Закрыть
UA
Мода

Как мода от Залевского затрагивает важные социальные темы

Поделись:

Недавно в Киеве прошел 5-й юбилейный Junior Fashion Week. Он традиционно стал площадкой для развития молодежи и творческих талантов дизайнеров, художников, а также дал возможность качественного семейного досуга и культурного обогащения во время интерактивных программ. Более 600 детей вышли на подиум, более 20 дизайнеров и брендов показали свои коллекции.

В первый день дизайнер Алексей Залевский представил коллекцию ZALEVSKIY «НЕЗАВИСИМЫЕ». На подиум вышли 30 моделей от 1 до 30 лет. Коллекцию представили более 30 лиц независимости. Среди моделей показа – люди с инвалидностью, незрячий парень, спортсмены, девушка с синдромом Дауна, звезды шоу бизнеса, юные актеры, талантливые дети и молодежь. Каждый из них – символ Украины и история современности, которая уже завтра станет нашей общей историей.

Алексей, кто для вас лично является лицом независимой Украины?  
 
Для меня это все рожденные после 1991 года. Я не выделяю кого-то конкретно,  для меня это собирательный образ всех украинцев, которые родились в этот период. Все эти люди — яркие индивидуальности, пропитанные духом свободы и рожденные уже в независимой стране. Все они разные, но в каждом уже посеяно зерно свободы. Очень интересно наблюдать, как оно прорастает в каждом из этих людей. Они уже точно другие, отличающиеся от нас, переживших не один кризис и травмированных нашим прошлым опытом.

Как вы считаете, Украина уже стала свободной от стереотипов или предрассудков относительно людей с разными физическими и ментальными возможностями?

Нет, конечно, она все еще жива в стереотипах и предрассудках. И поэтому надо с этим как-то бороться.  Пока поколения не поменяются.

Понятно, что есть изменения в лучшую сторону, что уже не тыкают пальцем,  не смотрят на цвет волос, не осуждают то, как люди одеваются, как они себя  визуализируют — в обществе перестали дико реагировать на это все. Но все равно какие-то стереотипы работают и остались в нашей стране.  


 
Ключом к решению этих проблем есть общение с разными людьми, принятие наших разностей и индивидуальностей. Нужно выйти за пределы своей привычной сферы общения.  Иногда люди просто воспринимают других через форму, а когда  пообщаются, соприкоснуться и наладят контакт —  ситуация меняется.  Поэтому, чем больше будет проявлений разнообразного, чем больше разные люди, в том числе с инвалидностью, будут появляться и не бояться открыто говорить, тем больше будет свободы, спокойного отношения к нестандартному.

Я борюсь со стереотипами доступными мне творческими инструментами. Мой инклюзивный показ, когда на подиум вышли молодые люди с разными формами инвалидности, позволил сделать их заметными.

Я хочу, чтобы такие люди были видны в нашем обществе. Их полноправное место среди обычных людей, в школах, на рабочих местах, в театрах и на подиумах.

Как появилась идея последнего показа «Независимые». Расскажите больше о вашей коллекции?

Идея родилась еще раньше: я подавал ее в культурные фонды, но она туда не прошла, к сожалению.  Хотел сделать шоу раньше, но не вышло. 


 
Но хорошие идеи все-таки не умирают. Когда меня пригласили на Junior Fashion Week, то я подумал, что самое время воплотить эту идею. За 30 лет независимости в Украине выросло целое поколение новых независимых людей. Все они – разные, но объединенные одной чертой – они могут быть свободными, развиваться и достигать своих целей в нашей стране. Моя коллекция о разнообразии и одновременно об общем культурном коде, который может стать ориентиром для молодых людей. 
 
Коллекцию я делал своими силами, но с поддержкой Натальи Коваленко, организаторки Junior Fashion Week.  

А на счет коллекции… Изначально была идея в том, что у людей, рожденных в независимое время, другие взгляды на жизнь, у них другие ценности, они по-другому смотрят на историю, на языки, страны, на продукты. Они не понимают, что такое пустые магазины, они не понимают, что такое “бирки”. У них совершенно другие ценности, и поэтому мне хотелось как раз таки это подчеркнуть и показать, что благодаря усилиям творческих единиц, как я и еще кто-то, мы все-таки дали возможность этому поколению проявлять себя внешне. Люди стали спокойнее и толерантнее относиться друг к другу. Была общая идея, показать людей, рожденных в независимой стране, что они могут себя и внешне и внутренне себя раскрыть, независимо от стереотипов. 


 
Я пытался сделать такую эклектику: и кутюрные платья, и кружева, и принт. Мы создали специально принт “Незалежні”. Символом коллекции стали ангелочки. Поэтому вот такой детско-наивный рисунок — я его сам нарисовал. Это мои ангелочки, я когда-то одного использовал 15 лет назад. А сейчас я использовал целую серию и вот эти ангелочки-смайлики стали символом коллекции, — хранители независимых, новых людей.

Это ваша идея, пригласить моделей с инвалидностью ? Почему это стало важным лично для вас?

Я не пытался найти моделей с инвалидностью: я пытался найти личностей. Личностей, которые за свою короткую или большую жизнь что-то уже сделали. И поэтому я хотел как можно больше значимых персонажей, например семилетний мальчик-шахматист Максим Криштофор из Одессы. Он родился с критически низким весом, но выжил и стал самым юным гросмейстером и шахматным гением. 


 
Тут идея была больше показать широкий спектр людей с историями. 
 
Это важно для меня, потому что я всегда пытался немного говорить об этом. Еще лет 15 назад у меня был показ, когда на подиум выходили ВИЧ-инфицированные люди. Поэтому я не вижу особой разницы в людях, поэтому пытаюсь сделать так, чтобы общество более толерантно относилось к независимым людям. 

Кто принимал участие в показах, и кто вам более всего запомнился из моделей?

Я всех помню. Конечно мне было тяжело работать с незрячим мальчиком Матвеем Яскевич, потому что трудно понять его мир, ведь он никогда не видел с рождения. У него мир другой, например, когда мы познакомились, он попросил подержать меня за нос, за лицо, чтобы найти контакт. Но он героически это все выдержал, хоть и нервничал за кулисами, собрался и все сделал. Нужно было посмотреть на мир его способом и попробовать передать ему, что такое мода, шоу, что он ходит на сцене.

Кого я хочу еще отметить, так это:

— чемпионку Европы по художественной  гимнастке Валерию Юзьвяк. Ей 22 года, и недавно она завершила спортивную  карьеру из-за борьбы с онкологическим  заболеванием.

— 12-летнюю Аню Михайлову, девочку  с синдромом Дауна,  которая  учится в обычной школе и  занимается женским футболом.

— Анастасию Опанасенко, 12 летнюю, абсолютную  чемпионку Украины по художественной  гимнастике, чемпионку международных  конкурсов, которая с 3-х лет борется с алопецией — патологическим выпадением волос. Настя сказала на показе, что перестала стесняться отсутствия волос и наконец-то может этим гордится. Из проблемы она сделала это своей изюминкой!

Также, я рад знакомству с 14-летней балериной Софией Науменко, ученицей Киевского хореографического колледжа, лауреаткой многочисленных европейских и украинских конкурсов: 1 место на конкурсы YGP Берлине, приглашенная на стажировку в Монако, Цюрих, Базель, Берлин.

21-летний Павел Хонькив, несмотря  на ДЦП, активно занимается плаванием. А два последних года активно посещает творческую мастерскую «ДА» для детей с инвалидностью.

Вероника Дидусенко: Мисс Украина 2018», модель, мама, активистка в области защиты прав женщин. Вероника положила начало международной кампании #RightToBeAMother и на мировом уровне борется по дискриминации прав матерей. Также занимается развитием одаренных детей в области математики, которые являются малообеспеченными семьями в рамках своей кампании «Young Einsteins».

Читай также: Фильмы о женщинах, одержимых своей работой

Также, на подиум вышла супер финалистка шоу «Поют все» Дарья Ковтун (ODARA), которая достигла рекордного количества просмотров видео выступлений и народную любовь публики.  А композитор Евгений Хмара хоть и не вышел на подиум, но написал музыку, которую мы использовали на нашем шоу.

 Алексей, должна ли мода транслировать какие-то социальные меседжи и поднимать проблемы?  
 
Классический ответ: никто никому ничего не должен. Но мода сама по себе является проявлением социального месседжа. Мода — это в первую очередь идея и концепция. Поэтому, если разбираться глобально в истории моды и костюма, то они всегда были проявлением каких-то исторических, социальных явлений, идей. Это всегда о том, как человек живет с окружающим миром.  
Если говорить о современной моде: то мальчики в дорогих костюмах всегда работают на дядей в футболочках и шортиках. И одежда перестала быть значимой, мода 20-21 года она перестала показывать статус человека. И по внешнему виду вы не определите его физическое, моральное и финансовое состояние.  
 
Мода отображает ценности и критерии мира, в котором живут люди в определенный период истории.  

Как считаете, от каких главных шаблонов и стереотипов Украине еще предстоит избавиться?

От провинциальности. И второе — от излишней критики. 

У нас все время занижена самооценка, мы считаем, что мы уроды, что мы ничего не умеем делать. Мы очень любим обесценивать и критиковать! Больше, чем поддерживать или восхищаться.

Мы излишне часто критикуем, у нас все  плохие: дизайнеры, кино, искусство — все. А там — за границей — все красиво и прекрасно. У нас нет уважения к коллегам, к созидателям, к творчеству. У нас нету элементарного уважения. Я считаю, что любой человек в Украине, который занимается какой-то творческой профессией, а не ворует и грабит, он уже достоин уважения. А у нас кто бы что не сделал — он сделал плохо.

Поэтому я и снял фильм “Хороший художник — мертвый художник”там как раз об этом и говорилось об этом нашем ментальном аспекте: что мы не ценим людей при жизни, не поддерживаем их. Лишь тогда когда за границей о ком-то начинают говорить, украинцы признают своих.

Какие принципы могут стать ориентиром для молодого поколения?

Люди необучаемы, человечество все время ходит по кругу и повторяет все те же ошибки. Поэтому только обучаемое поколение может начать что-то новое. 
 
У нас безграмотная молодежь: она не знает ни истории моды, ни истории театра, ни истории культуры. У нас все смотрят либо боевики, либо ужастики, новости про криминалитет и разборки.  А про культуру и творчество у нас разговор не идет. У нас не модно заниматься искусством в стране. Поэтому, историю изучать тоже не модно. Единственное, чему я считаю, можно верить, это истории материальной культуры. Вот это единственная правдивая история, а все остальное — это выдумки. 
 
Если говорить о социальных принципах, то не надо ни на что ориентироваться, надо создавать что-то новое, новые ценности, критерии, новое понимание себя и общества, окружающего мира — об этом я больше говорю. Взять самые важные уроки из истории — и строить новое.  

Каким вы видите будущее вашего бренда? Намерены продолжать тему инклюзивности?

Все зависит от обстоятельств, я не загадываю наперед такие проекты. Если будет возможность, с удовольствием продолжу.  
 
А будущее бренда: работать, работать и работать. У меня сейчас большие проекты, в том числе и за рубежом.