Закрыть
UA
Мода

Тема июньского номера. Земля.

Поделись:

В этом году земледельцы выходили в поля в военной амуниции и только после того, как там поработали саперы. На Запорожье и Сумщине посевная кампания проходила в 20-30 км от линии фронта… Героями нашего сегодняшнего дня остаются украинские воины и врачи, а рядом с ними – земледельцы. Все они заботятся о нашей безопасности: первые – о национальной, вторые – о продовольственной. Поэтому мы все равно радуемся победам и на полях боя, и на полях земледельческих.

На сегодняшний день российские кафиры вывезли с захваченных украинских территорий в россию почти полмиллиона тонн зерна. В июне начнется сбор урожая озимых, который оккупанты тоже планируют вывозить. Такие действия могут привести к голоду. Таким образом, Россия продолжает свои попытки шантажировать весь мир.

Июньскую обложку Marie Claire Ukraine мы посвящаем украинским земледельцам. А главный материал номера – сакральные и интимные отношения украинцев и украинской земли.

Авторка текста: Громовица Бердник, писательница, культурологиня.

Мы поговорили накануне выхода ее книги «Завещание мольфара», которая является логическим продолжением книги «Знаки карпатской магии».

Громовица Бердник 3

Фото: Елена Ивашкина, стиль: Мария Кэрро

Об отношениях украинцев и земли поэтически сказано в древних, еще дохристианских колядках, где «две голубушки радо советуют как мир сновать » — «и спустимся на дно к морю, и достанем мелкого песка, мелкий песочек посеем мы, и нам станет черная земляца». И на этой черной землице — густой, урожайнощедрый, как бы назвал ее древний Гомер, а мы сегодня называем черноземом, зарождается культура, а потом рождается народ, для которого земля — самая высокая ценность. В прямом смысле, как кормилица, ведь именно не территории нынешней Украины зародилась одна из древнейших земледельческих цивилизаций, которую мы сейчас условно называем трипольской. И в сакрально-символическом — как сказано в поговорках и сказках, земля — это мать. «Мать — сырая Земля», наделяющая героев победой и силой, дающая способность к колдовству и к особой мощи воинской, которая делает неуязвимыми и непобедимыми тех, кто с уважением и благочестием относится к ее дарам. Могучая богиня, не имевшая антроморфного проявления, потому что это не было нужно, вся природа, весь проявленный мир — это ее лик.

Покойный карпатский мольфар Михаил Нечай, с которым я много лет дружила и работала, часто повторял: «Кто меня держит — земля, а кто меня кормит — земля, а кто похоронит меня, как я умру, земля. Это наша мать, которая достойна поклона нашего. И мы поклоняемся ей до сих пор, как и наши предки, даже кланяясь Богу в церкви, мы склоняемся к земле, воздавая ей уважение».

Наши предки клялись, съедая комочек земли, и эта клятва считалась самой страшной и нерушимой. Помните, в фильме «За двумя зайцами» Лимериха говорит Голохвастову «Ешь святую землю, что ты не врешь», а когда он отказывается — ведет в церковь. То есть даже в ближайшие к нам времена клятва на земле приравнивалась к клятве на святых иконах или на Библии. Это говорит об очень древних и сакральных отношениях нашей нации автохтонов с родной землей. Может быть, стоит восстановить эту традицию? Чтобы наши госслужащие присягали землей на верность стране и людям? (Шутка, но не совсем!)

Наши предки клялись, съедая комочек земли, и эта клятва считалась самой страшной и нерушимой.

Уважительноеотношениеукраинцев к земле< em>можно проследить в целой системе календарно-обрядовых действ. Фактически все сакральные календарные песни — это взаимоотношения и контакт с землей-кормилицей. Колядки, рассказывающие о создании земли и направленные на желание хорошего урожая для общей матери, веснушки и рощицы, пробуждающие землю и призывающие ее к рождению новой жизни, жатвенные — зажинковые, обжиночные — песни и так далее.
Все вышивки, все писаночные узоры — это космогоничные символы трех миров, Неба, Земли и Навы, подземного мира Предков и четырех стихий, одна из которых земля, из которых родится все сущее в мире.

Да и в обычных народных песнях тоже упоминается земля как сакральный элемент мироздания. «Черная пашня изорана, и кровью полощена…» Кровь героев проливается в черную землю, чтобы родилась новая жизнь…

Как я уже упоминала, фактически все календарные обряды — это отношения с землей. Были специальные дни в течение года, когда нельзя было «землю бить, потому что сегодня она все слышит», то есть когда нельзя было делать никакой аграрной работы, или когда «земничка должна отдыхать, потому что сейчас именинница» (например, таким считали первый понедельник после Зеленых праздников). Весной на Благовещение земля просыпается, и до того на ней нельзя работать, осенью на Сдвиг земля «сдвигается», то есть замирает — и после этого тоже ее нельзя возделывать, потому что она отдыхает. То есть земля для наших предков – это живое существо, которое слышит, чувствует, видит и реагирует на наше отношение к нему. Впрочем, об этом же сейчас говорит много ученых, только сейчас это называется «экологическим сознанием», а мой покойный отец, писатель Олесь Бердник в 70-х годах ХХ века называл «планетарным мышлением».

Черно-красный флаг, цвета которого многие трактуют как «воля или смерть», на мой взгляд, имеет еще и сакральное значение, прямо касающееся нашего разговора. Красная кровь, проливаясь в черную землю, дает новую жизнь. И оно – вечное и неистребимое, как именно земля.

Собственно, к севу начинали готовиться еще с зимы, когда засевали урожай символически — «где Коза ногой, там рожь копой» , а накануне сева мылись в бане, одевали чистую одежду. Первый засев сопровождался целым рядом магических обрядов. Так же и Зажинки – начало жатвы – сопровождались специальными обрядами. Убирали и мыли дом, стелили чистые скатерти.

Хозяйка идя жать первый сноп, одевалась как на праздник, несла в поле хлеб-соль, кланялась полю как живому существу.

В народных поговорках земля персонифицируется как мощная сила, которая способна помочь знахарю или поговорке спасти человека от беды. В более поздних христианизированных поговорках вместо земли часто упоминалась Богородица.

писательница Громовица Бердник

Фото: Елена Ивашкина, стиль: Мария Кэро

Мне больше всего нравится обряд Маланки, который до сих пор в деталях сохранился на Буковине и еще в отдельных местностях. У меня есть друзья , с которыми каждый год на Старый Новый год мы ездим в буковинские деревни, чтобы присоединиться. Это такое очень ктонически первобытное действо и яркое сочетание аграрной магии, народных верований, древних европейских тотемных культов и настоящего народного арта.

Сэмля для наших предков — это живое существо, которое слышит, чувствует, видит и реагирует на наше отношение к нему.

У многих народов сакральные отношения с землей. Если сравнить украинские традиции земледелия с традициями других народов, то в первую очередь упоминается — это старинный праздник Розыгры и обряд погребения Коструба, до сих пор сохранившийся в отдельных селах на Полесье. Это обрядодение восходит к истории умирающего и воскресшего бога, любовника Великой Богини. Традиции, связанные с этим мифом, были по всему Средиземноморью, это и греческий Адонис, и финикийский Таммуз, и фригийский Аттис. Кстати, о Кострубе в этом контексте упоминает Фрейзер в фундаментальном труде «Золотая ветвь». Некоторые исследователи сейчас эту теорию критикуют, но мне она нравится тонкой поэтичностью и глубинной архетипностью.

Я бы не бралась сравнивать и ставить оценки, кто из выдающихся украинцев сделал «больше< /em>», а кто «меньше», чтобы передать традиции уважительного отношения народу к земле. Так или иначе все классики вспоминают в своих произведениях и уважительное отношение к земле, и какие-то традиции, связанные с этим почитанием. Иван Франко очень большой вклад сделал сбором народных обычаев и апокрифов Гуцульщины и Галиции, и об отношениях с землей в этих местах мы знаем в значительной степени из его разведок, и это чрезвычайно ценно для нас, исследователей традиций. Нечуй-Левицкий оставил нам невероятную красоту и нежность описания родной земли. В Леси Украинки, даже когда она пишет о Египте, Иудее или древней Греции, отчитывается Украина и отношения украинцев со своей землей.
Если вспоминать художников, то здесь и Екатерина Билокур с ее «Царем-Хлебом», и Иван Марчук, чьи пейзажи похожи на окна в другие миры. А из современных художников мне очень импонируют работы Олега Шупляка, искусно сочетающего аграрное мироощущение украинцев с безграничным Космосом.

Но для меня на первом месте землеощущение Василия Симоненко:

Земля родная! Мозг мой светлее,

И душа становится нежнее,

Как твои надежды и мечты

В жизнь вливаются мои.

….

Кто тебя любовью обворует,

Кто твои заботы минует,

Пусть его земное тяготение предаст

И с проклятием безвестность проглотит!

Есть традиции и приметы, связани с землей, которых придерживаются современники > и даже не догадываютсяоб этом. Например, вышиванки с геометрическими узорами — это отзвук веры в особую защиту матери-земли. Писанки – символ плодородия и мироздания. Хотя сейчас это скорее искусство, и многие уже не помнят, что конкретно означают те ромбики и точечки. Но ведь мы все носим вышиванки и пишем писанки перед Пасхой. В последние годы все больше людей ставят в Рождестве дедушку в доме, а многие не знают, что это отзвук сакрального культа матери-земли и символ связи нашего земного мира, где люди выращивают хлеб и этим продолжаются жизнь — и Горного мира, где живут боги и зарождаются действия и предпосылки явлений. Все в селах знают, что капусту нужно сажать на Полнолуние, то что растет в корне — на нисходящий месяц, а то, что растет вверх — на растущий. Хотя уже никто не помнит, откуда взялась эта примета. Моя мама когда сажает лук или капусту, и сейчас одевается в десять одежд — одна поверх другой — даже если теплая погода, это такая народная магия, «чтобы капуста или лук был крепким и полным».

И я хотела бы сейчас вспомнить еще одну традицию, священную для нашего народа во все времена, и которая приобрела особое значение сейчас. Казацкий обычай — «защищать землю родную». Казаки защищали в боях не гетманов, не старшину и даже не те или иные убеждения. Высочайшей духовной ценностью для них была вольность, свобода, а высшей безусловной ценностью — родная земля, на которой стояли их дома, росла их рожь, гнездились аисты и вырастали дети. И мне кажется, именно это сейчас суперсила наших защитников — родная земля как архетип, символ и главная святыня.

Казаки защищали в боях не гетманов, не старшину и даже не те или иные убеждения. Высочайшей духовной ценностью для них была вольность, свобода, а самой высокой безусловной ценностью — родная земля.

Черно-красный флаг, цвета которого многие трактуют как «воля или смерть», на мой взгляд, имеет еще и сакральное значение, прямо касающееся нашего разговора. Красная кровь, проливаясь в черную землю, дает новую жизнь. И оно — вечное и неистребимое, как именно земля.

Надевая вышиванку, я всегда помню, что вшито в ее символике. И я никогда не отказываюсь от удовольствия пройтись босиком по земле — потому что это тоже одна из важных традиций: работать на земле босиком, потому что земля любит ощущать живое прикосновение своих детей.

Подготовила материал: Ирина Татаренко

Читайте также: АРХИТЕКТУРА СЕРДЦА: КИЕВ, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!