Закрыть
UA
Жизнь

Малый разговор. Фотограф Александр Чекменев: как донести через портрет историю человека

Поделись:
Александр Чекменев — выдающийся украинский фотограф. Начинал свой профессиональный путь в Луганской области, откуда имеет уникальный архив фотографий. Портреты людей, социальная тематика, фотографии времен войны (не столько прямая фиксация, как ее объемное влияние на жизнь людей). Сегодня его работы печатают New York Times Lens Blog, Time Magazine, The Guardian, Vice Magazine. Фотографии Александра Чекменева из серии «Faces of War» были представлены в проекте "Вспышка. Украинская фотография сегодня" Национального центра "Украинский Дом". Это портреты людей, сделанные Александром за время полномасштабного вторжения. Об обычных людях, которые являются героями фотопортретов, автор рассказал арт-журналистке  Дарии Кибец.

С какими впечатлениями и вопросами к вам обычно обращаются зрители?

Недавно после Афинского демократического форума ко мне подходили иностранцы и говорили, что мне удалось достучаться до их сердец. Я уверен, что из-за судьбы одного человека можно показать суть всей войны. Это производит впечатление больше, чем речи политиков.

Что вам больше нравится в работе с портретом человека?

Самый человек. Ты все время решаешь новую задачу, по-разному подстраиваешься под каждого героя. И каждый человек – это новый раздел книги. Главной задачей является донести через портрет историю одного человека. The New York Times опубликовал двадцать четыре портрета моего авторства. Это все были истории людей, оставшихся в Киеве в начале войны. Впоследствии я начал ездить в Гостомель, Бучу, Бородянку, Новый Быков, Ягодный. Истории в этих городах отличались, поскольку жители были очевидцами военных преступлений. И каждая история – это пережитая трагедия.

 

Фото: facebook.com/alexander.chekmenev.3

В чем секрет работы с героями, взаимодействия? Ирвинг Пенн "загонял в угол" своих героев, Джимми Нельсон наоборот ставит их на стул, чтобы им казалось, что это они контролируют ситуацию.

Секрета нет. Есть человеческое отношение. Ты приходишь к человеку, прежде всего, выслушать, а не сделать снимок. Даже если герой отказывается фотографироваться потом, я рад, что смог узнать новую жизненную историю. Вспоминаю случай, как в Черниговской области потерявшая сына женщина пригласила нас с ассистенткой Василиной Врублевской домой. Она рассказала свою историю, однако от портрета сначала отказалась, сказав: «Мое горе никому не нужно». Тогда, уговаривая ее, я неожиданно нашел четкий ответ и для себя – это необходимо для памяти. И она согласилась. Мое кредо: «Оставайся человеком по отношению к человеку». Я всегда ставлю героя во главу угла. Больше никаких секретов.

Какой из фотопроектов был для вас самым сложным?

С конца 2017-го по 2020-й годы я активно занимался темой бездомных. И сложнее всего было, когда мои герои начали умирать. Узнать о смерти хотя бы одного из них было бы тяжело. А их, из-за несостоятельности пережить холодные периоды года, умерло одиннадцать.

Важнейшее для меня – это привлечь внимание к проблеме бездомных, уменьшить безразличие в обществе, поскольку очень часто мы просто не замечаем этих людей и не знаем, с чем им приходится сталкиваться. в жизни.

Фото из серии ODESSA PEOPLE, 1999-2019 / alexanderchekmenev.com

Работа над чьим портретом заставила вас потом еще долго думать над ним?

Две истории героев, которых я фотографировал с начала полномасштабной войны, были вообще бесчеловечными. Первая касается женщины, над которой издевались русские солдаты. Она молилась, чтобы ее дом не забрали, когда эти изверги ворвались в ее дом. Ее били молотком по голове и проткнули руку ножом. То, что соседи смогли привести ее в чувство, и она выжила, является настоящим чудом. А другая – это история невероятного спасения мужчины украинскими военными. Во время оккупации на его собственном подворье у него на глазах убили друга, а в него самого стреляли трижды. Он шесть дней прятался под завалами в надежде, что украинские военные найдут его. Самое интересное, что когда его вывозили из разрушенного дома, по дороге военным пришлось принять бой, однако все закончилось хорошо. Узнав такие истории, потом уже не можешь не думать об этих людях.

Фото из серии PASSPORT, 1995 / alexanderchekmenev.com

За кем из художников наблюдаете вы?

К сожалению, современники пока не очень цепляют меня за живое. Однако из фотографов ХХ века могу выделить Августа Зандера, Робера Дуано и особенно - Вивиан Майер. Последняя оставила после себя массу негативов, но ушла из жизни неизвестной. Когда смотрю на ее снимки, понимаю, как именно она их делала, подходила вплотную к своим героям. Кстати, я снимаю на такой же фотоаппарат. По силе фотографии Вивиан Майер для меня номер один.

Какое антивоенное произведение искусства вы считаете гениальным?

Сразу в голову приходит снимок известного военного фотографа Эске Ямахато, на котором изображена девочка после атомного взрыва в Нагасаки.

Автор фото - Эске Ямахато. Правительство Японии почти сразу изъяло фотографии, чтобы цивилизованный мир не увидел последствия ядерного взрыва.

Автор: Дарья Кибец< /a>

Читайте также: В ВОДНЕ ОТКРЫВАЮТ ВЫСТАВКУ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ «CONTRAPUNCT»