Закрыть
UA
Жизнь

Лена Кравец и Лена Андрейчикова про литературные чтения, хейтеров и любимые книги

Поделись:

 

 

Украинская актриса «Студии Квартал-95» Лена Кравец и писательница Лена Андрейчикова — на первый взгляд, не самый предсказуемый дуэт, но двух талантливых девушек объединяет намного больше, чем можно подумать.

 

 

Несколько месяцев назад они основали литературно-театральный проект «Иронические чтения», у которого две главные цели: популяризировать  украинских авторов и отдавать часть вырученных средств на благотворительность. Уже 9 марта в театре на Подоле Лена Кравец и Лена Андрейчикова эмоционально зачитают произведения со сцены, поэтому Marie Claire решил узнать больше о подобном формате. Также мы поговорили о литературных предпочтениях, любимых писателях, хейтерах в соцсетях, о гаджетах и детях. 

 

 

— Расскажите, как вы познакомились друг с другом и с чего начались «Иронические чтения»?

 

 

Лена Кравец: С Леной мы знакомы давно, их семья, когда-то в Одессе стала большим другом «Квартала-95», и наше общение с Леной вышло за рамки «кварталовской» дружбы. Мы любим выпить кофе, поговорить, я люблю ее рассказы. Я не могу сказать, что мы часто встречаемся, но знаете как говорят: в нашем случае знакомства, расстояния и временные промежутки, которые постоянно сопровождают наше общение, не важны, потому что когда мы встречаемся, несколько часов стараемся наполниться друг другом.

 

 

Нас объединяет, как мне кажется, легкость восприятия жизни. 

 

 

Лена Андрейчикова: Да, мы давно знакомы с Леной и мне были приятны хвалебные отзывы, от нее про мои тексты, когда она прочитала первую и вторую книгу моего авторства. Лене очень созвучно все, о чем я пишу. Однажды мы просто сидели болтали в Одессе прекрасным летним вечером и Лена сама вдруг предложила прочитать мои рассказы.

 

 

Конечно, для мне это было безумно приятно. Я опешила от радости, но очень быстро начала рассуждать: раз мне поступило такое предложение, надо им правильно распорядиться. Так случились наши первые чтения в Одессе и они оказались прекрасными, был аншлаг, мы получили много приятных отзывов и, конечно же, захотелось продолжить.

 

 

 

 

Однозначно мы очень разные люди, но видение мира у нас точно совпадает, что важно для совместной работы.

 

 

— Что объединяет вас помимо работы над совместным проектом: видение мира, общие черты характера или вы наоборот — очень разные?

 

 

Лена Кравец: Нас объединяет, как мне кажется, легкость восприятия жизни. Мы с Леной очень похожие в одном качестве, которое не так явно бросается в глаза: мы обе очень стеснительные (улыбается). Да, я помню, как Лена стеснялась прочесть свои рассказы на публике или как она стеснялась рассказать о своей книге, испытывала неловкость, если ей приходилось говорить о себе как об авторе, когда она только начинала этот путь. И мне интересно наблюдать за тем, в какую смелую женщину, в какого смелого автора она превращается. Лена очень сильно вдохновляет меня своей трансформацией. 

 

 

Лена Андрейчикова: Это видение мира. Очень часто мы обсуждаем глобальные волнующие нас вещи и находим общие точки соприкосновения, общее настроение. Однозначно мы очень разные люди, но видение мира у нас точно совпадает, что важно для совместной работы.

 

 

Чувство иронии — это то, что свойственно людям с интеллектом. 

 

 

— Почему чтения называются именно ироническими?

 

 

Лена Кравец: Потому что они такими являются! Потому что между строк в ироничных фразах, в шутках заложены глубокие смыслы. Мне кажется, чувство иронии — это то, что свойственно людям с интеллектом. Я, во всяком случае, таких очень уважаю.

 

 

Лена Андрейчикова: Ироническими мы назвали чтения, потому что стараемся выбирать такие рассказы, которые обязательно несут в себе улыбку, надежду, возможно, иронию, но теплую, позитивную. Это истории, в которых не всегда хороший конец, но обязательно есть надежда и ироническая улыбка.

 

 

— Главная цель чтений — привлечь внимание к современной украинской литературе, но проследить рост внимания довольно сложно. Елена, вы заметили скачок — резкий или плавный — интереса к собственному творчеству?

 

 

Лена Андрейчикова: Все началось с нашего обоюдного удовольствия, а затем мы замахнулись на идеи пошире. Мы бы хотели читать произведения других авторов и, возможно, не только украинских. Хотим привлекать внимание и вызывать интерес к современной литературе.

 

 

— Кого из молодых современных украинских авторов вы читаете, за чьим творчеством следите?

 

 

Лена Андрейчикова: Очень многих читаю, за всеми слежу, со многими дружу. Если мы говорим о молодых, то мне очень импонирует Екатерина Бабкина, Артем Чех. Из одесситов — Аня Костенко, Аня Михайлевская, Витя Бревис. На самом деле, наша земля очень богата талантливыми авторами и о них хотелось бы говорить, читать их рассказы и таким образом популяризировать украинскую литературу.

 

 

Лена Кравец: Конечно, Лена Андрейчикова (улыбается)!  Мне нравится, что делает Катя Бабкина, Сергей Жадан. Но иногда мне хочется обсудить особенности восприятия его произведений. Я не всегда растворяюсь в его текстах, скажем так, но мне они интересны.

 

 

 

 

— А что касается иностранных писателей, кого можете выделить?

 

 

Лена Кравец: Мне очень нравится «Ребекка» Дафны дю Морье, прочитала ее в 16 лет и как-то она мне запала в душу. Одно время поглощала Януша Вишневского, Анну Гавальду и Мюриель Барбери. Из того, что близко сегодня, могу выделить Стефана Цвейга, Джаннетт Уоллс, сейчас читаю ее «Замок из стекла», Оскара Уайльда. 

 

 

Лена Андрейчикова: Могу выделить Мишеля Уэльбека. И то лишь из-за того, что его роман «Карта и территория» — моя последняя книга из прочитанных. Выделять кого-то очень сложно, сейчас такой активный литературный процесс во всем мире, что очень много талантливых писателей, и они настолько все разные, самобытные… Это и Ханья Янагихара, и Селеста Инг, и Майкл Каннингем, и многие другие. 

 

 

— У вас обеих есть дети, расскажите, приучаете ли их к чтению?

 

 

Лена Кравец: К сожалению, так складывается сегодняшний быт и ситуация, что когда я читаю в электронном виде, дети не видят, что я читаю книгу, они думают, что я сижу в Интернете или просто погрузилась в планшет. Но я подбрасываю старшей дочери время от времени какую-то литературу, соответствующую ее возрасту, ее видению мира. И младшим детям тоже читаем на ночь. 

 

 

Я очень люблю детскую литературу, в этом плане мы избирательны в выборе книг для детей. Но вот недавно даже не для детей, а для себя купила «Алису в стране чудес». Это было коллекционное издание с невероятными космическими иллюстрациями. Такая большая книга как альбом с огромными картинами, все детально прорисовано, поэтому происходит глубокое погружение в историю. Это уникально. Я вот по вечерам читаю эту книгу себе, потому что малыши пока «Алису» не воспринимают. Но мы приучаем их потихоньку к хорошей литературе (улыбается).

 

 

Лена Андрейчикова с сыном

 

 

Лена Андрейчикова: Я вижу единственный способ приучить к чтению, поэтому читаю вслух своему 8-летнему сыну. Сам он пока отказывается читать, ему не очень это нравится. Исключение — если в школе надо выполнять задание, а вот послушать он готов всегда и с удовольствием. Я не заставляю, потому что считаю это бесполезным. Человек должен сам почувствовать тягу к книгам, сам понять преимущество художественной литературы. Надеюсь, он сам потянется к книгам.

 

 

Лена Кравец: Для меня это непосильный труд — делиться собственной жизнью или ее фрагментами.

 

 

— В современном мире невозможно представить свою жизнь без соцсетей. С одной стороны они помогают нам, а с другой — отнимают много времени. Ограничиваете себе доступ к ним или считаете это лишним?

 

 

Лена Кравец: Я вообще прекрасно без них живу, не очень активна в этом плане. Конечно, могу зайти полистать ленту, но меня хватает на 10-15 минут максимум. Потом мне становится то скучно, то я понимаю, что трачу время. Иногда залипаю, особенно если вижу какую-то статью, попадаю на классный пост, умные вещи. Тогда становится интересно и начинаешь с одной ссылки на другую переходить, погружаться в тему. 

 

 

 

 

В этом плане  как носители какой-то информации соцсети — источник довольно серьезный, но сама я редко чем-то делюсь. Мне кажется, я в этом не сильно нуждаюсь, для меня это непосильный труд — делиться собственной жизнью или ее фрагментами. Я больше моментов оставляю в фотопленке, называю их мои «внутренние сады». Когда прямо сильно хочется, то поддаюсь этому чувству и транслирую что-то в мир, но это происходит крайне редко.

 

 

Лена Андрейчикова: Стараюсь сама себя ограничивать, так как времени соцсети отбирают много. Даже иногда удаляю на какое-то время на телефоне Facebook и Instagram, чтобы немного отдохнуть и переключиться на другие дела.

 

 

— Смогли бы отказаться от соцсетей, хотя бы на время? Может, даже практиковали такой опыт?

 

 

Лена Кравец: Нет, не практиковала. Хотя был один опыт: каждый раз, когда хотела зайти в Facebook, тогда еще Instagram не был так популярен, брала в руки книжку. При таких условиях любая книга читается намного быстрее. Но вообще без соцсетей могла бы прожить, наверное. Я знаю некоторых психологов, которые в качестве терапии своих пациентов отправляют отдыхать без телефонов. Мне кажется, это стоит иногда даже всем делать. Бывает такое, что люди потом не возвращаются в терапию, потому что самоисцеляются, назовем это так. Так что всем нам сегодня иногда нужно это делать.

 

 

Лена Андрейчикова: Я бы не смогла отказаться от соцсетей, потому что сейчас это очень важный инструмент коммуникации с миром. На время готова, а навсегда нет.

 

 

— А ваши дети уже открыли для себя мир гаджетов? Разрешаете им пользоваться техникой?

 

 

Лена Кравец: Ну конечно, они же живут в этой среде, я не вижу смысла ограничивать или запрещать. В их жизни ведь есть не только гаджеты. Если было бы только это, наверное, стоило бы задуматься, но так как в их жизни есть много разных интересных занятий, то не вижу в этом ничего плохого.

 

 

Лена Андрейчикова: Сын уже открыл мир айпадов и  телефонов, все это его окружает. Приходится все время придумывать поводы его оттуда забрать, из этого мира гаджетов. Отвлекаем на спорт, совместные игры, прогулки. Нужно вытаскивать детей из мира гаджетов, но это дело должно быть намного интересней, чем то, что предлагает Интернет.

 

 

Лена Кравец: Я не могу и не должна всем нравиться, мне кажется, мы пришли в этот мир не за этим.

 

 

— Любое творчество, каким бы оно ни было хорошим, рано или поздно сталкивается с критикой. У вас есть хейтеры, в частности в соцсетях?

 

 

Лена Кравец: Конечно, они есть как у каждого, кто есть в соцсетях. Это же такое пространство, где очень удобно прятаться за анонимностью и не подбирать слов в адрес другого человека или того, что он делает. У меня выработался иммунитет на подобные вещи. Я не могу и не должна всем нравиться, мне кажется, мы пришли в этот мир не за этим. Поэтому буду продолжать делать то, что нравится, качественно и от сердца. Кому откликнется — хорошо, нет — значит не судьба (улыбается)!

 

 

Лена Андрейчикова: Открытых постоянных хейтеров у меня нет, или я их не замечаю. Было несколько всплесков безумного интереса хейтеров к моей литературе, поэтому я привыкла, всякое бывает. Люди любое свое мнение торопятся высказать, даже если их о нем не спрашивают, поэтому у меня есть «прививка» от хейтеров, не особо переживаю.

 

 

Роман Лены Андрейчиковой «Тени в профиль»

 

 

Но я столкнулась с тем, что мои хейтеры — женщины, которые не разделяют мою свободную женскую позицию. Например, когда я писала об абортах или когда писала рассказ от имени любовницы. Роман «Тени в профиль» тоже встречал негативные отзывы именно от женщин, когда дело касалось внутренней свободы. Наверное, это предсказуемо, потому что не все готовы не то что говорить честно, а даже внутри себя занимать четкую честную позицию. Поэтому всякое бывает, я к этому привыкла.

 

 

— Как вы реагируете на критику: проходите мимо, отвечаете или не воспринимаете всерьез?

 

 

Лена Кравец: Если она не обоснована и абсолютна пустая, ради сотрясания воздуха и выброса негатива, выплеска яда, то прохожу мимо, меня это не трогает и никак не разрушает. Если она конструктивна и по делу, прислушиваюсь, становится даже интересно. Особенно если это говорят те, чьим мнением я дорожу: профессионалы в своем деле или очень хорошо знающие меня люди: друзья, муж, мама, старшая дочь. У комментариев этих людей другой вектор. Там больше даже не критика, а способность видеть меня со стороны и желание помочь, сделать лучше.

 

 

Лена Андрейчикова: Стараюсь не отвечать, потому что я живой человек. Меня может задевать, поэтому стараюсь всерьез не воспринимать. Но нет, я не прохожу мимо, все равно мне важно и интересно понимать, как разные люди реагируют на мои тексты.

 

 

 

 

— Творческих людей, неважно какой они профессии, часто называют «не от мира сего». В вас есть такие черты характера и особенности, которые для других кажутся странными?

 

 

Лена Кравец: Мне кажется, да. Я прокрастинатор и вечно опаздываю. Это не все воспринимают с легкостью, я в том числе. Пока не нашла способ с этим бороться. Я люблю «подзависнуть» в каких-то собственных коконах, люблю, когда не нужно никуда спешить, когда я предоставлена сама себе. Я такой общительный интроверт: мне очень хорошо среди людей, близких по духу, единомышленников, интересных людей. Но свои «колодцы» я наполняю всегда в уединении. Не знаю, является ли это особенностью творческой натуры. Мне всегда интересно то, что поглубже, люблю плавать на глубине.

 

 

Лена Андрейчикова: Уйма! Мне вообще кажется, что только недавно мои близкие начали понимать, что я не совсем тот человек, которого они знали раньше. С годами это усиливается, но для меня это не странность, а только вопрос свободы и самовыражения. Я делаю то, что хочу, особенно там, где это касается моих текстов. Иногда, это очень настораживает удивляет, обескураживает людей. Но это самый важный пункт творчества: чувствовать внутреннюю свободу и делиться ею.

 

 

Лена Андрейчикова: В нашем обществе очень распространенное мнение, что молодая женщина не может быть хорошим автором. 

 

 

— С какими предубеждениями со стороны общественности вы как писательница и актриса сталкивались за всю жизнь?

 

 

Лена Кравец: Сегодня часто сталкиваюсь с таким убеждением: если ты публичная персона или просто активная современная женщина, то должна стремиться к совершенству во всем: от внешних параметров до принятых в социуме стандартов поведения, мышления и т.д. Именно тогда ты получишь общественную одобряемость и любовь.

 

 

Так вот, я думаю, что это «должна» как раз не про любовь, а про ее недостаток. Это про «казаться, а не быть». И это какая-то непосильная задача, вечная погоня за уходящим солнцем, которая выматывает и забирает энергию, но не приносит удовлетворения. В несовершенстве же кроется уникальность, честность, способность оставаться собой и жить без масок. Как по мне, это более спокойное и продуктивное состояние.

 

 

Лена Андрейчикова: В нашем обществе очень распространенное мнение, что молодая женщина не может быть хорошим автором. Для многих людей и даже для женщин эти два пункта практически не совместимы. Но это такой штамп, который мне сейчас очень нравится развеивать.

 

 

 

 

— Деньги, полученные с чтений, отправляются на благотворительность. Это и было одной из причин организации чтений в самом начале или стало закономерным решением уже в процессе работы над проектом?

 

 

Лена Кравец: Да, мы начали с благотворительного формата, потому что нам, во-первых, хотелось помочь адресно тем или иным людям, которые в этом нуждались. Во-вторых, мы поняли, что можем это сделать. В дальнейших планах — всегда оставлять благотворительную часть как составляющую наших чтений. Посмотрим, может мы разрастемся и будем способны отдавать больше. Сейчас мы помогаем «Місту добра», наш концерт 9 марта в Театре на Подоле будет направлен на то, чтобы помочь конкретному человеку с его бедой. Надеемся, внесем нашу лепту в процесс его выздоровления.

 

 

Лена Андрейчикова: Мы сразу решили с Леной, что часть средств будем отдавать на благотворительность.