Игровой полнометражный фильм «Ты меня любишь?» режиссера Тони Ноябревой представит Украину в программе Panorama конкурса «Берлинале-2023», где состоится его мировая премьера . Об участии в престижном кинофестивале, съемках и качественном кино - мы поговорили для Marie Claire.Тоня, каково было ваше первое мнение, когда ты узнала, что твой фильм «Ты меня любишь?» попал в конкурс "Берлинале"? В общем, это было для тебя неожиданностью?
Это как полет в космос (смеется ). Мне кажется, что для любого украинского (и не только) кинематографиста это один из самых важных кинофестивалей мира. Это очень почетно не только для меня лично как для автора фильма, это также важно для нашей страны. Берлинале — важная площадка, где честь показать украинское кино на украинском языке об Украине периода 90-х. Это возможность говорить об Украине, о происходящих здесь событиях и привлекать внимание аудитории не только к войне в Украине, но и к нам как к культурным деятелям, способным говорить на равных со всем миром.
Для кого и о ком этот фильм?
Это личная история моего взросления и становления поколения. Это моя песня о прощании с детством иллюзий и отчаянных поисков любви. Кира (прим. ред. главная героиня) – символ моего поколения, первого поколения независимой Украины.
Я следила в ФБ, как продолжалась работа над лентой. Судя по кадрам, ты собрали целую коллекцию вещей – "крашей" нашего детства. Это так? Расскажи, зачем и как долго продолжалась работа над инетрьерами и костюмами?
Я просто возвращена на деталях, супер перфекционист. Это касается не только этого фильма, но и всех моих работ. У меня не бывает мелочей, типа "и так сгодится", это не обо мне. Все на площадке знают, что если я сказала, что что-то должно быть безупречным, то оно должно быть безупречным. Атрибутику 90-х мы производили по эскизам: все наклейки, коробки, банки из Пепси. А еще искали жвачки, которые были в то время, одежду с лейбами того времени. Все было супер подлинно. Могу сказать, что моя команда просто настоящие герои, особенно художница по костюмам Татьяна Кремень. Она такая же фанатическая личность, как и я, поэтому мы легко с ней поладили — с полуслова, не нужно было давать какие-то там референсы, хотя они у нас, конечно, были. Поиски одежды длились год, ведь в кадре появляется много персонажей, в том числе второстепенных актеров и актеров массовых сцен. Мы стремились, чтобы все было «трусливо». Это касается и реквизита, и интерьера квартир. Наш художник Владимир Романов и его замечательная команда реквизиторов постановщиков настоящие извращенцы (в хорошем смысле): находили даже журналы того времени, чтобы поддерживать дух эпохи даже в мелочах. Я могу часами рассказывать о тех сокровищах, которые у нас были на площадке и о том, какого уровня перфекционизма мы достигли, желая воспроизвести настоящую атмосферу 90-х годов. Иностранцы, видевшие фильм, говорят, что они поражены такой естественностью исторического воспроизведения в кадре. Я очень горжусь картинкой, которую сможет увидеть зритель. Это моя особая гордость.
На какой из элементов дизайна ты охотилась дольше всего? Что из этого оставишь себе?
У нас есть дефицит транспорта тех лет, особенно габаритного. Троллейбусов у нас нет старых, мы не смогли их найти, равно как и не нашли трамвай. Очень хотела увидеть их в кадре…но мы хотя бы нашли автобус. А все остальное можно было если не найти, то изготовить. Ну и, честно говоря, чего нам больше не хватало, так это Киева 90-х годов. Его, скажем так, больше нет, и это касается не конкретных местностей, а прямо глобально. Ты не можешь почти ни одно здание снять без пластиковых окон, без кондиционеров, без рекламных вывесок. Это был ужас и большая беда. Очень болит, что мы не сохранили и не храним историческую память.
Все брали себе какие-то жвачки, кто пиджак, кто свитер, кто посуду. Я взяла тарелку с мишкой, у меня была такая же в детстве. Но сейчас больше всего вспоминается то, что у нас просто на каждом шагу стояли эти барашки на кухне и несгибаемые петушки. Если бы кто-то знал, что будет война и будет такая ценность этого несгибаемого петушка, то мы бы там просто бились друг с другом за это за все это сокровище. Я до сих пор кусаю себе легти, что не взяла ни одного несгибаемого петушка или барашка...
Что тебе важно донести до зрителя этим фильмом?
Я хотела, чтобы аудитория физически почувствовала, как наше прошлое ускользает будто песок сквозь пальцы. Вкладывая все свое сердце в этот фильм, мы с командой тщательно воспроизвели каждую деталь того времени, которую сохранили в своей памяти и душе, чтобы передать ощущение прошедшей эпохи на экране. Эпохи, когда ваши родители были молоды, а мы непокорны и по-детски наивны, с большим открытым сердцем… и всю жизнь впереди.
Какой из недавно просмотренных фильмов ты советуешь посмотреть каждому?
У меня достаточно специфический вкус. К тому же, честно говоря, не могу сказать, что я многое смотрю сейчас из-за нехватки времени. Так, чтобы фильм, который мне понравился, это наверняка "Close" ("Близко"). Это о двух мальчиках, их взрослении. Очень нежный, очень красивый. Рекомендую к просмотру.
Читайте также: В КИЕВЕ ПРОИЗОШЛО ВРУЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ПРЕМИИ-ОТЗНАКИ УКРАИНСКОГО КИНО И ТЕАТРА «ЧЕРНЫЙ ЛОТОС»