Закрыть
UA
Жизнь

Новая игрушка: стиль музыки toytronica

Поделись:

Рассматривая актуальные музыкальные стили с нотками инфантильности и умилительной романтики, обратите внимание на toytronica, советует диджей, радиоведущий и наш постоянный музыкальный обозреватель Владимир Сиваш.

Термин и движение toytronica появились в конце 90-х – нулевых, хотя отдельные примеры имелись и раньше. По сути, это разновидность инди- и фольктроники. Произведения, в создании которых задействованы игрушечные или звучащие как игрушечные инструменты, любопытные самопальные приспособления и мини-машинки, а также, например, ксилофоны, колокольчики, укулеле. Плюс хитросплетенная, но плавная электроника, элементы фолка или гитарного инди-попа. Мелодический и настроенческий тон отмечены ностальгией, светлой меланхолией, фантазийностью. Ниже несколько проектов, с которыми принято связывать жанр.

Psapp

CS1281991-02A-BIG

Дуэт из Лондона, считающийся законодателем мод в этом жанре. Песни возникшего на заре прошлой декады бэнда англичанки Галии Дюрант и немца Карима Гласманна могут быть сентиментальными и душещипательными, а могут – игривыми и дурашливыми. В них собраны звуки как обычных гитар, ударных, флейт, скрипок, так и диковинных штук, смастеренных из хозяйственной утвари, кухонных агрегатов, водопроводных труб. Галия любит играть на детском синтезаторе Casio, который ей подарили еще в восьмилетнем возрасте, или на специальном «розовом девичьем ксилофоне». Весь арсенал подобных инструментов занимает две комнаты, самый удивительный из них – механическая курица-пищалка по имени Брунгильда. Тем не менее Psapp – не какие-то там маргиналы, а очень известная и популярная группа. Они выпустили четыре успешных альбома на серьезных лейблах, включая культовый Domino Records. Их музыка звучит в рекламе и кино.

Cлушать альбомы: Tiger, My Friend; What Makes Us Glow

Lullatone

a2279880251_10

Снова «парень-девушка»: американец Шон Джеймс Сеймур и его жена-японка Йошими Томида. Они познакомились в университете в Штатах, позже переехали в японский город Нагоя. В маленькой квартирке Шон делал музыку по ночам, пока Йошими спала. Поэтому песни Lullatone столь нежны и трогательны. Они действительно более всего уместны в спальне или детской комнате. Стиль дуэта, вобравший в себя фрагменты наивного электропопа, босса-новы, пасы композиторов-минималистов вроде Раймонда Скотта, называют уже даже не тойтроникой, а пижама-попом. Томида не поет, а, скорее, шепчет под клавишные переборы Сеймура на упомянутом подростковом Casio и убаюкивающий звон глокеншпиля. За 13 лет существования Lullatone издали более 10 лонгплеев, после них в Японии случился бум тойтроники.

Cлушать альбомы: My Petit Melodies; Plays Pajama Pop Pour Vous

I Am Robot And Proud

a1148995279_16

За проектом из канадского Торонто стоит чудик-экспериментатор азиатского происхождения Шо-Хан Лем. Он не только музыкант, но еще и дизайнер компьютерных игр, и автор саундтреков к ним же. Наверное, отсюда инфантильный окрас композиций  I Am Robot And Proud. Формально самая настоящая индитроника, сработанная исключительно с помощью синтов, лэптопов и обычного акустического набора без любых игрушек, имеет ласковый мультипликационный саунд.  Инструментальная аудиосказка, иногда спотыкающаяся в своем повествовании, но все равно милая. Из-за специфических «хрустальных» отзвуков к трекам Лема (он, кстати, на сцене с начала нулевых) иногда клеится сочетание плинк-плонк-поп.

Cлушать альбомы: Touch/Tone; Uphill City

Паскаль Комелад / Пьер Бастьен

Легендарный французский композитор Паскаль Комелад по букве не относится к обозреваемому жанру. Паскаль из другого поколения, он просто был раньше. С середины 70-х Комелад известен в самых широких кругах – авангардной электроники, минимализма, киномузыки, фолка. Он сотрудничал с целым рядом серьезных музыкантов – от столпов краут-рока до певицы PJ Harvey. Однако главным его коньком стало использование причудливых инструментов – целого домодельного игрушечного оркестра, придающего композициям то забавный и наивный, то странный и сюрреалистический характер, а также необыкновенно выглядящего на сцене. По стопам Комелада пошел другой знатный галльский эксцентрик – Пьер Бастьен. Аудиоконструкторы обоих, состоящие из миниатюрных клавишных, трещоток, дивных механизмов да изобретений вроде «поющей пилы», их карманные симфонии предвосхитили и прямым образом повлияли на тойтронику.

Cлушать альбомы: Pascal Comelade ‘Methode De Rocanrol’; Pierre Bastien ‘Pop’