Оксана Курмаз — иллюстратор и режиссер анимации, член жюри конкурса коммерческой анимации юбилейного анимационного < span style="font-weight: 400;">Международного фестиваля актуальной анимации и медиаискусства LINOLEUM, который Оксана преимущественно работает в технике покадровой анимации. Вы могли видеть ее работу к музыкальным видео известных украинских артистов: Океан Эльзы, < /span>Алина Паш, OWSLA, Elohim ft. Skrillex. Мыобсудили тренды, будущее украинской анимации и место женщины в индустрии.
Какие тренды существуют в анимации, и какой из них близок вам?
Думаю, современную анимацию затрагивают сейчас те же изменения или влияния, как и во всем мире визуального искусства. Есть тренд на использование искусственного интеллекта, есть тренд на ускорение продакшена, потому что мир и контент разогнался дай бог. Поэтому меткие месседжи, упрощение, понятная и привлекательная графика, которая говорит сама за себя, смешанные техники, например 2Д+3Д, использование генеративного арта – это вероятно тренды. Но в анимации до сих пор есть место и время для любых техник и инструментов, какая-то ее часть будет всегда вне трендов, ибо ценности анимации – удивлять, восхищать, говорить к человеческой сущности – по моему мнению, это все всегда лучше всего достигается с помощью независимых и непредсказуемых путей и методов.
Сложно ли быть женщиной в мире анимации?
Мне повезло, потому что я независимая аниматор и коммерчески всегда работала, как фрилансер. Я всегда вижу в течение первых интервью, интересен ли мне проект и команда, понимаем ли мы друг друга и можем ли продуктивно и дружественно общаться. Я ни разу не сталкивалась с нетерпимостью или неуважением ко мне, как к человеку, независимо от пола, в рабочей или тем более артовой или фестивальной среде. К сожалению, я не могу проверить, соглашались ли мне платить больше, если бы я была мужем. Но, думаю, здесь важно научиться по достоинству оценивать свою работу и стараться не идти на большие уступки. Лучше продолжать работать над расширением круга поиска проектов и находить свое. Иногда даже может показаться, что никакой проблемы не существует. Но это не так. В прошлом году я была менторкой в Румынской программе Sisterhood of Young Animation Creators, организованной специально для побуждения молодых женщин к созданию их первого режиссерского проекта в анимации. Тогда я увидела, что очевидно мы до сих пор нуждаемся в безопасном пространстве для осознания своих сильных и слабых сторон, нуждаемся в обучении на примере других успешных женщин. До сих пор женщины в меньшинстве на более инициативных и ведущих должностях. Но это вопрос времени. К счастью, анимация говорит сама за себя, независимо от гендера, хотя это и не отменяет необходимости разбираться в проблемах, которые до сих пор существуют. Например, в крупных компаниях до сих пор существует большая нехватка разнообразия в командах, дискриминация женщин и небинарных персон. Независимая анимация в этом плане — гораздо более дружественная, стремительно развивающаяся среда.
Где находится украинская анимация сейчас и какое будущее ее ждет?
Современная украинская анимация находится, вероятно, на этапе обучения, эксперимента, первых попыток и набора критической массы. Но даже и на этом этапе мы уже имеем много достижений, которые могут конкурировать или заинтересовать мировую анимацию в целом. Когда-то украинская анимация станет невероятно мощной и самобытной, потому что процесс уже пошел, и то, что лелеет — неизбежно вырастает во что-то прекрасное.
Какую из ваших работ вы считаете самой удачной?
Мой любимый анимационный проект — это музыкальное видео для украинской группы «Гибкий Чаплин». У меня была полная свобода в плане истории, графики и анимации, и потому можно сказать, что визуально – это единственная полноценно моя работа. Как правило, при работе над музыкальными видео — у меня гораздо больше влияния со стороны автора или самой песни, сюжетно, в плане терминов и так далее. Здесь же было гораздо больше возможностей изучить свой голос, как автора. К сожалению, я не очень люблю просматривать это видео через текст песни на русском языке, но как определенный этап — это до сих пор мой самый любимый опыт.
На что будете ориентироваться при оценке работ фестиваля?
При оценке работ фестиваля обычно для меня важна история и оригинальность визуальных решений. Также актуальность тем и, конечно, определенный профессионализм, можно сказать, технические нюансы самой анимации. Буду пытаться найти все эти качества на самом высоком уровне, но в балансе, среди непревзойденных фильмов. (Улыбается.)
Фестиваль LINOLEUM 2023 проходит при поддержке Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины», посольства Швейцарии в Украине. Финансирование осуществляется из Стабилизационного фонда культуры и образования 2023 года Федеральным министерством иностранных дел Германии и Goethe-Institut.
Читайте также: ПРОГРАММЫ О ВОЙНЕ В УКРАИНЕ ПОЛУЧИЛИ EMMY a>