О стартапе Cluise впервые заговорили в начале этого года с подачи авторитетного американского издания The Washington Post. Это приложение выполняет все функции фэшн-стилиста: с его помощью можно не только навести порядок в собственном шкафу, но и подкорректировать стиль. Кроме того, в нем есть и опция «шопинг-ассистент», которая на основе анализа содержимого гардероба предлагает список недостающих вещей.
Автор проекта Людмила Небожак рассказала нам все о Cluise, его популярности за рубежом и планах на будущее.
− Люда, расскажите, как к Вам пришла идея Cluise?
Cluise был придуман как инструмент, позволяющий найти новые идеи и вдохновение для комбинирования вещей, которые уже есть в гардеробе. Если внимательно посмотреть на содержимое собственного шкафа, то можно обнаружить огромное количество возможных сочетаний. А еще одежду, о которой вы попросту забыли, или не носили целую вечность. Тем не менее она может помочь удачно дополнить любые образы или по-новому обыграть, например, любимые джинсы.
Изначально идея «умного» стилиста и органайзера для вещей была инициирована моим коллегой Антоном Картавцевым, с которым мы длительное время разрабатывали совместный проект. Мы были удивлены тем, что никто еще не реализовал подобный продукт. Глубокое изучение потребностей рынка и статистики показали, что проблемы “что надеть” и “зачем я это купил” весьма масштабны: в шкафу среднего европейца есть одежда, стоимостью не менее €550, которую он ни разу не надевает после покупки. В то же время американцы тратят на гардероб около $2 тысяч в год и при этом выбрасывают ежегодно до 29 кг вещей.
− А сколько времени среднестатистическая девушка тратит на наведение порядка в гардеробе? Как в этом может помочь приложение Cluise?
Не знаю, сколько времени уходит на наведение порядка в шкафу, но точно могу сказать, сколько приходится тратить времени, чтобы упорядочить мысли, выбирая наряд перед выходом из дома. Опрос торгового гиганта Matalan показал, что у мужчин на это уходит до 13 минут, а у женщин − до 15. И это только в будни − для особых событий мы подбираем наряды еще дольше. Получается, что этот простой вопрос забирает больше года нашей жизни. Конечно, выбирать и придумывать образы интересно, но иногда это становится целой проблемой.
Cluise помогает находить вдохновение для новых образов и экономить время. Приложение оцифровывает и организовывает одежду, изучает ваши предпочтения и создает готовые идеи образов из имеющихся вещей, учитывая ваш вкус, погоду за окном и событие, на которое вы планируете пойти.
Вместо того чтобы стоять перед шкафом и ломать голову над вопросом “что надеть?”, вы можете просмотреть весь гардероб в смартфоне или нажатием кнопки “Одень меня” получить 10 готовых нарядов, которые созданы именно для вас.
− Почему именно Cluise? Как Вы придумывали название для проекта?
Изначально у проекта было другое название. Но, как это бывает у многих стартапов, наш продукт был переименован. Это произошло уже после запуска, и даже после появления нескольких десятков тысяч пользователей. Причина тривиальна: оказалось, что для первоначально выбранного названия мы не можем зарегистрировать торговую марку − она была занята другой компанией. К тому моменту мы получили много отзывов от наших пользователей и даже журналистов, что приложение − это воплощение умного стилиста из культового американского фильма Clueless, где для главной героини наряды составлял компьютер. Аналогия пришлась нам по вкусу, и мы обыграли название этого фильма. Оказалось, что многие наши пользователи из США ассоциируют Cluise со своей подростковой мечтой − цифровым стилистом стильной героини Шер.
− Вы ориентировались на зарубежные приложения-аналоги с похожим функционалом? Читали популярные книги для стартаперов?
Мы исследовали, какие проекты есть в этой нише и есть ли продукты с похожим функционалом. В App Store и Google Play были приложения, помогающие оцифровать гардероб, и несколько крупных платформ, такие как Polyvore, которые позволяют пользователю самостоятельно создавать образы, но не из собственной одежды, а из товаров онлайн-магазинов.
Отсутствие прямого аналога, как ни странно, стало сложностью, поскольку разработка продукта, похожего на уже существующие, опирается на опыт конкурентов. Это позволяет прокладывать более гладкий путь. Но, когда ты строишь что-то новое, не имеющее прямых аналогов, приходится набивать шишки самостоятельно и ориентироваться не на конкурентов, а на профессиональные знания свои и команды.
Мы решили сделать акцент на реализации максимально привлекательного и удобного интерфейса − были уверены, что внимательные к своему стилю люди будут внимательны и к эстетике продукта, который используют. И не ошиблись: пользователи очень позитивно отзываются о взаимодействии с Cluise и говорят о том, что он самый красивый и удобный среди всех органайзеров для гардероба. Взаимодействие с распознаванием вещей и “умным стилистом” даже вызывают восторг. Особенно круто видеть такую реакцию, когда демонстрируешь продукт кому-то в живую, − эти эмоции бесценны.
Я убеждена, что притягательный дизайн, нативность в использовании, детализация каждой иконки и привлекательность элементов играют важную роль. Как мы составляем свое первое впечатление о человеке по внешнему виду, так и пользователь составляет свое первое впечатление о продукте по его дизайну. Небрежность или равнодушие к виду продукта − ошибка. Пользователь никогда не узнает, какой у вас классный и удобный функционал, если уйдет из-за отвратительного или непонятного интерфейса.
− Сегодня Cluise – это органайзер, стилист и персональный шоппер. Что дальше?
Сейчас наша главная цель − совершенствовать персональные рекомендации и продолжать обучать Cluise анализировать и понимать вкусы пользователей. Это непрерывная задача, над которой мы будем работать всегда.
В ближайшем будущем мы планируем интегрировать в наш продукт огромную базу товаров таких марок, как Topshop и Max&Co. Это значит, что ассортимент вещей многократно увеличится, добавятся известнейшие бренды. Cluise сможет обучаться, каким из них пользователь отдает предпочтение, а к каким остается равнодушным. В будущем это позволит нам совершенствовать пользовательский опыт осуществления покупок и поиска одежды, которая максимально подходит каждому юзеру.
− Поступали ли Вам предложения о продаже Cluise? Думали ли Вы о поиске инвестора или инкубационных программах?
Мы получали предложение о покупке под white label еще на ранних этапах развития продукта, но для нас это было и остается неинтересным, поскольку наша цель – не просто разработать проект и продать его, но построить крутой и полезный продукт, развивать его так, как это видим мы.
На данном этапе мы ищем инвестиции для развития, масштабирования и, конечно, маркетинга. Сейчас ведем переговоры с несколькими венчурными фондами и seed-инвесторами. Надеемся поднять новый раунд инвестиций в течение полугода.
– Вы планируете развивать проект в Украине? Есть ли у Cluise офис, или вся команда работает удаленно?
Наша команда полным составом находится в Киеве, мы работаем в офисе − практика показала, что удаленная работа менее эффективна и не очень удобна для нас. Гибкий график позволяет чувствовать себя комфортно как совам, так и жаворонкам, но основные рабочие часы мы проводим вместе: много общаемся и взаимодействуем по различным вопросам.
Наша аудитория в Украине сегодня не очень большая, но лояльная к продукту. Основное же число пользователей — из США, Италии, Нидерландов и других стран Европы. Cluise изначально был выпущен без ограничений по локации, и ядро клиентов сформировалось органически. Конечно, мы планируем наращивать базу пользователей в Украине: здесь у проекта уже есть определенная узнаваемость, что делает задачу немного проще. Кроме того, мы взаимодействуем с несколькими украинскими брендами и планируем развивать это направление в будущем.
− О чем мечтает девушка-стартапер?
Cluise − это потенциально “взрывная” смесь моды и AI (от англ. Artificial Intellegence − «искусственный интеллект». − MC). Кеннет Кукьер, редактор и аналитик The Economist, писал в своей книге Big Data: “Ни одна область жизни или бизнеса не будет изолирована от AI, так же, как ни одна часть общества не осталась не затронутой Интернетом. Big Data − это революция, которая трансформирует нашу работу, жизнь и мышление”.
Я верю, что Cluise имеет все шансы изменить фэшн-индустрию, сделав ее лучше как для производителей, так и для покупателей. И я мечтаю, чтобы время, старания и усердная работа моей команды принесли свои плоды, а наш продукт был востребован и полезен.
Статьи по теме
Самые известные украинские стартапы
Свое дело: как запустить собственный стартап
Высокие технологии: Элис Бентинк и ее стартап Code First: Girls