Закрыть
UA
Жизнь

Дизайнер Мария Старчак о постоянной моде, хейте и творчестве во время войны

Поделись:

Осенью прошлого года дизайнер Мария Старчак выпустила новую артколлекцию, представленную в рамках Budapest Central European Fashion Week. В своей работе дизайнер рефлексировала на тему разрушенных украинских городов. Через полгода, уже летом 2023 года, она столкнулась с хейтом в сети с обвинением в пиаре на трагедии и ее коммерциализации. Что побудило Старчак сделать эту коллекцию, как она была воспринята в Украине и за рубежом, а также о теме последующей работы дизайнер рассказала в эксклюзивном интервью Marie Claire.

Когда вы решили стать дизайнером?

Сколько себя помню, мне всегда нравилась красивая одежда. Когда я была маленькой, отец меня баловал и покупал одежду, обувь и украшения, которые мне нравились. Потом он заболел и финансовой возможности покупать себе какие-нибудь классные вещи не стало. Я тогда была в старших классах школы, мне очень хотелось сходить на какую-нибудь дискотеку или вечеринку, как-то проявить себя через одежду, создать интересный образ, поразивший других. Так я открыла для себя мир секонд-хенда. Большинство вещей я перешивала, как-то меняла. Это еще не был апсайклинг в полном смысле этого слова, но я пыталась сделать эти джинсы или жакет «своими». Так я постепенно пришла сначала в деконструкцию, а затем и дизайн одежды.

Какое у вас образование?

У меня полное профессиональное образование. После окончания школы я тайком от всех подала документы во Львовское высшее профессиональное училище бытового обслуживания и поступила на портного-закройщика. После училища я пошла учиться в Колледж легкой промышленности конструктору-модельеру. И уже после этого я поступила в главный модный вуз страны: Киевский университет технологий и дизайна. Окончила сначала бакалавриат, а затем и магистратуру по специальности «технолог». Моей магистерской работой была коллекция одежды, с которой я победила на региональном этапе конкурса «Взгляд в будущее».

Расскажите, как и когда зародился ваш бренд? В чем его особенности?

Толчком к созданию собственного бренда Starchak стала моя победа на конкурсе «Взгляд в будущее» во Львове в 2019 году. К тому же я уже много шила на заказ, работала в креативных командах других брендов, но у меня было ощущение, что я еще не готова к своему делу, что мне нужно учиться, набираться опыта. А потом случился конкурс. Помню, когда я увидела коллекции других участников, подумала: «У всех такие креативные идеи, а у меня что-то такое себе». Но эксперты отметили мою работу. Это подарило мне веру в себя, я поняла, что могу создавать нечто уникальное.

Уже в той дебютной коллекции был пиджак с бахромой — визитка Starchak и по сей день. Я должна была выйти в этом пиджаке на поклон в финале первого показа в рамках Ukrainian Fashion Week, но его за кулисами увидели журналисты и взяли для съемки сюжета с события. То есть вещь задела с первого взгляда.

Тему пиджака я подробно разрабатывала в своей научной работе в КНУТД. На защите я показывала жилет, перешитый из винтажного пиджака. Вместо кулича я использовала отрезанные рукава, добавила интересных деталей и сменила крой. То есть это была деконструкция и апсайклинг. Но тогда в Украине еще немногие говорили об этом и я сама до конца не осознавала, насколько это классно. Это был вынужденный шаг – новые материалы студентке было покупать дорого. Для «Взгляда в будущее» все вещи я сшила с нуля, потому почему-то решила, что «так правильно». Это уже сейчас я понимаю, что нет никаких правил и такой апгрейд вещей моя фишка.

В чем заключается sustainability вашего бренда?

Я внедряю идеи устойчивого развития во все этапы нашей работы: закупаем сырье на стоках, благодаря апсайклингу мы даем вторую жизнь винтажным вещам, минимизируем остатки. К примеру, наши шнурки для бирок мы делаем из кусочков кожи, которые остаются после нарезания бахромы для жакетов. И таких примеров много. Мне в принципе сложно что-нибудь выбросить и во львовской студии у нас лежат горы разных материалов. Я верю, что в какой-то момент они мне пригодятся. И так оно и происходит. В новой коллекции SS 2024 будет юбка, сшитая из десятка разных вещей.

В начале войны ваш бренд поставил на паузу свою работу и начал шить термобелье для военных. Шьете ли вы ее сейчас и в какой момент вы вернулись к работе над своими коллекциями?

Да, в феврале 2022 года я завершала свою новую красивую коллекцию, основу которой составляли разного кроя пиджаки. После первого дня войны, полного паники, я поняла, что модные пиджаки больше не актуальны и нам нужно использовать свои профессиональные навыки для помощи войску.

Во Львове наша мастерская со всем оборудованием находится в помещении без окон, поэтому в ней мы с друзьями и объединились ради хорошего дела. Так мы начали шить термобелье для украинской армии. После сотрясения моего друга, львовского фотографа, о том, что мы собираем материалы, средства и волонтеров для пошива, мы получили ткани от дизайнеров, которые готовились в 2022 году запускать собственные бренды. Кроме того, нам помогал местный магазин, где мы могли брать все необходимое.

За несколько дней мы получили сотни запросов от людей, которые хотели бы присоединиться к нашей инициативе. Такого объединения людей я еще не видела. Это вдохновляло и давало надежду.

Мы работали по 12 часов, но запросов становилось только больше. Всю одежду мы бесплатно передавали военным.

В апреле 2022 года UFW пригласили меня принять участие в показе украинских дизайнеров в Будапеште. Я согласилась и параллельно с волонтерством начала работать над коллекцией.

Сейчас вместе с другими львовскими брендами и ателье мы продолжаем шить одежду для военных. Время от времени устраиваем распродажи и благотворительные аукционы для того, чтобы купить необходимые ткани и другие материалы.

Полгода назад бренд оказался в эпицентре скандала. Раскритиковали жакет, на котором вы изобразили Мариупольский драмтеатр с надписью Дети. Расскажите, что это за работа и при каких обстоятельствах была создана?

В начале апреля 2022 года оргкомитет Ukrainian Fashion Week предложил мне принять участие в Budapest Central European Fashion Week. Я согласилась. Начала думать, что я как украинский дизайнер могу показать сейчас за границей и решила создать коллекцию-манифест о войне.

Каждый человек переживает травматический опыт войны по своему.

Творческие люди сублимируют свой страх, боль и отчаяние в своих работах. Кто-то ведет дневник, кто-то снимает фильм, кто-то пишет музыку, кто-то рисует картину. Я украинская дизайнер, поэтому о страшной войне в моей стране и преступлениях россиян я рассказываю через одежду.

Каждый элемент моей коллекции Ukrainian winter-summer 2022 — это история об украинском городе, который испытал разрушения и страдания от российского наступления. Новость о разрушенном бомбами драмтеатре в Мариуполе меня шокировала. Я плакала несколько дней, не могла заснуть, а когда засыпала, мне снилось, что бомбы падают на меня. Готовясь к показу, я искала возможности через свои работы докричаться до убаюканного европейского общества. Так появился жакет с Мариупольским драмтеатром и надписью «Дети» в технике стринг-арт.

Это свидетели времени, своего рода арт-объекты. Это тот травматический опыт, который навсегда с каждым украинцем и украинкой.

В комментариях украинцы писали, что вы хайпируете и зарабатываете на войне. Что вы можете ответить на такие упреки?

В комментариях писали: хайпировать на трагедии недопустимо. И я полностью с ними согласен. Но я не хайпировала. Я не делала эту коллекцию для ругательств или личной славы. Меня пригласили представить Украину на неделе моды в Будапеште.

Я не хотела показывать иностранцам обычную коллекцию, делая вид, что у нас все хорошо. Поэтому решила делать коллекцию-манифест, в которой будут зафиксированы боль, страдания, изуродованные города.

В свое время Пикассо рисовал картину о бомбардировках испанского города Герника для международной выставки в Париже. Искусство может говорить на болезненные темы.

Еще в комментариях писали: зарабатывать деньги на смерти других отвратительно. И я полностью с ними согласен. Но я не зарабатываю на этом деньги. Эти вещи не продаются. С этого начинается наш пресс-релиз в эту коллекцию. Его легко найти в интернете.

Главное, что я хочу донести до людей: эта коллекция не была создана для того, чтобы кого-то оскорбить. Ее цель была привлечь внимание к Украине за границей.

Как восприняли жакет иностранцы?

При показе несколько девушек плакали. Были фотографии на страницах изданий и организаторов. После презентации гости подходили и благодарили меня за то, что я подняла эту тему. В моде работают творческие люди, и они тонко испытывают эмоции. О коллекции Ukrainian winter-summer 2022: art collection by STARCHAK SS23 написали авторитетные международные медиа. Их читателям таким образом снова напомнили о страшной войне россии против Украины.

Зачем создаются художественные вещи? Чей опыт мировых дизайнеров вас вдохновляет/нравится?

На мой взгляд, современная модная индустрия превратилась в конвейер по зарабатыванию денег на сумочках и кроссовках. Но ведь так было не всегда. Дизайнеры в своих работах высказывались на социальные, политические, экономические темы. Вивьен Вествуд, Марк Джейкобс, Том Форд… Но мне больше всего увлекает Ли Александр Маккуин. Тема смерти, насилия (в том числе сексуального), безумия – это все было в его коллекциях. Почти каждый его показ – это провокация и пощечина буржуазному обществу. Его выпускная коллекция из колледжа Central Saint Martin’s, например, называлась «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв», а коллекция 1995 года называлась «Изнасилованная Шотландия». В ней Ли через одежду рассказывал о колониальном прошлом Шотландии. Модели вышли на подиум в платьях из тартана, скроенных так, что обнажали грудь. Одежда была словно разорванной на девушках насильником. Тогда, кстати, Маккуина захехтали. Сейчас эту коллекцию учат во всех школах дизайна.

 

Многих людей ломает публичный хейт. Что происходило в те дни с вами. Нет ли у вас страха в этой связи продолжать рефлексировать на тему войны в своих работах?

Если честно, даже сейчас я даю интервью и думаю: не станет ли оно причиной очередного скандала. Наше общество наэлектризовано и скандалы разражаются каждый день. Конечно, я понимаю, что невозможно нравиться всем.

Я ожидала, что кто-то из журналистов или профессиональных критиков может написать негативную рецензию на мою коллекцию. Имеют право. Но когда мне в личные сообщения начали сыпаться угрозы физической расправой, стало страшно.

Кто-то пытался взломать мои соцсети, почту, учетные записи в разных сервисах. Меня атаковали со всех сторон. Хотелось просто исчезнуть. Без поддержки близких я бы не справилась.

И я не осуждаю людей. Они просто не разобрались в ситуации. Прочли злой пост в Twitter, в котором дама все перекрутила, додумала от себя какие-то факты, предложила людям свои готовые выводы и это породило волну хейта.

Сейчас, оглядываясь назад, вы бы создали такие вещи?

Да. Несомненно. Эти вещи я бы все равно показала в Будапеште. Только сейчас я бы иначе выстраивала коммуникацию, более подробно рассказывала о коллекции и ее замыслах. Надеюсь, со следующей коллекцией я все сделаю правильно и она отзовется в сердцах людей.

О чем ваша следующая коллекция?

Коллекция называется «Журавли». Я посвящаю ее своему другу Дмитрию Пащуку, погибшему, защищая нашу страну. До сих пор не могу поверить, что его нет среди нас. Дмитрий, любил людей и разные культурные инициативы. Он объединял вокруг себя единомышленников.

Я надеюсь, что это будет моя последняя коллекция о боли потери. Мне бы очень хотелось в будущем сделать что-то жизнерадостное и хорошее. Но сейчас из-за своей работы я хочу рассказать историю Дмитрия.

Почему коллекция называется «Журавель»?

В западной и восточной культурах у этих красивых птиц много символических значений: верность, любовь к родине, вечная жизнь. Для меня лично эта птица напоминает о Дмитрии. Он был творческим человеком, организовывал разные культурные события и постоянно рисовал на салфетках журавликов. Мы с друзьями уже после его гибели нашли один из его рисунков и решили сделать себе одинаковые татуировки с этим журавлем в память о Дмитрии. У меня еще нет тату, но есть коллекция.

Будут ли в этой коллекции какие-нибудь арт-вещи?

Да, конечно. Будет много вещей с ручной вышивкой и еще несколько металлических арт-объектов. Вообще металл в истории костюма – это рыцарские доспехи или броня. Но я решила сделать из металла легкие гибкие образы, в которых много воздуха. А еще львовский режиссер Андрей Саган снял очень красивый фильм в эту коллекцию. С нетерпением жду премьера.

Продаются ли вещи вашего бренда за границей и где именно? Насколько успешен этот опыт?

Да, мы бренд Starchak представлен в Берлине с весны 2022 года. Это очень крутой опыт. Люди там открыты для общения. Им интересно узнать, какой концепт у этой вещи, о чем эта коллекция, какие ценности пропагандирует бренд? То есть они погружаются в творческую вселенную дизайнера и готовы совершить покупку, если его идеи им отзываются. Для меня это очень ценно, поскольку во все свои вещи я вкладываю какое-то мнение. Надеюсь, в следующем году наша география продаж расширится. Хочется иметь возможность рассказывать миру об Украине через дизайн и искусство.  

Также читайте