Закрыть
UA
Мода

Small Talk: Василий Корчевой, автор контроверсионной скульптуры «Уверенная» о нестандартной красоте, смелости и невежестве

Поделись:

Скульптура «Уверенная» Василия Корчевого, которую временно установили в Стрыйском парке во Львове, вызвала бурную дискуссию в обществе о приемлемости «сверхстандартов» женского тела. В настоящее время в Art Ukraine Gallery (3й этаж, ТЦ Домосфера) продолжается авторская выставка Василия. О стандартах и ​​нестандартах, чувствах прекрасного и безвкусицы с скульптором пообщалась наша арт-журналистка Дария Кибец.

Фото: facebook/v.korchevoy

Ваша сейчас самая известная скульптура называется «Уверенная». Вы считаете, что женщине с выразительными формами и сегодня нужно иметь смелость, чтобы демонстрировать свое тело?

Нет нет, когда я задумываю работу, я сразу придумываю для нее творческое название или девиз. То, что я хочу показать женщину красивой и донести эту красоту до публики, это понятно. Это характерно для каждой моей работы. Но скульптура должна что-либо выражать. Именно эта скульптура выражает уверенность. Женщина стоит на земле, и никто ее не сдвинет. Эскизом к этой работе была моя небольшая, размером 30 сантиметров, скульптура «Такая как есть». Начав делать ее в большом размере, я сменил название на «Уверенная».

Психолог Егор Тополов назвал главной причиной такой реакции – невежество общества. Вы пытались встать на место зрителя и понять, почему есть хейт и неприятие?

Это все стереотипы! Рыбка красивая, а лягушка – нет. Хотя почему?  Кто это придумал? К примеру, импрессионисты открыли цвет. Но человечество долго не воспринимало их творчество. Я не сторонник импрессионизма, но признаю, что к ним в классической живописи цвета были «смешаны». В советской живописи смешались импрессионизм и классика, и мне это пришлось по вкусу. Но, честно говоря, на счет себя, я не знаю… Я ведь абсолютный традиционалист! Женщин с формами запечатлевали в мраморе и бронзе и ко мне, и после меня будут… Возможно, Фернандо Ботеро, недавно пошел за вечный горизонт. Он изображал женщин с пышными формами, это воспринималось легко, возможно потому, что он делал это в шутливой манере? А я «серьезный» скульптор. Для меня скульптура – ​​это искусство превознесения. И все эти женщины – величественны. И, кстати, я не естествоиспытатель, ведь не изображаю морщинки или целлюлит. Я всего-навсего передаю красоту. Обнаженная скульптура авторства Ярослава Мотыки стоит в парке уже тридцать лет, и не вызывает нареканий. Но она худая. Итак, возвращаемся к вопросу стереотипов. Причину вижу только у них.

Каков ваш рецепт борьбы со стереотипами?

Я сталкиваюсь с этим так давно, что не вижу в них ничего особенного. Я не раз рассказывал, как много лет назад один известный скульптор попросил организаторов разместить его работу, где угодно, только не рядом с моей. Впоследствии я забыл об этом случае, а он сам напомнил мне и извинился. Так что я иду своим путем, не обращая, поскольку скульптор должен иметь свое лицо. У меня есть. Или, к примеру, Ботеро. Я бы не хотел иметь его скульптуры у себя дома, но он создал свой собственный мир. Иногда художник становится даже заложником какого-нибудь стиля, и я этого не одобряю. Но Ботеро я уважаю за то, что он не подстраивался под моменты, не следовал моде. Думаю, он тяжело шел к тому, что имеет. Это заслуженный успех и миллионы. 

Фото: facebook/v.korchevoy

Вы помните момент, когда вы решили стать скульптурой?

Конечно. Это произошло в 9 классе. В нашу школу в селе Божиковке Деражнянского района Хмельницкой области был приглашен новый директор. Он приехал с супругой Раисой Павловной, которая стала у нас преподавать историю. Она «кормила» меня книгами по искусству. Я был творческим ребёнком, рисовал, лепил. Ездил в райцентр в поисках информации об искусстве и не находил ничего интересного. А Раиса Павловна давала мне книги и хорошие альбомы. И однажды она повезла нас с классом на экскурсию в москву. Конечно, мы направились на красную площадь, где я увидел живописцев. Мне предложили задержаться у них и понаблюдать за творческим процессом. Я остался, а класс исчез за углом, и я испугался. Быстро их догнал, и Раиса Павловна спросила меня: «Похоже, тебе не очень нравится живопись? Пожалуй, больше нравится иссечение из камня?» И тогда я в первый раз подумал, что это может стать делом моей жизни. Я стал избивать в эту точку. В 10-м классе в газете «Сельские вести» увидел список всех университетов страны, и я выбрал Киевский государственный художественный институт. Меня не испугал ни суровый конкурс, ни девять экзаменов. Я решил пробовать свои силы!

Как здорово. И вступили с первого раза?

Конечно, нет. (Смеется.)Когда я приехал туда после 10-го класса, мне сказали, что институт для скульптора – это как курсы повышения квалификации. К нему должно быть уже какое-нибудь образование. У меня же за спиной не было ни учебы, ни работ, которые можно было бы продемонстрировать. Я ушел в армию, вернулся, создал несколько работ, и снова понес документы для вступления. Мне повезло – их приняли. Но это было именно о везении! Ибо на экзамен принес свои рисунки составленные вдвое, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах! Помню, как на меня тогда посмотрел мой будущий преподаватель Юрий Иванович Бондаренко, и спросил мои оценки по точным наукам. А я был круглым отличником. Он предложил мне пойти на архитектуру, ведь картинки мои были откровенно слабенькие. На что я категорически возразил: «Да вы что? Я скульптор!». Думаю, он и уговорил комиссию принять мои документы. Впоследствии я понял, что не зря я не вступил с первой попытки. Судьба распорядилась так, что в следующем году я учился с такими титанами, как Владимир Шолудько, Юрий Козерецкий, Игорь Гончаренко, Роман Кухарь. Это были абсолютные профессионалы! Лепить бок о бок с такими титанами означало расти как профессионал каждый день. Я потерял год, но приобрел гораздо больше. Полагаю, мне очень повезло в жизни.

Какое ваше любимое произведение искусства, где в фокусе женское тело?

Есть такой хорватский скульптор Иван Мештрович. Ректор нашего института Валентин Борисенко рассказал, что он плакал при виде его двухметровой скульптуры «Психея». Я нашел черно-белую книгу Мештровича, где на обложке была «Психея», изображенная по пояс. И тогда мне захотелось плакать от этой красоты. А своими глазами я увидел «Психею» гораздо позже, и был глубоко потрясен. Скульптура стоит на вилле автора в Хорватии на берегу Адриатического моря, куда доступ для туристов.

Кто нравится вам больше – Памела Андерсен или Ким Кардашьян?

Я бы очень не хотел обидеть одну из этих невероятных женщин. Они обе очень хорошие! Возможно, как скульптор я предпочитаю блондинки, потому что в скульптуре нет цвета. Но, знаете, я еще и неплохой живописец. Поэтому с радостью изобразил бы Ким Кардашьян на картине (Улыбается).

Автор: Дарья Кибец

Читайте также: БОДИШЕЙМИНГ И ЭФФЕКТ МАЯТНИКА: КОЛОНКА ПСИХОЛОГА