Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: Нина Мурашкина, художница о влиянии войны на творчество

Поделись:

Главные темы, которые исследует в своем творчестве Нина Мурашкина – психология сексуальности, личное драматическое, возведенное в культ. Она одна из участниц выставки-продажи современного украинского искусства. > в испанском городе Марбелья, которая состоится 8-10 июля. Часть средств от продажи работ будет направлена ​​в международный благотворительный фонд Future for Ukraine. О том, как меняется творчество во время войны, современное искусство и поиски вдохновения для рубрики Small Talk.

Изменились ли темы, которые вы затрагиваете в своих работах, с началом войны в Украине?

Темы в моем случае, конечно же, нужно адаптировать исходя из событий. В своем творчестве я говорю о психологии сексуальности, прежде всего об эмоциях, о внутренних бунтах и ​​провокациях. Конечно, темы, которые я поднимаю, во многом изменились, потому что иначе это было бы просто смешно – говорить во время войны о тех же вопросах, о которых раньше.

Пока я готовлю новый проект. Но в моем случае я не буду изображать танки или насилие, скорее я буду изображать войну метафорически. Потому что я считаю, что зритель, приходя на мою экспозицию, должен возвыситься, мне не хочется, чтобы он получился как бы раздавленный щитом боли. Чувство трагедии, конечно, будет, но на каком языке это будет сказано – это уже другой вопрос. О том, как это будет выглядеть и как изменилось мое творчество, я смогу говорить только ближе к осени, когда подготовлю этот проект.

Конечно, в моих новых работах обязательно будут женщины – ведь я всегда захожу в искусство через женское тело, женские глаза, через мифологию греческих богинь. Они проходят «сквозной песней» через все мое искусство.

Чем, на ваш взгляд, важна выставка Art for Freedom и какие ваши работы примут участие в проекте?

Куратор Светлана Старостенко и вся команда, которая работает над выставкой – большие молодцы, потому что это очень сложно, организовать и вывезти за границу crema de la crème украинского искусства, работы актуальных авторов. У Светланы отличный вкус. То, что я видела, очень точно выбрано, одно сочетается с другим. Это важно – чтобы все художники в одном проекте сочетались, чтобы они вступали между собой в диалог, чтобы это не было отрывками из контекста. Две мои работы, которые Светлана выбрала для выставки и Марбельи, были написаны в 2021 году. Это девочки, стоящие на вазах.

    

Девочки на весе – это некое предчувствие вхождения в юность. И если рассматривать этот вопрос в контексте войны, можно сказать, что неизвестно, в какой стране эти девочки стоят на этих вазах… Неизвестно, где они вступят в свою юность и чувство тревоги и в то же время их кокетливая юность в этих работах ощущается. em>

Также хочу добавить, что сейчас, учитывая, что многие яркие талантливые украинские художники уехали в Европу, наблюдается огромный всплеск интереса к нашему искусству – и создается большая конкуренция. Местные авторы начинают кусать локти, видя портфолио украинских художников… Никто не ожидал, что конкуренция настолько вырастет. Я комментирую то, что сейчас происходит в Берлине, Барселоне. Все видят, что украинские художники очень сильны. Это живая конкуренция. Сто лет назад украинские художники тоже уезжали в Европу, и тогда произвели впечатление на европейскую культуру. Сейчас происходит то же – к сожалению, очень высокой ценой.

Как вы восприняли новость о войне, понятно, что к войне нельзя подготовиться. Но верили ли вы в то, что Россия может ее начать?

Да, я верила. У нас с моим мужем, испанским художником Ксавье Эскала, был проект в галерее Татьяны Мироновой зимой , поэтому мы были в Киеве. Человек каждый день читает европейские новости и каждый день говорил мне: «Нина, надо уезжать, будет война».

Мы уехали в середине января, за месяц до начала полномасштабного вторжения. Через неделю после начала полномасштабного вторжения я уже активно помогала друзьям выезжать за границу.

Кто и что для вас сегодня является источником вдохновения?

Мое вдохновение – мой муж. Мне повезло, он художник.

То, что можно взять из природы – пение птиц, море, небо.

И конечно, я должен быть в курсе, что происходит в мире. Я слежу за современным искусством, много смотрю, слушаю интервью с разными художниками.

Во Франции я слежу за художницей Annette Messager. Это концептуальный автор. Как-то в середине 2000-х ее выставка была в ПинчукАртЦентре. Она мне очень близка по духу. В 2015 году я создала выставку под ее влиянием – это мой личный инфлюенсер в творчестве. Она уже в летах, ей в 70-м, и его идеи социального феминизма и то, как она их выражает – это просто замечательно.

Также это бельгийская художница Berlinde de Bruyckere. Она делает скульптуры из воска с невероятным реализмом. В настоящее время в диалоге с Лукасом Кранахом она делает интервенции в классические художественные музеи. Две недели назад в Гамбурге я видела ее работу – женское тело, покрытое кожей оленя. Инсталляция посвящена архангелу Михаилу и изображена на фоне картин Кранаха. Их работы всегда приковывают внимание!

Далее, если говорить об Испании, это Памен Перейра. Она создает летающие установки из камней и бытовых объектов. Она из самых доступных ее инсталляций находится в центре Барселоны – в бутике Массимо Дутти. Для бутика она создала инсталляцию с парящими в воздухе камнями. И таким образом любое обычное черное платье на бретельках выглядит как piece of art.

Если говорить об Украине, то я, если честно, ждала, пока появится новое поколение украинских художников, которые бы дышали мне в спину – чтобы шевелиться и держать марку. И они явились. Я слежу за творчеством молодой художницы Аве @libertatemaveamor – она делает графические работы на основе гравюр 19 века. Еще очень яркая и симпатичная мне по динамике художница Ольга Штейн. Еще замечательная художница, моя хорошая знакомая Валерия Тарасенко.

Я могу продолжать долго – я очень люблю современное искусство

Какое антивоенное произведение вы считаете шедевром?

Ответ будет банальным – «Герника» Пикассо. Два года назад я поехала в Мадрид посмотреть – да, это абсолютный шедевр!.. Огромный размер, роскошные эскизы, выставленные в музее прямо напротив самой картины. Грустный, огромный шедевр, продуманный до мельчайших деталей, не потерявший своей актуальности.

Пока мы видим, что украинские авторы делают оммажи на эту работу. Это нормально, потому что ничего более совершенного в визуальном искусстве, чем «Герник», так никто и не сделал.

Кстати, мой муж утверждает, что это был коммерческий заказ, то есть Пикассо хорошо заплатили за эту работу. Если бы кому-то из наших великих художников власть или крупный бизнес заказали произведение о войне – это было бы очень сильное произведение искусства.

Арсену Савадову, например? Это его масштаб.

Да, Арсен Савадов мог бы создать нечто эпическое о войне. Это должен быть художник невероятно сильный, испытывающий время, способный поднять такой трагический слой.

Также мне кажется, что создать произведение на тему войны мог бы украинский театральный режиссер Андрей Жолдак. Я его большая поклонница, он для меня персональный инфлюсенсер много лет. Он прожил 16 лет в Берлине, потому что раньше был слишком резким для Украины. Сейчас он хочет вернуться в Украину и работать над представлениями. Я бы мечтала с ним поработать – возможно сделать декорации для его спектакля.

Он звезда невероятного масштаба. Вобрал в себя все – от итальянского Феллини до американского Дэвида Линча и повлиявшего на многих художников, которые тогда жили и учились в Харькове. Собственно, и по мне. Мне кажется, именно Андрей Жолдак смог бы сделать невероятное представление о войне.

Фото: архив Нина Мурашкина

Читайте также: РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ УКРАИНСКИХ ФОТОГРАФ ШТАБ-КВАРТИРИ МИРОВОГО БАНКА

Также читайте