Портал о культуре чтения «Читомо» запустил онлайн-выставку «Еще один день: дневники войны», экспонатами которой стали скетчи, комиксы, коллажи, фото, видео, стихи, посты из социальных сетей украинцев из разных уголков страны, а также из-за границы. Мы поговорили с иллюстраторкой Юлией Тверитиной, одной из участниц проекта, о восприятии войны на расстоянии и эмоции, достойных сохранения.
Юлия, почему вы решили вести визуальный дневник полномасштабной войны, находясь в ее начале за границей?
Из-за того, что я долгое время не следила за новостями и вообще жила в другой стране, пропустила этот темный период тревожных чемоданов и общего предчувствия приближения войны. Ее начало было шоком. Еще большим шоком было то, что мои родные и многие друзья жили именно в районе Бучи, Гостомеля, Ирпеня и ближайшего угла Киева. Из-за звонков и переписки я только беспомощно наблюдала за всеми трагическими событиями. Думаю, что подсознательно почувствовала необходимость поделиться травматическим опытом из-за визуализации их историй.
Расскажите, пожалуйста, как полномасштабное вторжение изменило ваше восприятие реальности? Вы писали в Instagram, что депрессия и прокрастинация исчезли. Изменились ли ваши внутренние ощущения за эти 8 месяцев?
Да, организм как-то мобилизовался с тех пор, очень изменилась система ценностей. Жизнь стала ярче, особенно если она стабильна и выглядит безопасной. Думаю, что все очень устали за эти 8 месяцев. Сейчас у меня главный повод для депрессии – невозможность возвратиться домой. Я понимаю, что это как-то мало, если сравнивать со многими другими, потерявшими дома, или родных, или месяцы просидели в подвалах, или не знают, вообще проснутся ли завтра.
[caption id=»» 25-й день войны. Киев. Запах гари и воздушная тревога. Я на видеозвонке с мамой и слышу сирены, потом слышу взрыв. Стекла, слава Богу, уцелели. Помню, что из окна своей комнаты в прошлой жизни я всегда смотрел на лес и озера, а где-то за лесом был Ирпень, и Буча, маленькие зеленые мирные города, сейчас все там уничтожено”.Поговорим о колористике. В ваших работах много красного, синего, фиолетового. Их выбор подсознателен или несет конкретную символику?
Видимо, подсознательный, не уделяю внимания символике в рисовании. В общем люблю холодные розово-зелено-синие цвета, но здесь самой интересно наблюдать за изменениями. Вот линия рисунка стала более агрессивной, это так.
Как вы думаете, может ли проект типа «Еще один день: Дневники войны» помочь осмыслить опыт войны, вынужденного переселения и других проблем, связанных с этим?
Все войны одинаковы. Мы все читали учебники истории и прекрасно знаем, что война – сплошное горе и смерть, но это знание почему-то не останавливает новых конфликтов.
Я не думаю, что людей, имеющих трагический опыт переживания войны, действительно будут понимать те, кто о войне только читал в новостях или следил за ее ходом онлайн . Но документальная визуализация хоть немного помогает приблизить эти два полюса.
Что сложнее всего в иллюстрировании, скажем, не книги, а чужой реальной истории?
Сложнее всего – передать так, как было на самом деле. Чувствую, что это невозможно, если ты только дальний наблюдатель. Но я старалась.
Юлия, расскажите, пожалуйста, историю из тех, которые вы уже визуализировали, которая поразила больше всего.
Кажется, это первая из нарисованных, когда моя близкая подруга вывезла ребенка в Киев под обстрелами. Я не знала, что это станет дневником, просто использовала, чтобы рассказать обо всем, что происходит в Украине. Даже не помню, как нарисовала и вообще с чего начала.
Какой главный месседж хотите передать своим дневником?
Это вообще эмоциональный проект, в котором я просто рассказываю то, чему была свидетелем. Я тоже стараюсь сохранить эти моменты в собственной памяти. На самом деле никаких месседжей.
Автор: Анастасия Герасимова
Читайте также: ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ 3D-ПРОГУЛКИ ПО ЗРУШЕННОМУ МУЗЕЮ МАРИИ ПРИЕМЧЕНКО