Капоэйра всегда стояла в списке моих планов между пунктами «прыгнуть с парашютом» и «подняться на вершину мира». Я знала об этом виде боевого искусства одно: там все сплошь акробаты – на руках ходят чаще, чем на ногах, и через голову прыгают даже без разбежки. В общем, шагнуть в бездну с парашютом – пустяки по сравнению с первым шагом на занятии по капоэйре.
В первый класс
Я выбрала для занятий клуб «Рабу ди Аррайя Капоэйра» (Rabo de Arraia Capoeira), который появился в Украине в 2007 году, просто потому, что подходило расписание. Фитнес-клубы я отбросила сразу – с серьезным нырком в культуру боя они никогда не ассоциировались. Разыскивая вход в детский лицей, в спортивном зале которого должно было состояться занятие, я наткнулась на группу веселых молодых ребят.
«Да, все правильно, тебе сюда!» – отозвались они и тут же принялись разучивать со мной особенное капоэристское приветствие. Оказывается, этим приветствием нужно обмениваться с каждым при встрече, что довольно весело, учитывая количество участников – в группе занимается не менее 20 человек. Ритуал, кстати, быстро снял напряжение.
Тренером оказался высокий поджарый парень с шальным огоньком в глазах. Он сразу же предупредил всех новичков, что им нечего бояться. Пока их подпустят к роде – кругу из людей, внутри которого двое ведут бой, – пройдет немало времени. Да и вообще, пока идет обучение, бои ведутся условно: противники только обозначают удары, а не наносят их. «Эта техника требует ювелирного мастерства. Вы не должны отдаваться во власть инерции: в любую секунду каждый свой удар вы должны суметь остановить», – объяснил тренер Андрей и принялся крутить пять медленных сальто назад – то ли иллюстрируя свою мысль, то ли просто потому, что может. А контролировать свое тело, как я поняла, действительно очень сложно. Капоэйра построена на инерции: ритмы барабанов и базовые танцевальные шаги (жинга) призваны разогнать вас до такой степени, чтобы любой удар производился как бы сам собой. Закинул ногу в танце повыше – и оп! Противник повержен! Как не поддаваться на уловки амплитуды, владеть своим телом в любых условиях – первое, чему учат новичков.
Право на свободу
Капоэйра возникла в Бразилии среди чернокожих рабов, которых португальцы свозили из других колоний: Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Готовясь к побегу, рабы не могли в открытую тренироваться, поэтому устраивали такие себе «танцевальные сходки» у костра, где отрабатывали приемы прямо на глазах у надзирателей. Кстати, в капоэйре практически не задействованы руки (только для поддержания равновесия) – это потому, что у рабов руки всегда были связаны.
Со временем капоэйра стала национальным бразильским искусством, символом свободы и силы духа. Мне повезло попасть на трехдневный мастер-класс основателя школы местре Балу из Бразилии, который поведал, что в его стране, если ты не владеешь капоэйрой, то не можешь считаться мужчиной.
Слабый пол
Возникает справедливый вопрос: а нужно ли вообще все это добро девочкам? Прыжки, бои, три слоя мозолей на ногах? (Тренироваться нужно босиком, поэтому первое время подошвы будут стоптаны до крови.) Тут самое время вспомнить, что капоэйра – это не просто боевое искусство, а целая культурная традиция, построенная на музыке и выросшая из танца. Если выполнять базовые движения капоэйры в одиночку, то будет похоже, что вы просто танцуете сложную акробатическую связку. Растяжка, сила мышц, координация – все это разовьется с космической скоростью как нечто само собой разумеющееся. Если качать пресс в фитнес-зале кажется вам адской мукой, то здесь это воспринимается как отдых. А все потому, что капоэйра перенасыщена самыми разными элементами: за полтора часа вы учитесь и крутить колеса, и делать стойки на руках, и выполнять маховые удары (которые в женском исполнении напоминают балетные па). Причем опытный тренер умеет как-то так все объяснить, что страх перед падением или травмой уходит напрочь. Это говорю вам я – человек, который в детстве рухнул с турника аккурат на темечко и до смерти боялся любых упражнений в позиции «вниз головой».
Бонус от занятий – это практика построения невербальных взаимоотношений с абсолютно любым партнером. Большинство упражнений выполняются в парах (девочек и мальчиков в группах всегда примерно поровну): приходится постоянно держать плотный визуальный, да и телесный контакт. Особенно мне понравилось упражнение, где нужно брать партнера под бочок, а затем пытаться повалить его с помощью грудной клетки. Быть может потому, что моим визави оказался кареглазый брюнет атлетического телосложения.
Маэстро, музыку!
Здесь существует своя градация мастерства – от новичка (белый пояс, который выдается каждому) до мастера (красный пояс для богов). Так вот, чтобы стать мастером, мало просто круто рубиться в кругу. Каждый этап повышения квалификации предполагает, что ученик разучивает новые ритмы на национальных инструментах: беримбау (натянутый лук со стрелой), пандейру (бубен), атабаке (барабан), агого (колокольчик), реку-реку (деревянная трещотка). Кроме того, все ученики буквально с первого занятия разучивают слова песен.
По традиции рода должна начинаться только под звуки такого «оркестра капоэйры» и ладаиньи – сольной песни ведущего, а все участники круга хлопками должны вторить ритмам барабанов. В общем, получается какой-то полуспиритический танец духа, который очищает голову от любых посторонних мыслей и действительно концентрирует на пресловутом «здесь и сейчас». Я заметила, что с каким бы настроением ни шла на занятия, на выходе всегда одно и то же – весело бубню песни себе под нос. Когда выпиваю, кстати, тоже начинаю голосить на бразильском.
Образ жизни
Берегитесь: капоэйра затягивает! Если от занятий вы хотите просто подтянутого тела и хорошего настроения, пожалуйста, месяца три и достаточно! Но велика вероятность, что сама культура «танца за свободу» поглотит вас настолько, что вы станете постоянным участником соревнований, многодневных мастер-классов и вылазок на природу. Как бы то ни было, одно произойдет точно – тысячи блоков и зажатостей тела уйдут, а вместо них появятся уверенность в себе и выносливость в любой жизненной ситуации.