Закрыть
UA
Ірина Цілик
Жизнь

Small Talk: Ирина Целик, режиссер об участии в Каннском кинофестивале 2022

Поделись:
Режиссер Ирина Целик («Земля голубая, как апельсин») стала первой украинкой в ​​составе жюри «Золотой глаз» в истории награды Каннского фестиваля. Об украинском кино, женщинах в мировом кино и Каннах с режиссером пообщалась арт-журналисткаДария Кибец.

Ирина Цилик

Ирина, вы первая украинка в составе жюри одной из программ Каннского кинофестиваля. Как вы чувствуете себя в этом статусе?

В Каннах я буду выступать в трех ролях: в жюри программы документальных фильмов, как соавтор сценария фильма "Видение бабочки" и с презентацией моего нового проекта - игрового кино "Я и Феликс", премьера которого еще впереди. Когда получили приглашение в жюри, реакция была неоднозначной. Моим первым вопросом было – не планируют ли пригласить россиян в жюри? Организаторы заверили меня, что этого не будет, но гарантировать отсутствие представителей России в конкурсной программе они не могут. Да, некоторые их шаги огорчают, но я приняла решение ехать на фестиваль и использовать свое участие там как еще одну площадку для того, чтобы говорить об Украине. Бои ведь идут и на культурных фронтах. Вся наша делегация едет с противоречивым настроением, испытывая не столько радость, сколько тяжелую работу впереди. Здесь уже не до мыслей о хорошем наряде на красных дорожках… Нас всех мучает, как именно действовать и вести себя, когда коллеги из других стран ставят нас порой в очень неудобное положение и стараются неловко «примирять братские народы». Да, мы, представители украинской культуры, в поиске правильных решений порой ошибаемся и бываем непоследовательны, но это наша борьба, и нам необходимо участвовать в международных событиях и самим говорить о себе.

Как сегодня вас и других украинских кинематографистов встречает мировое кинематографическое сообщество?

Я наблюдала разное отношение к Украине в мире кино. Еще 10-15 лет назад на мировом кинорынке Украину воспринимали как страну третьего мира, которую необходимо изредка отмечать и поощрять. Сейчас ситуация другая. Украинское кино становится все более и более конкурентоспособным. К сожалению, из-за полномасштабной войны мы будем «обесточены» на несколько лет. К примеру, скорее всего будет застой в игровом кино – жанре, который здесь уже все более убедительно набирает обороты. Я предсказываю очередные золотые сутки нашей документалистики. А что касается зарубежных коллег, они поддерживают нас, но не до конца понимают. Некоторые до сих пор видят нас как неотъемлемую часть «постсоветского пространства», как отросток «великой русской культуры». Их попытки примирения украинцев с россиянами, даже оппозиционными к власти, совершенно неуместны, ведь кровавая война продолжается прямо сейчас. Поэтому на зарубежных площадках нужно представлять все более убедительно наш собственный внутренний взгляд на то, что есть Украина сегодня.

Ирина Цилик Канны

Вы сняли документальный фильм о семье, живущей в «горячей» зоне боевых действий Донбасса, «Земля голубая, как апельсин», и в 2020-м получили награду за лучшую режиссуру на фестивале независимого кино "Санденс". Могли ли Вы тогда представить возможность полномасштабной войны?

С одной стороны, для меня война началась в 2014 году и я была по-разному активно включена в нее все эти годы. В частности, снимала документалистику – короткометражные фильмы о женщинах-военных, а затем – полнометражную ленту «Земля голубая, как апельсин». Однако, возвращаясь в мой мирный Киев, я осознавала, что, несмотря на все мои добрые намерения, я являюсь «туристкой» в зоне войны. И, невзирая на все предпосылки полномасштабного вторжения россии, я до последнего не верила, что война придет в мой дом. Этакая нереальная реальность, к которой я не была готова. Только сейчас я полностью поняла своих героев. Мы всей страной сочувствовали им и другим гражданским в зоне войны, беженцам, но не понимали их. Сейчас я уверена, что невозможно пройти путь другого человека, не побывав в его обуви.

Два года назад Натали Портман в знак протеста относительно недооцененности женщин в кинематографе пришла на вручение премии «Оскар» в накидке с вышитыми именами режиссёров, которые могли бы быть номинированы. Изменилась ли ситуация за эти несколько лет?

Я до сих пор наблюдаю, что женщинам преимущественно приходится прилагать больше усилий, чем мужчинам, чтобы добиться успеха в мире кино. Пока ситуация в кинематографе выглядит таким образом, что там, где речь не идет о больших деньгах, представлено уже немало женщин, а там, где задействованы большие бюджеты – женщины находятся на задворках. К сожалению, известна фраза о том, что «от женщины на работе ждут поведения, будто у нее нет детей, а дома – как у нее нет работы», до сих пор актуальна в нашем обществе и сфере кинематографа в частности. Однако я вижу положительные сдвиги. И многие мои коллеги на сегодняшний день стали полноценными деятелями мирового киносообщества.

Правда в том, что мы боремся не только за базовые потребности пирамиды Маслоу, а за гораздо большие и более весомые вещи – наши свободу, демократию и ту жизнь, которой мы все заслуживаем. 

В чем сейчас вы находите утешение от новостей и событий?

Первый месяц войны я находилась в эмоциональной яме, чувствовала, что мой мир разрушен. Признаюсь, и сейчас у меня довольно неутешительное настроение. Однако мне повезло, что я умею видеть красоту даже в сложных обстоятельствах. И сейчас меня вдохновляют некоторые вещи. Киев вызывает причудливые эмоции. В нем, таком красивом, чистоплотном, чистом, можно даже немного забыть, что рядом война. И я каждый день мысленно благодарю людей, которые ухаживают за городом, куда до сих пор прилетают ракеты.

А еще меня вдохновляют люди. Во времена Революции Достоинства у меня было ощущение, что нас – активистов, пассионариев – совсем мало, что мы находимся в определенном пузыре, за пределами которого другие люди не понимают всего происходящего. Сейчас есть ощущение большего единения. Хотя в обществе также есть разные группы, взгляды, но я наблюдаю, как гораздо больше людей включились в борьбу за наше общее будущее. Даже если это звучит несколько пафосно, правда в том, что мы боремся не только за базовые потребности пирамиды Маслоу, а за гораздо большие и более весомые вещи – наши свободу, демократию и ту жизнь, которой мы все заслуживаем. 

Автор: Дарья Кибец