Бренд Gaptuvalnya рассматривает традиционную украинскую вышивку сквозь призму современных ценностей, эстетических предпочтений и вызовов. Основанный в Ивано-Франковске, с началом войны бренд не только не прекратил работу, но и разделил свою мастерскую с брендами из пострадавших регионов, которые должны были оставить собственное производство. Исследование границ внутренней силы в новой коллекции,культурную идентичность и работу во время войны рассказала основательница и дизайнер бренда Наталья Гергелюк.
Как война отразилась на вашем бизнесе и творчестве?
Война принесла много вызовов для нас. Основной задачей стало сохранение проекта и сохранение нашей команды. Впрочем, мы устояли. Кроме того, с началом войны нам удалось не просто продолжить собственное функционирование, но и разделить свою мастерскую с несколькими брендами из пострадавших регионов, вынужденных покинуть собственное производство.
Сегодня спрос на вышиванки как части ДНК нации и символа принадлежности к украинству — народу, мужеством и смелостью которого восхищается весь мир, — возрос. Причем как внутри страны так и за рубежом.
Как возник бренд?
История моего бренда начинается еще с детства. В памяти появляются все вышивки, которые хранили мать и бабушка. Для нас этно-одежда считалась парадной и носили ее крайне редко. А когда вытаскивали из шкафа, это означало, что в доме большой праздник. Эти воспоминания стали основой для поиска ответов об уместности украинской одежды в гардеробе современных женщин и мужчин.
В то же время этно-одежда уже стала для меня чем-то большим, чем просто рубашкой на праздники. Он был кстати повсюду: на прогулке, в ресторане, театре, путешествии… Эту идею я стремилась передать другим, и заложила ее как основу для всех коллекций «Gaptuvalnya».
Мы прокладываем свой путь и боремся за ним, не боимся, мы смелы и мужественны. Потому что мы украинки.
Каков ваш любимый элемент вышивки, традиционного украинского костюма?
Выделить что-то одно невозможно, ведь традиционный украинский костюм — это сочетание высокого художественного искусства с глубокими смыслами каждого элемента. Один чепец (головной убор) можно часами рассматривать и разбирать на элементы и мелкие частицы. Мне очень нравится использовать традиционные элементы вышивки в самых смелых интерпретациях – я вижу в этом своеобразный диалог между поколениями, в котором наша сила. Я лично чаще всего надеваю любимую льняную рубашку с традиционной вышивкой Роза, символизирующая красоту, мудрость и силу — неразрывные компоненты, из которых состоит украинская женственность.
Вы верите в символизм?
Я верю в то, что созданные многие поколения поэтому традиционные узоры украинской вышивки имеют в себе гораздо больше, чем сугубо эстетическую составляющую. Вышитая одежда издавна сопровождала украинцев в каждый момент их жизни, придавая уверенности, силы и чувство принадлежности к чему-то большему. Именно сейчас эта энергия каждый день нужна украинцам, как никогда. И именно это мы с командой пытаемся передать в каждом изделии Gaptuvalnya.
Есть правила сочетания традиционной одежды с современной, чтобы это выглядело стильно.
Мне очень нравится экспериментировать в этом направлении. Я обожаю носить вышиванку с короткими шортами. А классическое шелковое платье подвязать аутентичной кромкой — это так женственно и изысканно. Или дополнить деловой костюм нитью древних кораллов… Я могу продолжать очень долго (улыбается). Для меня сочетание традиционной одежды с современной — об интимности и определенной внутренней силе, которая придает смыслы многим вещам.
Кто для вас является образцом хорошего сочетания и переноса этого в повседневную жизнь?
Первая, кто приходит на ум, — наша первая леди, Елена Зеленская.
За кем из международных брендов, кто объединяет традиционные мотивы и современные тренды вы с интересом наблюдаете?
Народные мотивы очень часто цитируются в коллекциях Gucci, Valentino. Я наблюдаю, как с каждым годом эта тенденция набирает обороты. Мир меняется. Человек ищет баланс, ищет истину… И собственно, по моему мнению, те традиционные ремесла, наиболее наполненные глубокими смыслами и символизмом и находят чаще всего отражение в коллекциях дизайнеров.
Читайте также: ДИЗАЙНЕРЫ В ВОЙНУ: ЛАША МДИНАРАДЕ, GUDU