В рубрике «[не] Услышаны» мы рассказываем исключительные истории о чрезвычайной силе женщин, которые, наперекор сложностям в жизни, не теряют свою мощь. Семья военнопленных продолжают умолять о поддержке, напоминая о тех, кто остается в плену. Это призыв к нашему обществу не забывать о наших защитниках и не оставаться безучастными.
Алена Скуйбида, невеста военнослужащего501 ОБМП — отдельного батальона морской пехоты, поделилась своей историей с журналисткой и автором проекта, Екатериной Кушнир em>.
Пожалуйста, расскажите историю, как вы познакомились со своим мужем.
История нашего знакомства стара, как мир, поскольку у нас есть общие знакомые, благодаря которым мы начали общаться. Во время моей учебы в университете я участвовала в КВН (Клуб Веселых и Сообразительных), и для одной сценки мне понадобилась балаклава. Однажды, переходя по дороге, я встретила своего товарища вместе с моим будущим женихом и спросила их, есть ли у них нужная вещь для меня, на что мой муж ответил положительно.
После этого возможно год мы случайно где-то пересекались и поддерживали общение. Однажды, во время нашей переписки в социальных сетях, он пригласил меня присоединиться к нему и его компании и пойти в заведение, на что я согласилась. Со временем наше общение стало чаще, что переросло в отношения, хотя он сомневался, поскольку на тот момент уже подписал контракт на военную службу и переживал, как я буду без него.
Опишите свой день и реакцию на события 24 февраля 2022 года.
Я отношусь к тем людям, которые все проспали и совсем не понимали, что происходит. За день до начала полномасштабного вторжения я очень устала и заболела из-за повышенной рабочей активности.
После того, как я открыла глаза, у меня было около сотни сообщений на телефоне от родных, пытавшихся связаться со мной. Моя квартира находилась у железнодорожного вокзала, и через окно я заметила большую группу людей, отправлявшихся в его направление. Просматривая все доступные группы и новостные каналы, мне было трудно понять и представить, что происходит.
Как вы удерживали связь с вашим мужем во время обороны Мариуполя?
Хочу отметить, что мой муж вместе со своими собратьями были отправлены в Донецкую область задолго до начала полномасштабного вторжения. Их 501 отдельный батальон морской пехоты был одним из первых, кто столкнулся с врагом. Давление со стороны России началось в середине февраля, но это умалчивалось.
В конце февраля — начале марта мой жених, во главе руководства, с товарищами уже находился в Мариупольском районе, тогда он мне впервые позвонил по телефону и сообщил об этом. Также он сказал, что у них не хватало еды, сменной одежды, необходимого оружия – все было на минимальном уровне. Я начала искать контакты людей в Мариуполе, которые могли бы им помочь, и нашла одного человека, который, насколько мне известно, обеспечил их чем-то, но его судьба сейчас мне неизвестна.
Позже, когда он попал в госпиталь с ранением, он позвонил мне из незнакомого номера, и после этого мы переписывались несколько раз, он отписывал мне следующими сообщениями: «+» и «4.5.0».
Как вы узнали о том, что ваш муж и его товарищи попали в плен?
На момент, когда мой муж и его собратья попали в плен, я выезжала с оккупированной территории и оказалась в информационном вакууме, потеряв связь с ним. По прибытии на подконтрольную территорию Украины я начала активно искать информацию, поскольку у нас не было представления, что происходит с любимым. Знакомые предоставили мне видео, снятое россиянами, где я увидела своего мужа, батальон, захваченный в плен.
Также, уже после определенного времени, я узнала, что все подчиненные военнослужащие моего жениха остались живы, хотя и были ранены. У моего мужа, как оказалось потом, было еще 2 ранения в ногу, но он боролся до последнего, как говорится.
Есть ли у вас официальные документы, подтверждающие содержание вашего мужа в плену?
Лишь через полгода удалось получить подтверждение о том, что мой жених удерживается в плену, сначала от командования его батальона, а позже —
На самом деле уже были случаи, когда обмен военнопленными превращался в возвращение тел наших защитников в гробу, для украинской стороны, тогда как Россия возвращала себе своих преступников с откормленными мордами. span>
Как вы установили местонахождение мужчины и какую информацию вы получили относительно его состояния?
В течение этих, почти двух лет, мои навыки детектива существенно развились. Я принимала следующие меры: при появлении любых новостей об обмене военнопленными или гражданских лиц в инфопространстве, я сразу же пыталась найти их контакты, чтобы пообщаться с ними и узнавать какую-либо информацию. Также я просматривала и изучала видео с колоний, снятых россиянами, анализируя даже малейшие детали, и таким образом определяла координаты колонии, где находится мой любимый, чтобы передать эти данные СБУ.
Важно отметить, что если российская сторона обнаруживает, что родственники военнопленных знают их местонахождение, они совершают хитроумные маневры — перемещают наших защитников в другие колонии. Этот нескончаемый круг поисков постоянно продолжается.
Как вы взаимодействуете с другими семьями военнопленных в этот трудный период?
Мы объединились с семьями военнослужащих 501-го отдельного батальона морской пехоты и основали общественную организацию. В рамках нашей деятельности мы публикуем видеообращения, отчеты по встречам, информацию о ближайших акциях, митингах и фото наших ребят, которые еще остаются в плену. Мы понимаем, что без постоянного напоминания и акцента на эту проблему наших защитников могут забыть, и поэтому мы активно ведем информационную кампанию.
Как государственные структуры и командование части, где служит ваш муж, помогают в деле освобождения пленных защитников Мариуполя?
Об эффективности и поддержке освобождения военнопленных со стороны командования 501-го отдельного батальона морской пехоты, к сожалению, могу отметить их отсутствие. Подразделение продолжает свое существование, набирается новый штат людей и непосредственно руководство занятыми ими, никак не делом военнопленных.
А координационный штаб работает по максимуму, насколько это возможно в их силах, я очень благодарна их представителям за все что они делают, как бы ни было трудно, они продолжают борьбу .
Как реагировали люди на новость о том, что ваш муж военнопленный, и какой наиболее часто задаваемый вопрос вам задавали?
Зачастую наблюдается реакция у людей — шок, удивление, и попытка выразить сочувствие (однако я не нуждаюсь в нем, пожалуйста, воздержитесь от этого). По вопросам, это, пожалуй, моя «самая любимая» тема. Спрашивают, как часто мы общаемся или как я владею информацией о его состоянии.
К сожалению, я ничего не знаю и не имею никаких обновлений относительно его физического и морального состояния, кроме его местонахождение. Но и эта информация может быть устаревшей, и, возможно, его уже переместили в другую колонию.
Как вы сохраняете оптимизм и веру в лучшее, живя в условиях войны?
По-моему, несколько месяцев назад мой ответ был более-менее положительным, чем сейчас. С каждым месяцем и каждым днем становится все труднее и сложнее держаться, хотя приходится надевать так называемую «маску» и создавать облик жизнедеятельного человека.
Помогает больше всего работа; во время рабочего времени я переключаюсь и думаю только о ней. Однако, оставаясь наедине, не знаешь, куда деваться от навязчивых мыслей. Психолог посоветовала мне использовать следующее упражнение: представлять у себя в голове, что своими мыслями я создаю энергетическую капсулу, обеспечивающую защиту, и формирую образ моего жениха, чтобы придавать ему защиту. Это помогает мне успокоиться.
С каким временем года связаны ваши общие воспоминания у вас, и почему вы выделили именно это время?
Совершенно точно – это осень, ведь именно в эту пору мы познакомились, начали встречаться, и именно осенью 2021 года мы в последнее время виделись, прежде чем мой любимый был отправлен на ротацию.
Какая песня или фильм ассоциируются с вашим мужем, и почему именно они пришли вам в голову?
Видимо, что касается песни, то это «Fortunate Son» от Creedence Clearwater Revival; мой муж часто любил слушать ее снова и снова. Относительно кинематографа это сериал «Викинги», и именно мой муж познакомил меня с ним. Хотя он уже просматривал его в течение определенного времени, он начал просматривать снова, чтобы посмотреть вместе со мной – это была такая милость, с его стороны.
Что ассоциируется больше всего с вашим любимым — какая вещь или предмет?
Мой муж имел маленький складной нож, который ему очень нравился. Однажды он уломался, но мужчина уже был на ротации и оставил мне эту вещь. Я решила найти место, где его можно отремонтировать. Это была веселая история, как я бродила и к счастью, я встретила знакомого, указавшего мне на нужное место, где смогли помочь.
Когда я отправляюсь в путешествие, всегда беру его с собой, потому что такая вещь всегда может понадобиться. И, пожалуй, именно этот маленький нож напоминает мне о моем муже.
Какая цитата или фраза поражает вас своей собственной мудростью и отражает философию жизни вашего мужа?
Больше всего запомнилось мне то, как мой муж умеет разграничивать работу и личное. Все детали рабочих моментов, нюансы выполнения боевых задач всегда оставались «вне кадра» его подразделения. Он никогда не вытаскивал это на всеобщее обозрение и не желал разглашать эти аспекты.
Из какого путешествия у вас осталось самое яркое впечатление вместе, и почему эта поездка была особенной для вас?
Поскольку мой жених часто находился в разных уголках нашей страны – то на учениях, то на боевых задачах, – я постоянно посещала его, если только появлялась возможность, и таким образом сама объездила почти всю Украину.
Но, наконец, нам удалось однажды вырваться в отпуск, и мы путешествовали по Западной Украине. В этом путешествии мой муж сделал мне предложение, и это был самый счастливый момент нашей жизни.
Авторка интервью: Екатерина Кушнир
Читайте также: “ВТОРОЙ ГОД ПОСПОЛЬ, КАЖДЫЙ ДЕНЬ Я МОРАЛЬНО УМИРАЮ И СНОВА ВОЗРОЖДАЮСЯ.