Закрыть
UA
Мода

Small Talk: куратор Ольга Мельник о проекте «Выставка о наших ощущениях» в Художественном арсенале

Поделись:
В Художественном арсенале (МА) до 21 августа экспонируется «Выставка о наших ощущениях». В нее вошли работы по коллекции заведения. Часть этого проекта – проговорка персонального опыта творческой команды мероприятия, зафиксированного в формате видео. Подробнее о выставке и ее главных месседжах мы побеседовали с Ольгой Мельник, куратором проекта и руководителем отдела музейного дела МА.

Фото: instagram/mystetskyiarsenal Автор: @cheppel_photography

Как возникла идея проекта?

Наш проект является попыткой рефлексии на трагические события последних месяцев, которые изменили нашу жизнь навсегда. Очевидно, этот шокирующий опыт пока невозможно хладнокровно оценивать или анализировать. Рано, потому что мы все еще находимся в водовороте событий, отстраниться от которых невозможно. Так и наше высказывание выглядит довольно эмоциональным, отчасти сумбурным. Пока мы лишь смогли «нащупать» ощущения, не прибегая к обобщениям, для которых еще не пришло время.

В апреле, когда агрессор был отброшен от Киева, в город начали возвращаться жители. Появились многие переселенцы, которые должны были бежать от войны.

День в деньжизнь оживлялась. Это чувствовалось — на улицах становилось все больше прохожих. В центре города увеличилось «вынужденных туристов». Нас снова, как в докризисные времена, начали спрашивать путь в Печерскую лавру. Несмотря на угрозу, люди пытались организовать свой привычный досуг.

Вскоре начали возобновлять работу сначала кинотеатры, далее театры, возобновились экскурсии по городу. Музеям несколько сложнее приспособиться к новой действительности, ведь в фокусе музейных проектов прежде всего материальный объект — не важно, это археологический артефакт, картина или инсталляция. Для обеспечения коллекций большинство экспозиций сегодня демонтировано, и это побуждает к поиску новых форматов — от концертов под открытым небом до экскурсий по пустым залам. В то же время, выставочные практики постепенно возобновляются. Например, в Национальном музее истории Украины, Национальном музее украинского народного декоративного искусства и т.п. уже довольно длинный перечень. Как и в Художественном арсенале, это небольшие по формату проекты, которые в случае ухудшения ситуации можно легко демонтировать, чтобы обезопасить музейные предметы. Выставки разной тематики, однако они объединены совместной миссией, крайне важной для общества в нынешних трагических условиях. Каждая создает точку опоры для посетителей, в конечном счете, обеспечивая устойчивость общества. Мы будто говорим все вместе — мы живы, мы не отчаялись, мы не потеряли человечности. Нашу выставку открывает иронический диптих Николая Маценко «Музей vs Ресторан», который в свое время являлся рефлексией на консерватизм музейного сообщества. В нынешних обстоятельствах это произведение воспринимается как маркер нашего довоенного быта, который мы пытаемся восстановить, хотя бы фрагментарно, в том числе и открывая для посетителей Художественный арсенал.

Сколько времени было потрачено на реализацию проекта?

Это очень быстрый проект. Обычно цикл подготовки проекта в Художественном арсенале – полтора-два года. Эта выставка готовилась чуть больше места. Определяющими были требования безопасности. Безопасность посетителей и персонала, безопасность коллекции. Именно в такой последовательности. И это тоже новый опыт. Конечно, мы всегда занимались безопасностью и комфортом наших посетителей, но впервые этот фактор оказывал непосредственное влияние на экспозиционный контент, локацию и архитектуру проекта. Поэтому у выставки есть необычный для Художественного арсенала формат. Мы вынуждены ограничить ее экспозиционную площадь и количество художественных объектов.

Фото: instagram/mystetskyiarsenal Автор: Евсикова Анастасия

Работа над концепцией тоже оказалась необычной — фактически без формального куратора. Все коллеги могли к нему приобщиться. Как только кто-то из коллег возвращался в Киев, присоединялся к обсуждениям, привносил собственный опыт и свои ощущения — концепт претерпевал трансформации. В то же время каждый день менялись наши настроения. Каждому знакомо это чувство турбулентности, когда эйфорию и восторг внезапно меняют тревогу и отчаяние. Амбивалентность наших эмоций и мыслей — именно об этом мы пытаемся говорить в этом проекте. Мы затрагиваем вопросы, пытаемся понять, какое место в этой новой шаткой действительности принадлежит искусству. Как мы его сейчас чувствуем? Порой буквально и упрощенно — как и отношения во время войны, когда простые вещи становятся важными. Оказалось, что сюжеты, которые недавно казались безнадежно тривиальными, резонируют с пережитым за последние месяцы. Мы искали у них метафоры, чтобы описать свои эмоции и мысли.

Наша экспозиция — это ряд постоянно меняющихся отдельных визуализированных ощущений. Произведения из коллекции художественного арсенала стали инструментом для передачи наших собственных ощущений, которые мы пытались описать. Постоянный страх и смятение, хрупкость человеческого тела и психики в произведениях Юрия Соловья. Даже биография автора — украинского эмигранта третьей волны, после Второй мировой войны находившегося в ДиПи-лагерях под постоянной угрозой репатриации в СССР, при нынешних обстоятельствах вызывает прямые ассоциации. Ощущение ностальгии — в характерных пейзажах Анатолия Сумара, которые возвращают нас в беззаботный, немного медленный Киев, куда хочется вернуться из нынешнего города, который находится под постоянной атакой и готовится в любой момент ее отбивать. Наконец-то чувство надежды. Само название картины Олега Харча «Ремонт — состояние души» пытаемся оптимистично отчитать как предсказание будущего.

Фото: instagram/mystetskyiarsenal Автор: @cheppel_photography

Как возникла идея добавить в выставку истории и собственный опыт работников МА? Почему вы считаете, что это необходимо?

В очередной раз вернемся к нашим ощущениям. Когда команда Художественного арсенала переместилась из виртуального пространства в физическое, стала собираться вместе, стало заметно, что мы много говорим, часто не слушаем и прерываем друг друга. Иногда это граничило с беспорядком, но каждому казалось, он немедленно здесь и сейчас должен проговорить, даже прокричать о том, что пережил. Это был разный опыт, разные истории, но все стоило зафиксировать. Сначала решили его архивировать, а затем и возникла идея поделиться с нашими посетителями, чтобы прокомментировать визуальный ряд — почему именно эти произведения, с какими событиями они резонируют. 

Похоже, не только мы нуждаемся в таком разговоре. По нашим наблюдениям, посетители выставки тратят на просмотр видео чуть ли не больше времени, чем на обзор живописи. Вместе с тем, посетители могут поделиться собственным опытом переживания войны, записав свою историю, оставив ее в нашей архивной базе.  

Фото: instagram/mystetskyiarsenal Автор: @cheppel_photography

Как вы переосмыслили ранее известные работы? Приведите пример.

Сюжеты некоторых произведений в современном контексте на самом деле выглядят несколько метафорически. Очень важна, на мой взгляд, картина Марии Примаченко «Обезьяны и крокодил». Несмотря на распространенное мнение о фантазийных забавных животных персонажи выдающейся художницы не таковы. Сюжет с обезьянами, бегущими от крокодила, выглядит как аллюзия к настоящему моменту — здесь и о нашем легкомыслии — не желании «смотреть вверх» и видеть очевидную опасность, а еще о неопределенности нынешнего момента — спасутся ли от смертельного риска попасть в пасть. 

Картина Марии Примаченко «Обезьяны и крокодил». Фото — Владимир Чеппель

Эта работа имеет также символическое значение. Погром российским агрессором Историко-краеведческого музея в Иванкове Киевской области в конце февраля 2022 года шокировал общество. Небольшой музей, где экспонировались произведения Марии Примаченко, которая родилась и всю жизнь жила в селе Болотня неподалеку от Иванкова, теперь известен далеко за пределами Украины как символ русского варварства. Это событие стало своеобразной точкой невозврата.

Настоящая цель российского агрессора, направляющего свои атаки на объекты культурного наследия, чтобы уничтожить проявления украинской идентичности, стала прозрачной и понятной. Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова – это не искусство.

Как вы думаете, какая миссия полагается на искусство во время войны?

По моему мнению, миссия искусства не изменилась, скорее изменился контекст. День 24 февраля разграничил жизнь на до и после, погрузил каждого из нас в новые обстоятельства. Мы еще не осознаем, какой будет наша жизнь после. Очевидно, что и творческие практики, которые должны резонировать с действительностью, должны усвоить эти новые обстоятельства. Как невозможно осмыслить происходящее с каждым из нас, так невозможно представить целостную художественную рефлексию. Мы все еще находимся внутри процессов, как «в моменте», где каждый из нас является участником. Наверное, важно зафиксировать этот момент. Здесь художественное произведение является эмоциональной реакцией и одновременно историческим документом. Не случайно художники в большинстве своем обращаются к формату дневника — Львовский дневник Влады Ралко, «Дорожный дневник» Матвея Вайсберга. В конце концов это также проговорка собственного авторского опыта, визуализированного не через различные медиумы.

Как вы относитесь к кенселению русской культуры?

Снова должны вернуться в плоскость ощущений и эмоций. Призывы к кенселению русской культуры – эмоциональная реакция на настоящий геноцид, который начали оккупанты.  В конце концов это нормально чувствовать сразу к культурным маркёрам агрессора.

От первых утренних атак в феврале можно говорить о деконструкции мифа о «великой русской культуре», ведь каждая культура основывается на ценностях гуманизма, которыми пренебрегло государство-агрессорка . И ответ на антигуманизм должен быть адекватным.

В то же время следует избегать манипуляций. Ведь никто не собирается сжигать книги Пушкина или Толстого. Речь идет прежде всего о присутствии этих авторов в публичном пространстве, где они, безусловно, стали признаками колониального имперского присутствия. Так же и с музеями. По советской традиции в каждом областном центре должен быть так называемый художественный музей, коллекции которого формировались по шаблону — в каждой должны быть представлены по одному условному Шишкину, Поленову, Левитану. Стандартизированные экспозиции в городах на безграничных просторах советской империи мало чем отличались друг от друга. Это размывало идентичность, создавало видимость общего культурного пространства, где собственные достижения казались второстепенными на фоне гениев «великой русской культуры». Таким образом формировали ощущение неполноценности, избавиться от которого мы стараемся уже несколько десятилетий. Активизация российской агрессии в известной степени выступила катализатором деколонизационных культурных сдвигов.

Фото: instagram/mystetskyiarsenal Автор: @cheppel_photography

Наверняка когда-то радикализм по поводу русской культуры сменится ее глубоким исследованием, между прочим, исчезнет деление на «большие» и «малые» культуры, будет выявлено ее взаимодействие и взаимовлияние. Однако это невозможно представить, пока мы все еще находимся под атакой ее псевдоносителей. На моей полке, конечно, остаются несколько произведений российских авторов — большей частью имеющие мемориальную стоимость или русскоязычные переводы профессиональной литературы. В то же время не могу вам сказать, когда у меня будут силы и желание их перечитать. Точно не скоро. Здесь и сейчас, когда звучит воздушная тревога, нет сил и желания этого делать.

Звуки ревуна не заглушат гениальный мелос фортепианного концерта Чайковского, скорее он будет восприниматься как олицетворение варварства окупантов. И это еще одно культурное преступление, когда так называемая мягкая сила превращена в наносящее удар оружие.

Обратимся хотя бы к свежему интервью главного российского музейщика Пиотровского, сравнивающего выставочную деятельность со спецоперацией. (Директор российского Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью «Русской газете», в которой опозорился заявлениями о войне в Украине. - Прим.ред.) Шокирующая откровенность разоблачает агрессивные намерения в культурной плоскости, когда масштабное продвижение да так называемой «великой русской культуры» использовалась для распространения выгодных для кремля нарративов и представлений среди зарубежных аудиторий. Поэтому введение «культурных санкций» против российской федерации не менее важно, чем экономические ограничения.

Почему стоит посетить выставку?

Кажется, нам удалось создать дружеское, комфортное пространство взаимодействия, которое крайне необходимо каждому из нас сегодня, чтобы устоять. Здесь можно собрать себя вместе, почувствовать себя под названием картины Инны Хасилевой, «частью целого». Мы также разработали образовательную программу к выставке, она о попытках рефлексии — своих и чужих, о терапевтичности, казалось бы, простых ритуалов. В этот раз, кроме уже привычных для Художественного арсенала форматов — Художественных четвергов, занятий по созданию коллажей с дорисовками, экскурсий, подготовили новые форматы. Они возникли из нашего желания поддерживать друг друга, утешать, успокаивать — давать стабильность хотя бы там, где ее можно дать. Мы приглашаем посетителей делиться собственными историями о войне – болезненными и вдохновенными, на видео или листах, с подписью или анонимно; творить – рисовать, клеить или разрисовывать. Для младших посетителей Арсенала есть интересные занятия по арт-терапии, квесты экспозицией и музейные чтения. Надеемся, что вместе нам удастся адаптироваться к новой турбулентной действительности, привыкнуть к осознанию, что по-прежнему уже не будет. И построить какую-то новую реальность «после 24 февраля», в которой найдется место музеям, выставкам, искусству.

Фото: instagram/mystetskyiarsenal Автор: @cheppel_photography

Фото: instagram/mystetskyiarsenal Автор: @axboyko

Читайте также: «В ЦЕНТРЕ БУРЕ. МОДЕРНИЗМ В УКРАИНЕ 1900 - 1930Х»: УКРАИНСКАЯ ВЫСТАВКА В МАДРИДЕ