила ему фрагмент текста, ею сразу заинтересовались как проектом для широкой публики. Кроме ингредиентов, которые мы используем в косметике Meder, в книге описаны и другие компоненты – мы остановились на цифре 100. В мире на данный момент стандартизовано порядка шести тысяч косметических ингредиентов, но описание сотни заняло порядка 400 страниц!
Книга состоит из трех частей: «Природа», «Химия» и «Биотехнологии». Химии посвящена большая глава. И хотя ее в последнее время практически демонизировали – но без нее нам пришлось бы ежедневно ходить к аптекарю за порцией крема. Без химии нет консервантов, без нее сложно придать продукту приятный аромат – далеко не все растительные составляющие пахнут так, что их захочется нанести на лицо. Некоторые ингредиенты можно получить только химическим путем. Открытия последних лет – в разделе «Биотехнологии». Например, молекулы с заданными свойствами.
Вы исследовали ингредиенты какого-то специфического рынка? Существуют ли составляющие родом из Украины, которые ценятся косметологами? Я имею доступ к информации по ингредиентам мирового рынка, потому что занимаюсь вопросами их безопасности. Очень много интересного делают Япония, Южная Корея, Малайзия – у них очень серьезные исследовательские базы. Активно в этом направлении работают специалисты в Германии, Швейцарии, США. Косметические производители и производители ингредиентов – это два разных мира. Например, Франция – лидер косметического рынка, но большую часть ингредиентов она импортирует. Что касается Украины, то косметологами очень ценится украинское подсолнечное масло – это очень нужный компонент, который много используется при производстве косметических продуктов.
Как вы считаете, какое количество ингредиентов в косметическом продукте является оптимальным? Возьмем хотя бы популярные сейчас масла для лица – формулы некоторых из них включают десятки наименований в составе. Неужели это оправдано? Разные масла выполняют разную функцию. Например, масло макадамии схоже с норковым жиром и не имеет ничего общего, скажем, с подсолнечным. Оливковое содержит вещество, похожее на ибупрофен, поэтому оно снимает воспаления и неплохо обезболивает. Масло виноградных косточек очень быстро проникает в кожу, а масло ши – только покрывает. Масло жожоба – вообще спаситель китов: оно работает как спермоцет, который раньше добывали из кашалота.
В принципе, можно создать комплекс масел, который повторит профиль масел человеческого кожного барьера. Проблема состоит в том, что это настолько индивидуально, как отпечаток пальцев. Но одновременно и перспектива для создания индивидуальной косметики на основе формулы личного барьера кожи. Если пользоваться одним маслом, то в зависимости от его вида можно увлажнять и смягчать кожу какое-то время, от трех дней до нескольких месяцев. Оно восполняет дефицит липидов, а отсутствие воды делает его более плотным, что помогает ему лучше встраиваться. Однако вероятность найти то масло, которое максимально подходит именно вам, практически равна нулю. Как правило, со временем этот продукт начинает расплавлять липиды, и кожа становится сухой. Если же речь идет о комплексе масел, то есть большая вероятность того, что кожа сама впитает именно те вещества, которых ей не хватает. Скажем так, комплекс из пяти масел – это лучше, чем монопродукт.
А из тридцати? Тридцать – это тридцать вариантов. Высока вероятность того, что каждый найдет что-то свое. Однако тут имеет значение и тип вашей кожи. Например, для жирной часть масел, а точнее, арахидоновая кислота, может стать причиной возникновения комедонов. Довольно сложно попасть в дефицит профиля суперсухой кожи. А нормальной это вообще не нужно.