Совсем недавно известный киевский диджей и резидент формации DJBuro Влад Фисун самостоятельно вышел в прямой эфир из пустого комплекса «Мистецький арсенал».
Суть перфоманса — отыграть пластинки независимых украинских продюсеров и лейблов в самой большой галерее страны. Причины – отсутствие финансирования культурной индустрии, пустые коридоры одной из самых знаковых культурных площадок Киева. Проект поддержали коллеги по цеху, Радио Аристократы, которые транслировали музыкальный манифест в прямом эфире.
Выясняем, откуда у Влада взялась такая идея и какая в целом сейчас на рынке ситуация с андеграундной сценой.
Читайте также: Музыкальные альбомы, которые сделают ваше лето атмосферным
— Влад, поделись, пожалуйста, откуда взялась такая необычная идея проекта? Насколько известно, это не просто музыкальный манифест, а сложный по технике исполнения dj-сет с довольно патриотичным названием «Тризуб».
— Сеты на трех проигрывателях — нечастое явление в принципе, и некоторые коллеги уловили в проекте Tryzub попытку скопировать знаменитый среди поклонников техно, гениальный сет The Exhibitionist Джеффа Миллза. Но вообще история куда дольше, когда-то еще в конце 90-х мне попал в руки номер журнала DJMag. Фото это помню до сих пор — сияющий Карл Кокс в бассейне, а перед ним плавает три ярких пластинки, красная, желтая и синяя. Заметка была о том, что его техника приводит танцполы в экстаз.
Освоением техники на трех проигрывателях я занялся в общем-то на карантине, попросил третий у нашего прокатчика аппаратуры и стал время от времени пробовать. Даже нашел в древней книге How To DJ (Properly) пару советов. Но примером, безусловно, стал скетч японского тернтаблиста Йохеи Хибики.
— Впервые слышу про такую технику, диджеи часто ее пользуют или это что-то из прошлого?
— Легендарный нью-йоркский диджей Терри Ноэль утверждал, что впервые попробовал еще в 1969-м, диско-легенда 70-х Никки Сиано трюкачил так, Карл Кокс сделал это своей визитной карточкой в 90-е.
Сейчас, в пору, когда самые высокооплачиваемые диджеи мира The Chainsmokers «выступают» под фонограмму, просто скачут по сцене под фейерверк, сказать, что как-то используют… Думаю, в этом году единственный сет на трех проигрывателях, о котором вы услышите – мой.
Читайте также: N̶oNewName: певица Riya о пути от журналистики до музыки
— Так сколько в итоге людей работало над проектом?
— Это сложный вопрос. На результат повлияли многие. Кого перечислить? Спонсорская поддержка, съемочная группа, интерес «Радио Аристократы» к подобному эксперименту, технический саппорт… К этому списку я бы добавил всех, кто пишет музыку и занимается довольно мучительным процессом издания ее в твердом носителе, на пластинке. И еще, мы до этого сняли репетицию дома, оператором привлек дочь Еву, И это позволило существенно доработать проект. Впрочем, для личного архива эта запись, конечно же, останется.
Читайте также: Подкасты от Радио Аристократы о музыке под любое настроение
— Необычный ход выбрать для такой съемки «Мистецький арсенал», когда в кадре вид, где ты стоишь в пролете под этими огромными сводами — дух захватывает. Почему решили выбрать именно это место?
— Арсенал лично меня влек еще до того, как стал доступен в виде крупнейшего выставочного центра. Огромное здание в центре Киева с воинственной функцией. И вдруг его переоборудовали в арт-пространство. Это так вовремя, так правильно, и конечно, очень элегантно. Я играл в этих стенах, даже как-то лекцию по диджеингу читал.
Сейчас Арсенал — могучее и очень тихое создание. Под его сводом сейчас невозможно изобразительное искусство, но аудиальное — почему бы и нет?
— В своем миксе ты использовал пластинки только украинских артистов, которые нечасто услышишь. Как сейчас себя чувствуют небольшие лейблы?
— Думаю, что так же непросто, как и всегда. В ценообразовании я не разбираюсь, но то, что выпускается на пластинках, несмотря на триумфальные статьи о возвращении винила, в общем-то товар заметный, но редкий, и для редкого потребителя. То есть, если уж совсем меломан, если ломка, то тогда потратишь трудовые 50 или 1000 грн на кружочек с музыкой, которую вполне легально можно скорее всего послушать в стриме. А нелегально… Пиратство никто не победит, разве что репрессивными методами, на которые не согласятся прежде всего сами артисты.
— Как думаешь, какие перспективы у андеграундной сцены в Украине и за рубежом?
— Я считаю, светлые. Андеграундной сцене Украины хочется пожелать не думать, что она вчера возникла (что, правда, иногда в риторике как-то уж сильно заметно). Тем более, что именно использование опыта и знаний предшественников помогает преодолевать первичные тернии, и отправляться сразу к звездам. Думаете, почему британская электроника, скажем, начала 90-х, так круто звучит? Потому что студийные пивные дедушки ручки крутить еще как умели, натренировавшись и на битниках, и на панках.
Иногда очень неплохая музыкальная идея так плохо звучит, на пластинке или в файле, неважно, что ее просто рука не поднимается включить в сет. Ну как в салат из свежих овощей с грядки вместо пармезана постружить ароматизатор «Сырок» и заправить пластиковым майонезом.
Конечно, важна подкормка рынка, деньгами, иначе частично занятые в студиях одаренные личности либо плюют и перестраивают подвальчик в барбер-шоп, либо идут студийными рабами к попсарям и выпрямляют свои музыкальные извилины.
— Также известно, что в этом сете звучат некоторые анрелизы, как отреагировали лейблы на просьбу пустить трек в стрим, быстро согласились?
— Все, кого спросил, согласились конечно. Заминка была с треком Nastia, изданном венграми, но и там все решилось очень легко.
Любопытнее, как отреагировали на результат. Кто-то эмоционально, что приятно, кто-то спокойно, но разрешений не отозвали — уже хорошо. В прошлом году после трансляции сета в Чернобыльской зоне репост сделали, кажется, только наши инди-рокеры BRAII и итальянцы Luminer, хотя фактически музыка многих украинских проектов облетела мир и стала саундтреком к прогулке по одному из самых странных мест на Земле. А не мальчик из спальни постримил. Но я не делаю это за дивиденты, или с целью, и думаю, результат конъюнктурой если и покажется, то только тем, кто любую деятельность вообще обозначает как «пиар».
— Последний вопрос, есть уже идеи для нового необычного проекта, или нужно восстановить силы после этого?
— Идей всегда с лихвой. Ездить по ярмаркам с вывеской и повторять этот сет – это вряд ли. Придумать что-то, что сподвигнет и наших музыкантов, и меня, к новым впечатлениям и опытам, – вот это интересно. Драма 2020 года, конечно же, ощутимо ударила по рукам, как требовательная училка музыки. Но это как раз и побуждает не опускать руки.