В Национальном музее «Киевская картинная галерея» проходит выставка работ Виктора Сидоренко. Здесь представлены картины и графические композиции из серии «Набат чернозема» и авторский фильм художника «Черная земля . Вынужденная дезориентация».
Академик Виктор Сидоренко считается одной из ведущих фигур в современном украинском искусстве. Его творческий путь начался еще в эпоху позднего советского периода, когда он использовал реализм в качестве основы для отражения жизни. С продвижением времени художник обратился к постмодернизму, исследуя преобразование личности в современном мире, где сосуществуют индивидуальное и архетипное, жесткие рамки и абсолютная неопределенность.
Новый проект «Черная земля» был создан на протяжении 2022-2023 годов. Он отражает не только события российско-украинской войны, но и непростые общие вопросы бытия человека: апеллирует к историческому опыту, смешивает личный и всеобщий, конкретный и абстрактный, символический.
Редакция Marie Claire пообщалась с художником и задала вопрос для рубрики “Мужчина говорит”.
Каким должен быть «настоящий мужчина»?
У «настоящих мужчин» есть задачи, которые они должны решать – спокойно, уверенно, убедительно.
Какие жизненные уроки дали вам родители?
Так случилось, что я вырос в депортированной сталинским режимом семье, которая в силу разных исторических обстоятельств была вынуждена переезжать с места на место. Семейный опыт этих перемещений приучил меня ценить свою страну.
У вас был поворотный момент, после которого можно делить жизнь на «до» и «после»?
Мне кажется, эти поворотные моменты существуют только до следующих поворотных моментов, а из них и состоит жизнь. Поэтому жизнь и интересна, что постоянно дает возможность фиксировать чередование «до» и «после», ведь никогда точно не знаешь, что это на самом деле было – «судьбоносное» или нет.
Что больше вас драйвит: в жизни, работе, отношениях?
Нравится, когда в жизни, в отношениях чувствуется энергетика – и самой жизни, и отношений; когда находишься в процессе создания весомого для тебя проекта.
Как вам кажется, вы уже нашли себя?
Не знаю творческого человека, который бы нашел себя. Находясь в постоянном поиске, мы стараемся двигаться вперед, добиваться чего-то для себя важного. Иногда в этом есть кое-что от тщетного труда Сизифа: ты катишь этот камень вверх, а он может пренебречь твоими усилиями. Есть такая восточная мудрость: если ты считаешь, что идешь по прямой, то ты уже двигаешься вниз; старайся двигаться вверх.
Какими критериями вы измеряете успех?
С одной стороны, успех – это определенная тактическая финализация стратегических усилий. Однако более важно то, что успех это начало нового процесса, провоцирующего новое движение. Критерий этого движения – способность и желание идти вперед.
Как выглядит ваш стандартный день?
Максимально насыщен разными событиями – от административных до сугубо творческих. Считаю тщетно прожитым день, когда не удается поработать в мастерской.
Какие качества партнера для вас важны?
Открытость, искренность, готовность наполнять смыслами общения, а затем – те качества, которые создают условия для возможности совместного роста.
Какой человек никогда не будет с вами рядом?
В общем, это тот человек, который не имеет качеств, перечисленных в предыдущем ответе.
Какая материальная вещь – самая ценная для вас и почему?
У меня нет привязанности к материальным вещам. Ведь это просто вещи, которые возникают и исчезают, хотя некоторые из них существуют дольше людей. К ним не стоит привязываться, ведь это их сакрализует, и они начинают властвовать над человеком и подлинными человеческими ценностями.
Что вы считаете в жизни наиболее важным? Что наименее важно?
Прежде всего, это отношения, общение с теми, кто для тебя имеет важное значение в жизни. Вообще-то это способность радоваться каждому дню, который ты прожил не зря, особенно в наше время, когда каждый день может оказаться последним. Поэтому радуешься каждой простой прогулке, прочитанной странице, увиденному фильму.
Читайте также: Мужчина говорит: Александр Ярема, актер фильма “Оставайся онлайн”
Какое антивоенное произведение вы считаете гениальным?
По моему убеждению, сколько бы люди ни испытывали ужас, смотря произведения Отто Дикса, Кете Кольвиц, читая романы Ремарка, Хемингуэя или Маркеса, сколько бы ни вспоминали «Гернику» Пикассо, сюжеты Сартра или Камю, – это не абсолютный предохранитель войны. Конечно, рефлексирование военных событий в сознании и их изображение в произведениях искусства и сама идея сопротивления войне напрямую предотвратить саму войну не способны.
Художник представляет взгляды, размышления, обобщения, которые в основном могут быть поняты людям с похожим жизненным опытом. Но пропаганда, если она действует «в лоб», более действенна и способна влиять на сознание миллионов. Романы Ремарка читали не только люди, которые стремились снизить насилие, но и те, кто потом строил нацистское государство. Большие произведения, как ни странно, несмотря на их антивоенную направленность, активно не действуют. Изображение насилия в искусстве может работать с сознанием совсем не так, как предполагалось. И если можно говорить о наличии значительных произведений, посвященных военной тематике, то очень трудно говорить о том, что они способны изменить общественный взгляд на войну.
Искусство это прежде всего исследование себя – и художником, и зрителем; поэтому его результаты могут быть только экзистенциальными, мировоззренческими, лишь косвенно выходя на какие-то практические горизонты. С помощью моего условного персонажа я в своем творчестве исследую человека, который находится в разных исторических и социальных обстоятельствах как метафора и условная конструкция движения и перемен.
Мы должны исследовать себя в мире, в котором мы живем, и лучше понимать, что именно происходит. Каждый выбирает свой способ такого исследования. Искусство здесь, по-моему, самое лучшее средство.