Закрыть
UA
Мода

Small Talk: антропологиня и активистка Дафна Рачок о фотовыставке «ЛГБТИК+ в защите Украины»

Поделись:
В Музее Тараса Шевченко в Киеве проходит выставка «ЛГБТИК+ на защите Украины< /strong>». Цель фотовыставки – показать ЛГБТКИ+ украинцев, которые с гордостью служат в украинской армии и занимаются волонтерством в пользу своих общин, защищая страну с первого дня нападения России на Украину. О ее создании и героях мы пообщались с антропологиней и активисткой Дафной Рачок, она соавтор и соорганизатор выставки. 

Как возникла идея создания выставки?

Идея выставки возникла в мае. Мы общались с нашим товарищем из Нью-Йорка, Богданом Глобой, и говорили о засилье российской пропаганды: как она искажает разнообразие Украины и достаточно большой прогресс в сфере толерантности, который мы прошли за последние восемь лет. И нам показалось очень важным попытаться сделать хоть что-нибудь, чтобы противодействовать этому. Так возникла идея показать ЛГБТИК+ людей, которые сейчас воюют, защищая Украину, и ЛГБТИК+ волонтеров и волонтерок, которые помогают ВПЛ, беженцам, закупают вещи на фронт и т.д. Нам показалось очень важным показать миру, скольким людям из ЛГБТИК+ сообщества дорога Украина. Потому что да, в Украине не все супер классно с правами для ЛГБТИК+ людей, но на этот счет происходит оживленная дискуссия и на самом деле есть прогресс. И это все нужно и стоит озвучивать, особенно для наших западных партнеров, чтобы они не забывали, что на самом деле и мы, и у них схожие ценности.

Как она создавалась? Как искали героев?

Героев Алим, Богдан и я в основном искали через соцсети, среди знакомых и знакомых знакомых. Бросили также объявления о том, что ищем героев, в одну из групп на Фейсбуке, которая популяризировала тему, что в ВСУ также есть ЛГБТИК+. На самом деле найти согласившихся героев было не так сложно. Сложнее было подгадать, чтобы у человека было немного свободного времени для фотосессии и интервью. Военные ведь не могут так просто взять и сорваться с места для встречи с тобой. Поэтому большинство времени подготовки и создания выставки – это скорее ожидание. Ожидание, когда наши герои и героини смогут увидеться с нами.

Чтобы собрать истории и сделать фото, мы пытались попасть как можно ближе к героям и героям выставки. Кого повезло поймать в Киеве, к кому ездили поближе к линии фронта. Конечно, мы старались не ехать, куда не просят, так сказать, чтобы не подвергать ни себя, ни других опасности. Благодаря выставке мы действительно очень много поездили по Украине: побывали от Львова до Николаева и Днепра. Несколько человек, согласившихся принять участие, к сожалению, так и не удалось поймать.

Мы обычно записывали с человеком небольшое интервью сначала, расспрашивали о том, где его или его застало 24 февраля, какова была мотивация пойти в армию или начать волонтеры и т.д. Затем Алим делал небольшую фотосессию бойцов или бой. Иногда нам удавалось быть оперативными, особенно старались завершить побыстрее, когда у человека, с которым общались, было мало времени. Иногда разговоры могли длиться часами.

Все, с кем мы общались, заметили, что их цель, почему они взяли в руки оружие или начали волонтерить, — это их видение будущего Украины. Что они борются за свободную Украину, где соблюдают права человека, где можно свободно критиковать власть и не бояться. Они борются за будущее, в котором нет страха.

Сразу ли они соглашались принять участие в выставке?

Да, обычно герои соглашались почти без колебаний. Конечно, было несколько человек, которые не согласились: не хотели публичности, потому что не открылись своим собратьям и сестрам. Или открылись, но не хотели огласки. Но обычно, на удивление, соглашались довольно быстро. Мы приступали к самому сложному: понять, когда и где мы можем встретиться. Некоторые ведь не могли открыть нам свою локацию, что вполне понятно, поэтому вот договаривались встретиться, когда у человека будет выходной, в ближайшем большом городе. Многие из героев и героинь выставки тогда не знали нас лично, поэтому мы пытались это считаться и быть ненавязчивыми. Важно понимать, что бойцы и бойцы очень заняты, свободного времени у них мало, поэтому нам гораздо легче подстроиться под их график.

На какой из историй, а за каждым фото стоит целая история, вы рассуждали еще очень долго, когда услышали ее?

Если честно, то истории сами написались, считайте. Всем героям и героиням выставки было многое, что сказать. У них много идей, невероятно много интересных мнений и незаурядных наблюдений. По каждому фото своя, в чем-то уникальная история. Мы следовали за тем, что важно для наших собеседниц и собеседников. Задавали им вопросы, но просили также говорить о том, что им кажется достойным и важным озвучить. Поэтому самым сложным было потом вырезать часть того, что нам рассказали. Мы как по живому резали. Но при этом понимали, что холст на несколько страниц, к сожалению, никто читать не будет, еще и под каждой фотографией. Поэтому надо было все истории, которые мы собрали, вставить на один листок бумаги, чтобы читатель не скучала. Это было самым большим вызовом, наверное. Интересно также, что при всем разнообразии историй и опытов героев и героинь выставки там вполне очевидна основная тема: все, с кем мы общались, отметили, что их цель, почему они взяли в руки оружие или начали волонтерить, — это их видение будущего Украины. . Что они борются за свободную Украину, где соблюдают права человека, где можно свободно критиковать власть и не бояться. Они борются за будущее, в котором нет страха. То ли страх открыться, что ты лесбийка или гей, то ли страх выйти на протест, то ли страх публично выразить несогласие.

Какую цель вы ставили перед собой, начиная работу над этим проектом?

Мы хотели показать, что Украина очень разнообразна. В рядах ВСУ и среди волонтерских людей есть очень разные люди с разными историями. Но их всех объединяет общая цель. И это очень важно понимать. Нам хотелось показать это разнообразие, показать ЛГБТИК+ защитниц и защитников, волонтеров и волонтерок. В том числе, чтобы поднять вопросы прав человека. Например, вопрос гражданских партнерств для ЛГБИК+: как сказала одна из наших героинь на открытии выставки, смерть сейчас подстерегает каждого и каждую. Или на фронте, или в тылу. На фронте смерть подстерегает интенсивнее. Поэтому хочется, чтобы ЛГБТИК+ люди имели возможность, например, посетить родного человека в реанимации, если, не дай Бог, с ним что-то произошло. Но это скорее месседж на внутреннюю аудиторию. Для внешней аудитории (а мы надеемся, что выставка еще состоится по крайней мере в нескольких городах в США) хотелось показать, какая Украина разнообразна.

Фотограф: Алим Якубов

Читайте также: «ВПЕРВЫЕ, МЫ РАЗРУШАЕМ МИФИ, ЧТО ЛГБТ-ЛЮДИ НЕ МОГУТ БУДЬ УКРАИНА – ГОМОФОБНОЕ ГОСУДАРСТВО», — ЮРА ДВИЖОН, СОТЗАВОД