Впереди новый локдаун, но есть и хорошие новости.
За последние 10 месяцев мы адаптировались и больше не испытываем эмоциональных потрясений, связанных с COVID-19 и вынужденной изоляцией. По крайней мере, так утверждают исследователи, наблюдавшие за взрослым населением Великобритании с марта 2020 года. Их база состояла из 36 520 человек.
Однако, это не значит, что мы чувствуем себя стабильно хорошо. Британский Фонд психического здоровья фиксировал жалобы каждую неделю: в марте процент людей, которые испытывали одиночество и безнадегу, подскочил на 15 пунктов и продержался почти без изменений до конца ноября, не считая летние месяцы.
Закономерно предположить, что наша нервная система истощилась. «Человеку важны движение, общение и разнообразная сенсорная стимуляция», – говорит Надежда Рехтина, телесно–ориентированный психотерапевт. «Наша психика и тело взаимосвязаны, а в условиях изоляции факторы, влияющие на ощущение безопасности, фокусировку, расслабление, находятся в депривации».
Надежда отмечает, что человек реагирует на стресс телесно, и одна из возможных реакций – мышечные зажимы и последующая апатия, которая может сигнализировать как о переутомлении (ведь напряжение не было реализовано и тело слишком долго находилось «начеку»), так и о невозможности признать свой страх: вместо этого мы, например, бежим в сериалы, игры и видео на Youtube.
Биолог и психолог Татьяна Зеркаль относит апатию к одному из симптомов посттравматического расстройства (ПТСР): «При ПТСР у человека на уровне физиологии меняется восприятие и чувствование себя. И если прежде реакция «замереть» помогла выжить, то человек может проваливаться в это состояние, уже будучи в относительной безопасности. Относительной – так как тревога может быть следствием и реальных, и надуманных ситуаций».
Прежде всего надо осознать, что вы не в порядке. «Чаще всего апатия – это грусть, бессилие, беспомощность, разочарование. В отличие от тревоги, в ней уже нет энергии и напряжения», – говорит психотерапевт Анна Панченко. «В этом состоянии всё тяжело, но я за честность с собой. Если я долго не ок, то просто выбираю: сколько времени я еще готова быть не ок? Месяц, год, до конца жизни?».
Читай также: Найцікавіші музеї світу, куди можна потрапити просто зараз
Как только вы решили, что готовы попрощаться с апатией, вспомните закон сохранения энергии (ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда) и позаботьтесь о своем теле. Попробуйте лечь спать пораньше, нормализуйте питание и, конечно, начните двигаться. Надежда Рехтина советует выбирать только то, что приносит удовольствие, и не обязательно спорт: можно танцевать дома под любимую музыку или гулять в парке.
Подступиться к движению помогут техники заземления или центрирования (в психологии под заземлением подразумевается установка контакта с собственным телом и окружающей средой, способность фокусироваться и “чувствовать почву под ногами” (прим. ред.) и телесный контакт.
«Ищите людей для взаимоподдержки. Сейчас многие говорят, что не хотят двигаться – это происходит от недостатка физического контакта и восприятия ситуации как небезопасной. Когда вы думаете, что не хотите видеться и соприкасаться с людьми, скорее всего, это сигнализирует об обратном», – утверждает Надежда.
По её словам, взаимосвязь между ощущением безопасности и желанием контакта с другими людьми сформировалась эволюционно. Если же человеку неспокойно, нервная система направляет энергию на защиту – тогда становится сложно общаться и открываться в отношениях. Но важно все-таки подвергать себя контролируемому стрессу, чтобы пробить эту «пробку».
Анна Панченко также указывает на возможный временный эффект от витамина D и антидепрессантов (их может назначить только врач). Но, так или иначе, если вы не впервые реагируете на стресс и тревогу апатией, начните параллельно прорабатывать ситуацию со специалистом.
Автор: Полина Булат