Почему женское тело по сегодняшний день остается темой для общественного фокуса и обсуждения, а мужские претензии к нему становятся спусковым механизмом для скандалов в сети — разбираемся с психологией Юлией Гайдай.
Недавно в Facebook разразился очередной скандал. Поводом для обсуждения стала публикация известного в сети юриста Клима Братковского, где он объявился в 2010 году. -tskuvannya»>признал внешность директора музея Голодомора в Киеве Леси Гасиджак «не соответствующей должности». В комментариях по его заявлению он был обвинен в бодишейминге и нарушении принципа толерантности.
Госпожа Гасиджак планирует обратиться в суд с иском о защите ее чести и достоинства.
Эта ситуация подняла проблему, которая болезненна для многих. И это лишь один случай, который получил огласку. Нетрудно представить, у скольких женщин случались проблемы с работой из-за лишнего веса. Женщины с избыточным весом сталкиваются с отказами в трудоустройстве или с тем, что им предлагают меньшую заработную плату. Остаётся вопрос: как именно вес влияет на нашу компетенцию? Ответ очевиден – никак. Но социум иного мнения.
Современный термин «бодипозитив» хоть и стал популярным, но очень быстро приобрел насмешливую окраску, будто этим можно прикрыть свое нездоровье. Потому что сегодня существует мнение о том, что стройность равна здоровью. Но действительно ли это так?
Бодипозитив в своем значении вообще не несет идеи об определенной форме тела, бодипозитив — это об извлечении темы тела из общего фокуса. Объективизация, бодишейминг, комментарии и ограничения на почве оценивания внешности являются элементом следствия патриархального устройства.
В традиционном обществе, во времена, когда для женщин ресурсы и возможности были ограничены, они могли получать все это исключительно через мужчин, а внимание мужчин можно было привлечь с помощью внешности и уловок. Женщины тысячелетиями вкладывались в тело и лицо, чтобы обеспечить свое выживание. Ведь право голосовать, распоряжаться имуществом, получать образование они получили только в конце XIX столетия.
И несмотря на то, что правовая ситуация сейчас иначе и представления о красоте тоже немного сдвинулись, законы меняются быстрее традиций и устройств.
Еще одним примером опасности бодишейминга есть такие формулировки, как «без депиляции она не может быть на «10 из 10».
Подобные публичные изречения имеют большие последствия. Маркетинг, социальные сети, культурные представления о женской красоте переосмысливаются очень медленно, все еще транслируя нереалистичный стандарт красоты. Конвенционной красотой считаются определенные женские параметры и пропорции, низкий вес, отсутствие волос на теле, отсутствие целлюлита, растяжек и т. д. Идеализация образа тела искажает наше восприятие внешности. А желание соответствовать заданным стандартам может приводить к телесному неврозу, расстройству пищевого поведения, тревоге, депрессии и т.д. Несоответствие собственного тела заданным стандартам красоты тяготит человека, не позволяет ему получать удовольствие от себя и от жизни, заставляет пренебрегать собственными потребностями и желаниями, вместо того, чтобы дать своему телу произойти в той форме и виде, в котором оно естественно. Информационное усиление стереотипов об идеальном внешнем виде лишь обостряет постоянную внутреннюю тревогу от ощущения несоответствия и мешает жить счастливой жизни в СВОЕМ теле.
Женское тело по сегодняшний день остается темой для общественного фокуса и обсуждения. Тело не часть Я-структуры, а часть коллективной структуры и определенный социальный сигнал о чем-то.
«Нестереотипное» тело считывается как сигнал об определенной моральной нечистоплотности, людей безнаказанно травят и изолируют от общества. Сегодня ситуация с принятием и нормализацией тела катастрофическая. Даже слово «нормализация» сюда не подходит, потому что норма — гибкая и вариативная. У всех есть конституционные особенности, тело изменяется на протяжении жизни, соответственно, с гормональным циклом, с годами и материнством. Есть вещи вне нашего влияния. И это нормально. Форма тела не равна компетентности человека или его личности, или потенциалу. Наше тело представляет наш опыт. А квалификация и образование представляют наш профессионализм. Это разные понятия.
И все, что мы можем сегодня делать — говорить об этом. Представлять разные тела в массовой культуре и, главное, — не молчать.
Читайте также: РАЗЛУЧЕНИЕ НА ТЛЕЕ ВЫЕЗДА ИЗ СТРАНЫ: КОЛОНКА ПСИХОЛОГА