Полномасштабная война, затронувшая всех украинцев, стала толчком к трансформации каждого украинского бизнеса.
Многие международные компании также вынуждены просмотреть свою работу. Ответственность перед вооруженными силами и гражданскими украинцами легла в основу деятельности почти каждой компании в Украине. Глобальный договор ООН в Украине свыше п’ ять лет занимается распространением идеи устойчивого развития среди украинских бизнесов. Сейчас все составляющие устойчивого развития — социальная, экономическая и экологическая — имеют для компаний в Украине иное значение, чем до полномасштабной войны.
Глобальный договор ООН в Украине в мирное время реализовывал ряд проектов, направленных на популяризацию принципов устойчивого развития бизнеса. Организация работала над направлением гендерного равенства, содействовала партнерству корпоративного сектора с правительственными и неправительственными организациями через международный конкурс «Партнерство ради устойчивого развития» и другие инициативы. Но трагическая и страшная реальность сегодняшнего дня требует смещения фокуса на другие направления работы. В настоящее время деятельность ГД ООН в Украине сосредоточена на всесторонней помощи в войне против российской армии. Среди текущих проектов организации — Mental Help (оказание бесплатной профессиональной психологической помощи людям, пострадавшим от событий войны), < Give a Job for UA (в партнерстве с Parimatch, Jooble и Happy Monday организация собирает возможности для трудоустройства украинцев в странах всего мира), Anti-Corruption Collective Action (продвижение темы добродетели бизнеса во время войны).
Как украинское представительство крупнейшей в мире ассоциации ответственного бизнеса, ГД ООН в Украине обращался к украинским и международным компаниям с призывом уйти с рынка России и прекратить какие-либо партнерские отношения с этой страной, обращал внимание на возможность продовольственного кризиса, вызванного вторжением России, призвал правительства Европы ввести эмбарго на ископаемое топливо из России, проводит диалог с компаниями, формирующими ESG-рейтинг бизнесов, чтобы разработать общую позицию таких компаний в отношении российского бизнеса и тех бизнесов, которые остаются на российском рынке, спонсируя агрессию против Украины.
Читайте также: Burda Media Ukraine присоединяется к Глобальному договору ООН
Сегодня одним из важнейших направлений работы Глобального договора ООН в Украине является экологическое. В частности, организация обеспечивает участие украинских компаний в образовательной программе от ГД ООН Climate Ambition Accelerator. Благодаря этой программе бизнесы научатся устанавливать научно-обоснованные показатели уменьшения выбросов углерода и создадут стратегию достижения «нулевого загрязнения» к 2050 году. Многие украинские компании готовы сегодня планировать оптимизацию своей деятельности и работать над ее экологической составляющей, потому что все они верят в нашу победу в войне и потребность трансформировать страну после нее.
К Украине приковано пристальное внимание всего мира. Поэтому мы уже сегодня готовимся показать, что героически борющиеся за свою свободу в войне против России украинцы также хотят брать на себя ответственность за такой глобальный мировой вызов, как изменение климата. Страна-агрессор не только убивает наших людей, она также уничтожает нашу окружающую среду. Но украинский бизнес готов работать и над экологическими последствиями войны, и даже над инициативой ЕС о климатической нейтральности,
— говорит Татьяна Сахарук, генеральный директор ГД ООН в Украине.
По данным Ирины Ставчук, заместителя Министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, с 24 февраля было зафиксировано 1200 случаев экологического ущерба, нанесенного украинской окружающей среде российскими военными. Глобальный договор ООН в Украине сотрудничает с общественными и государственными организациями, изучающими текущую климатическую ситуацию в Украине и создающими стратегии ликвидации вреда для окружающей среды. Взгляд украинских и международных специалистов на экологическую ситуацию в Украине – в материале от ГД ООН в Украине.
(Надежда Гроза, экология, координатор проектов ОО «Эколтава»)
По данным официального вебпортала Парламента Украины, за два месяца войны российская армия использовала против Украины более 1300 ракет . Регулярные ракетные обстрелы подвергаются жилым кварталам и объектам критической инфраструктуры. Следствием ракетных обстрелов является химическое загрязнение поврежденной территории, особенно когда обстрелы повлекли за собой взрывы или пожары на объекте.
Выбросы загрязняющих веществ
В результате детонации ракет происходит выделение таких загрязняющих веществ, как оксид углерода, диоксид углерода, оксиды азота, сернистый ангидрид, оксиды металлов (алюминий, железо и т.п.), газообразные и твердые продукты неполного окисления взрывчатого вещества. Более подробно о составе продуктов взрывчатого превращения можно говорить, имея информацию о химическом составе взрывчатого вещества и его кислородном балансе. При наличии осадков серы диоксид и соединения азота смешиваются с водой, кислородом с последующим образованием серной и азотной кислот. В этом случае мы имеем дело с кислотными дождями.
Утечка специфических веществ с последующим их попаданием в грунты и водные объекты
Речь идет о веществах, которые используют, изготовляют и хранятся на объекте. Их попадание в почвы чревато загрязнением водоносных горизонтов, в том числе и на удаленных от объекта территориях. Утечка веществ приводит к локальному загрязнению территории с возможным загрязнением и прилегающих территорий. В случае выбросов загрязняющих веществ очень важны метеорологические факторы на момент возникновения чрезвычайной ситуации, таких как осадки, скорость и направление ветра. От них зависит рассеяние и перемещение этих загрязняющих веществ.
Металлические обломки боеприпасов
Корпуса и составляющие ракет выполнены преимущественно из нержавеющей стали и алюминиевых, свинцовых, магниевых или титановых сплавов. Сам состав взрывного оружия означает, что такие его элементы, как тяжелые металлы, горючее, растворители, энергетические материалы (гексоген, тротил и т.п.) и окислители (например, перхлорат) могут загрязнять как почву, так и подземные воды. Большинство металлов, попадая в грунт, не подвергаются микробному или химическому распаду. Загрязнение почвы тяжелыми металлами может представлять риски и опасность для людей и экосистемы из-за прямого проглатывания, контакт с загрязненным грунтом, пищевая цепь (почва-человек или растение-животное-человек), питье загрязненных грунтовых вод, снижение качества пищевых продуктов ( безопасности и товарности) из-за фитотоксичности и снижения пригодности земли для сельскохозяйственного производства. Токсичные уровни тяжелых металлов могут накапливаться в клетках, изменяя клеточные процессы.
(Роман Шахматенко, экс-заместитель Министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины)
В сфере преодоления последствий для окружающей среды от военной агрессии России Минокружение работает по двум основным направлениям. Во-первых, это фиксация, документирование и сбор улик о преступлениях. Во-вторых, совместно с ДЭИ и другими экспертами Минсреды нарабатывает методики по обчислению ущерба почвам, воздуху, последствиям взрыва нефтепродуктов для экосистемы и стоимости их восстановления.
Министерство готовится создавать судебную практику по компенсации ущерба окружающей среде, ведь в мире фактически нет таких случаев, когда такой существенный ущерб окружающей среде и климату был причинен в результате войны в Европе. Для этого специалисты рассматривают механизм создания Компенсационной комиссии ООН, которая в соответствии с резолюцией Совета Безопасности была создана для рассмотрения претензий и выплаты компенсации за потери и ущерб, нанесенный в результате незаконного вторжения Ирака и оккупации Кувейта в 1990–1991 годах. Благодаря ее работе в начале этого года компенсация в размере 52,4 млрд долларов, присужденная Комиссией, была выплачена в полном объеме. 9 февраля 2022 г. состоялась специальная сессия Совета управляющих, чтобы отметить выполнение мандата Комиссии после почти 31 года работы.
Также Минокружение рассматривает перспективу обращения в другие квазисудебные органы, в Международный уголовный суд в том числе. С Министерством окружающей среды дружественной Польши и другими странами ЕС украинские члены правительства начинают сотрудничество по мониторингу состояния окружающей среды и качества воздуха, а также документирование преступлений против окружающей среды.
(По результатам панельной дискуссии, состоявшейся в рамках онлайн-конференции до 52 Международного Дня Земли)
(Михаэль Боте, бывший президент Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов)
Международная гуманитарная комиссия по установлению фактов была создана ООН в 1991 году как постоянный международный орган, основной целью которого является расследование заявлений о серьезных нарушениях международного гуманитарного права. Задача этого договорного органа – устанавливать факты в случае обращения сторон о любом нарушении международного гуманитарного права. Это также включает причинение вреда окружающей среде, незаконной в соответствии с международным гуманитарным правом.
Есть экологический ущерб, присущий любому вооруженному конфликту. Это, в частности, загрязнение, вызванное нападениями на промышленные объекты. Составы боеприпасов являются военной целью, их поражение наносит экологический ущерб. Токсическое загрязнение от уничтожения хранилищ боеприпасов наносит ущерб гражданскому населению, также необходимо учитывать. Другой момент – нападения на жилые районы. В зависимости от технологии строительства завалы от разрушения жилья могут содержать токсичные отходы. Это создает проблемы, и примеры этого можно увидеть в ряде конфликтов по всему миру. Еще одним важным вопросом является потеря мест обитания животных и заповедных территорий.
Есть два аспекта, касающиеся установления фактов экологического ущерба. Первый вопрос – кто что сделал, кто нажал на курок, что также касается уголовного законодательства. Другой аспект — каково влияние на окружающую среду, где экологическая проблема и как мы можем оценить экологический вред.
(Стефан Смит, старший программный менеджер ЮНЕП, в прошлом — участник Программы ООН по охране окружающей среды над постконфликтными экологическими оценкам в десятках стран)
Не может быть восстановление государства без восстановления окружающей среды. Миллионы временно перемещенных лиц будут надеяться вернуться домой, но для этого им нужна безопасная окружающая среда: чистый воздух, чистая вода, безопасная городская среда, продовольственная безопасность и т.д.
Экологическая оценка вреда для окружающей среды, которая происходит сейчас, на ранней стадии вооруженного противостояния, беспрецедентна. Это действительно поворотный момент в уровне внимания к вреду окружающей среде во время вооруженных конфликтов.
Большим вызовом обработки этого огромного количества данных и приоритетом, чтобы огромная работа по полевым оценкам была хорошо организована и базировалась на последовательной и надежной методологии оценки. В этом ЮНЕП может помочь украинским властям.
ЮНЕП также может оказать техническую поддержку и помочь разработать целевые полевые оценки, которые могут способствовать дальнейшим усилиям по преодолению вреда для окружающей среды и смягчения последствий войны. Поддержка может быть предоставлена для фактических полевых оценок, а также для анализа лабораторных данных. Это может помочь решить многие конкретные проблемы, такие как сложность безопасного обращения с асбестом в городских отходах, а также использование методов дистанционного зондирования земли и спутниковых снимков.
Украина — индустриализированное государство, подвергшееся длительным массированным атакам. Мы видели значительные разрушения в городах. Есть значительная проблема с неразорванными боеприпасами, повреждением промышленных объектов, хранилищ химикатов, добывающих предприятий, вырубкой лесов, влиянием на сельскохозяйственные земли. Мы видели множество различных ситуаций и событий, с которыми мы сталкивались по всему миру, но сейчас все это объединено в одной стране с большим географическим охватом и достаточно сложными условиями.
Необходимо поддерживать надежный процесс мониторинга со стороны всех заинтересованных сторон (правительство, общественные организации, международные организации), обеспечивая быструю, точную и качественную оценку. Это поможет обеспечить, чтобы любые усилия по восстановлению, реконструкции и перепланировке базировались на основательных и точных оценках базового состояния.
Информация, собранная в ходе исследований, должна способствовать развитию страны без обострения экологических проблем и подверженности населению экологической опасности. Опыт других стран показывает, что, к сожалению, после многих конфликтов население сталкивалось с таким обострением. Без учета экологических аспектов, работы по восстановлению и ликвидации последствий, как правило, быстры и небрежны. Природоохранники включаются несколько поздно, и все возвращается в «business as usual»: когда восстановительные работы очень углеродоемки и разрушительны.
Читайте также:Экологические преступления России на территории Украины достигают более 200 случаев и они ежедневно увеличиваются
(Хосе Р. Аллен, ведущий американский юрист, в прошлом — комиссар Компенсационной комиссии ООН)
Важно обеспечить своевременное и надлежащее финансирование мероприятий по преодолению вреда окружающей среде и ее восстановлению, а также поддержки усилий для первоначальной оценки. Финансовую поддержку обычно направляют на восстановление инфраструктуры и экономики, но в приоритете также должно быть восстановление окружающей среды.
Нельзя игнорировать вопросы мониторинга здоровья населения и проведения медицинских осмотров, необходимых для оценки рисков для здоровья людей от экологической ситуации. Это займет время, поэтому важно осуществлять надлежащий мониторинг и оценку как на постоянной основе, так и в послевоенный период, чтобы действительно понять полный масштаб последствий.
Для международного сообщества сосредоточенность на финансовой поддержке для мониторинга и оценки должна быть столь же важной, как и поддержка экономического восстановления или восстановления инфраструктуры. С точки зрения возмещения гражданского ущерба, использование иностранных государственных активов для выплаты компенсации является наиболее перспективным механизмом привлечения России к ответственности.
Привлекая экспертов по общественным организациям и правительственному сектору, команда Глобального договора ООН в Украине предлагает восстанавливать страну на условиях циркулярной экономики, с использованием безуглеродных технологий, лучших доступных технологий и методов управления в промышленности и энергетике, а также подчеркивает необходимость запрета асбеста. Часть законодательных инициатив уже разработана и ждет принятия, например рамочный законопроект № 2207-1Д «Об управлении отходами» или законопроект № 4142 «О системе общественного здоровья», где есть норма по запрету асбеста. Ее важно принять, чтобы не допустить восстановления разрушенных войной городов токсичным асбестом из России.
«Мы обратились в Верховную Раду Украины, Кабинет Министров, Европарламент и Еврокомиссию с предложениями по законопроектам и инициативами a> который должен быть принят или подготовиться к тому, чтобы Украина могла выполнить свои обязательства по европейской интеграции. Если наши предложения будут услышаны, вместе мы сможем восстановить страну более экологическим путем и с эффективным использованием средств международных доноров», — Ольга Евстигнеева, координатор экологических проектов Генеральной Ассамблеи ООН в Украине. , убежден. p>
Фото: unsplash.com