Лента режиссера Филиппа Сотниченко предлагает вспомнить украинские 90-е вне российских нарративов, посмотреть на то, как мы изменились за эти годы и какой путь еще предстоит пройти. «У Палисиада» знакомит с важными страницами прошлого в нашей стране и является первым фильмом, рассказывающим о смертной казни в Украине.
Действие происходит в 1996 году, за 5 месяцев до моратория на смертную казнь. Два старых друга, детектив милиции и судебный психиатр, расследуют убийство коллеги. Когда-то давно они оба были влюблены во вдову погибшего. Погруженные в запутанное дело и давно забытые воспоминания, они создают будущее, в котором должны жить их дети, унаследовав нереализованные стремления родителей.
Трейлер, как и фильм, объединяет два поколения украинцев – родившихся в 90-е и их родителей. Он подчеркивает один из главных месседжей ленты: мы – дети своих родителей, а последствия не столь далекого прошлого оказывают непосредственное влияние на наше будущее. Но способны ли мы не повторять паттерны поведения и прожить другую жизнь?
Помимо трейлера представлен прокатный постер к фильму, выполненный в нетипичной художественной технике. Он восходит к фестивальному постеру ленты, который уже успел завоевать сердца зрителей. Автор арта – современный украинский художник Митя Фенечкин.
“Я не хотел делать фильм о 90-х. Я хотел поговорить о современности, в которой мы очутились. Мы воспроизвели то время, отталкиваясь от архивных материалов и изучая быт конца ХХ века. Хотели создать ощущения 90-х, которые оставили свой существенный отпечаток на нескольких поколениях. Это фильм – воспоминание. В котором вы можете попытаться ощутить историю развития личности разных персонажей ленты. Фильм может показаться сложным, но он прост и местами даже смешон”, — режиссер Филипп Сотниченко.
Работа над фильмом длилась 5 лет. Авторы изобрели самобытное визуальное решение, подчеркивающее соответствующий исторический период. Для этого оператор ленты Владимир Усик («Папины кроссовки», «Назовне», «Крым, как это было») решил использовать съемочную технику именно того времени, которое хотелось отобразить на экране. Лента была снята на Sony DSR-PD170P, снимающем в видеоформате DVCAM, созданном как раз в 1996 году.
Для воспроизведения атмосферы времени, эстетики съемки, костюмов, декораций и даже характеров персонажей создатели отталкивались от архивных материалов. А художник из костюмов Владимир Кузнецов искал редкую одежду повсюду – от домашних гардеробов членов съемочной группы и секонд-хендов до музея МВД и бывших милиционеров, работавших в те времена.
«У нас вышла действительно командная работа, потому что все вроде бы душу отдавали проекту, это касается каждого: художественный департамент — Рита Кулик, Мария Денисенко, Виктор Корчинский, звуковая концепция Сергея Авдеева, Олега Головешкина и возведение Игоря Казмирчука, работа актеров, отбор типажей Сергея Горного. И лучше всего было то, что каждый поддерживал друг друга, помогал, если вылезали какие-то непредсказуемые ситуации. Я это называю балетом, когда команда работает составлен и каждый на своем месте. Тем более, мы снимали в непростые времена, во времена пандемии и даже не догадывались, в каких обстоятельствах нам придется завершать фильм и презентовать его миру» — продюсер фильма Валерия Сочивец.
Мировая премьера ленты состоялась во время 52-го Роттердамского международного кинофестиваля в основном конкурсе Tiger Copmetition, где «Ля Палисиада» получила награду Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI). А в декабре этого года украинский фильм был номинирован на премию Европейской киноакадемии в категории «Открытие года».
Всеукраинская премьера «У Полисиады» стартует – 11 января 2024 года.