«Литургия противотанковых препятствий» в конкурсе короткого метра Sundance Film Festival Р", - сообщил на своей странице режиссер фильма Дмитрий Сухолиткий-Собчук. Он в этом году представлял Украину на Каннском кинофестивале лентой" Памфир", которая была отмечена наградами на разных кинофестивалях. О том, как возникла идея и проходила работа над «Литургией противотанковых препятствий» Дмитрий рассказал в интервью.Как из появилась идея снять фильм о людях, которые изменили профессию, чтобы помочь Украине?
Сначала это было просто наблюдение за тем, как страна меняется и аккумулирует свои силы вокруг единого желания – победить и выстоять. Первые полтора месяца я сам переключился: занимался волонтерством, помогал одной организации, координируя беженцев, предоставляя информацию семьям с детьми, которые хотели уехать, хоть и несистемно, но выполнял некоторые гуманитарные миссии. И со временем стало ясно, что во многих организациях система уже наладилась, не нужно применять личные связи, чтобы помочь, и я понял, что моя работа уже не столь эффективна, как в начале. Так что я больше начал брать в руки камеру и фиксировать то, что вижу, снимал ролики для «Вавилон-13». Так начал работать со скульпторами. На самом деле это было достаточно хаотично. Я провел с ними один день, и собирался на этом кончить. А затем в Украине появилась систематическая поддержка кинематографистов DOCU/HELP от фестиваля Docudays. Они сказали, что есть запрос от New Yorker на поиск историй людей, и я подал заявку. Через некоторое время оказалось, что я с проектом Литургия победил, и они предоставили финансовый грант. Таким образом, я начал системно приезжать в скульпторов и продолжил съемки фильма, который был одним из начинавшихся с моих наблюдений. Сейчас он завершен, а еще два находятся в процессе создания. В общем, я не собирался снимать документальное кино, но война внесла свои коррективы.
Что было самым сложным в процессе съемки во время войны?
Наверное, планировать свое время и время людей, которые со мной работали. Что касается скульпторов, то одна из их мастерских находится на территории, куда прилетел снаряд, и они видели момент прилета. После этого они очень осторожно относились к воздушным тревогам. К тому же другая их мастерская находилась возле объекта железнодорожного сообщения, которое могло представлять интерес для врага. Это создавало дополнительное напряжение.
Откуда вы брали истории украинцев, временно сменивших профессию?
Преимущественно это было в тот насыщенный период, когда я работал как фиксер, помогая разным съемочным группам, поэтому невольно узнавал истории людей, которые волонтерят во время войны. Иногда это было из «Вавилон-13», иногда с общественными организациями, которым я помогал искать лекарства, иногда с организациями, которые вывозили беженцев. Я встречал людей, слушал их историю. Было ясно, что рассказать обо всех невозможно. Однако можно выбрать одну тему и на небольшом примере показать, как система общественного сопротивления работает. А работает она у нас на «отлично». Мне кажется, ее можно записывать как основную нашу особенность менталитета.
Спустя какое время после начала полномасштабного вторжения Вы почувствовали желание вернуться к творчеству?
Я бы не назвал это возвращением к творчеству, это скорее было возвращение к профессии. И произошло это где-то через полтора месяца после начала вторжения, когда стало ясно, что волонтеру я не так качественно, как мог бы снимать. А также, что из моих наблюдений может получиться неплохое документальное высказывание. В апреле возникла необходимость вернуться к работе над «Памфиром» из-за обязательств перед партнерами. Тогда мы получили приглашение от разных программ Каннского кинофестиваля, и нужно было выбрать, в какой именно мы будем участвовать. Премьера в Каннах казалась очень странной. Пришлось адаптироваться именно к условиям мирной жизни – громкой музыке, людям после одиннадцати вечера на улицах, фейерверкам. Вместе с тем во время работы не ощущались никакие привычные сложности, никакие творческие неудобства, поскольку я ценил непосредственно возможность творить. И это впервые не беспокоился перед премьерой. Война меняет ценности.
Какая из последних новостей вас порадовала?
Каждый день пытаюсь найти в новостной ленте хотя бы небольшое положительное известие. На мой взгляд, мы живем в такое время, когда нужно поступать именно так. А вот главная положительная новость, которая непременно ждет нас, - это новость о победе.
Читайте также: ЛЮБОВНИКИ, СЕКРЕТНЫЕ АГЕНТЫ, ПОВАРА И ЗОМБЫ: В КИЕВЕ ВПЕРВЫЕ ПРОИСХОДИТ» КИНОФ