«Плохие дороги» — это не только новый шаг в истории украинского кинематографа, но и кино, которое должен увидеть каждый зритель, который относит себя к категории мыслящих, чувствующих, неравнодушных людей. А их в нашей стране немало. Рассуждает колумнистка Marie Claire Полина Толмачева.
Немного истории. Пьеса, которая стала основой сценария фильма, была впервые поставлена в Лондоне, в 2017 году. Украинская премьера состоялась осенью 2018-го. А сегодня спектакль можно увидеть на сцене Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Пьеса состоит из шести историй, и каждая из них рассказывает о войне на Донбассе. И о женщинах, которые оказались в эту войну вовлечены.
Именно вовлечены, потому что война – это мужское изобретение. Простите за сексизм.
Я видела спектакль и была потрясена. Простите за банальность, но иначе не скажешь. И поэтому на фильм шла с некоторой опаской: театральные принципы сложно перенести на большой экран, это кино — дебют Натальи Ворожбит в качестве режиссера. Да, я боялась разочарования. Но напрасно. Из кино я вышла в потрясении и радости.
Впервые в нашем кино так мощно звучит текст. Живые, совершенные диалоги, из которых не выбросить ни слова. Автор блестяще владеет всеми четырьмя языками, которые звучат в фильме: украинский, суржик, русский и матерный. Фестивальный успех фильма свидетельствует о том, что текст и смыслы, заложенные в нем, поддаются переводу, но в этой четырехголосной полифонии заложено столько смыслов, что я сама себе завидовала.
Читайте также: КІНО КИЇВ: РЕЖИСЕРКА ІРИНА ЦІЛИК ПРО КІНОТЕАТР «ЛІРА»
В начале фильма я ещё думала о том, что вот же она — театральная эстетика и театральные принципы. И что это не совсем кино, а как бы киноспектакль. И такое американцы любили в 80-е, и очень преуспели. И что в 21 веке этот приём выглядит вполне ок, триумф фильма Флориана Зеллера “Отец”, поставленного драматургом по собственной пьесе, тому свидетельство. Но все же это не совсем кино…
Но к середине фильма я уже ничего такого не думала, сопереживая героям, хотя отлично все помнила, и знала, что с кем случится. А последняя новелла — это уже самое настоящее кино, с его заполненность кадра, магией монтажа и что там ещё к аудио-визуальному произведению прилагается, что нельзя рассмотреть на маленьком экране, а работает только в сакральной темноте кинозала.
Работает, и заставляет думать. Думать о том, что цивилизации на нас — тонкий налёт. И он в любых экстремальных обстоятельствах исчезает, оставляя нас наедине с инстинктами, жаждой жизни, страхом смерти. И где грань между человеком и животным – неясно.
Впрочем, что плохого в животных? Собаки моей любимой дворянской породы ошиваются возле пропускного пункта, ждут подачки у магазина, охраняют двор — и выглядят намного безопаснее, чем люди. И намного понятнее.
Зато собаки не способны к притчам и метафорам, а люди — способны. Возможно, это лучшее, что в нас есть.
И фильм этот получился намного больше, чем размышления о роли женщины на войне, чем боль и страх от того, что все это происходит в нашей стране прямо сейчас. И неизвестно, когда закончится.
Этот фильм — огромная, трудная, очень болезненная, но очень нужная нам всем история.
И я считаю, что ее должен увидеть каждый мыслящий и чувствующий человек в нашей стране.
По моим данным, нас не меньше миллиона. Может получиться неплохая касса!
Увидимся в кино!
Читайте также: ЕСЛИ ОНИ НАПАДУТ С АВТОМАТАМИ, А У НАС ЕСТЬ ТОЛЬКО ПИСТОЛЕТЫ, ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ? – СТРЕЛЯЙТЕ ИЗ НИХ И НАДЕЙТЕСЬ НА HAPPY END.