В этом году на Венецианский биеннале искусств все по-другому: на мир искусства наложила свой отпечаток война, которую развязала россия против Украины - и об этом можно говорить, судя не только по украинскому павильону. О биеннале и ее главных героях в интервью с культурной антропологиней Анастасией Полетневой< /strong>.Какие настроения царят на Биеналье в этом году?
Невозможно унифицировать или перечислить все пункты, ведь сегодня каждый приехавший смотрит на работы сквозь призму своих открытых гештальтов и внутренних вопросов. Пандемии, закрытые границы, война, отсутствие возможности видеть мир, чувствовать людей - это все предшествовало выставке, поэтому 59-я Венецианская биеннале кажется наиболее ожидаемым событием последних лет. Биеннале есть наш мир, физически он уменьшен, но идеи и темы отражают национальные настроения. Соседями болью и печали становится фан и безмятежность, на мировых развалинах бедности и войны проходят импровизационные игры и проходят fancy вечеринки.
К чьему павильону приковано больше внимания?
Есть часть павильонов, к которым, чтобы попасть, нужно отстоять значительное количество времени. Это национальные павильоны Франции, Великобритании, Греции и Италии. То ли искусство заблаговременно такое впечатляющее для посетителей, то ли выбранный его вид, то ли хорошо устроенный пиар предопределяют метровые очереди. Однако для тех, кто пришел без всяких надежд, самыми впечатляющими остаются технологические и культурологические выставки. Одни работают по принципу «удиви и завоюй зрительское внимание в первые секунды», другие же (а их гораздо больше) пробуждают внутри посетителя код национальной идентичности.
Да, в Корейском павильоне уже на пре-открытии было довольно трудно свободно передвигаться, ведь от инсталляций Кима Юнчула невозможно отойти, не сделав множество фото и видео. Эта работа – мир в мире; она совмещает в себе науку, музыку, литературу и философию. Пространственная энергия и венецианская вода связывает внешний и внутренний мир, все это в прямом смысле курсирует от инсталляции к инсталляции, которые в свою очередь принуждают человека задуматься о цикличности всего в природе.
К представителям высокотехнологичных работ также можно отнести павильоны Японии, Китая и Каталонии.
Об актуальности темы национального вопроса ярко говорит павильон Польши, который сегодня на фоне трагедии украинского народа отзывается больше всего. Работа Малгожаты Мирга-Тассы – манифест, борьба за право быть ромом в современном обществе, триумфальный праздник жизни и истории.
И экспозиции павильонов таких стран, как Гренада, Венесуэла, Шотландия, Уругвай, Филиппины, Армения, Мексика, Саудовская Аравия - это все так же история о культурном коде и исторических нарративах.
Кто в этом году представляет Украину?
Об украинских художниках, представляющих Украину в этом году, можно говорить вечность. Интересно наблюдать, что Украина сейчас – это весь мир. Жаль, что таким жестоким способом, но нас наконец-то стали видеть. Пока ты идешь по аллее к главному входу Джардини, ловишь взглядом украинские флаги, которые вывешивают венецианцы на своих домах.
В самом саду – проект «Piazza Ucraine» – работа архитектора Даны Косминой, где посреди площади расположен монумент в защитном металлическом кожухе и заставлен мешками. А вокруг – иллюстрации от 72-х художников, созданные уже по времени инвазии. Эта площадь – место жгучей энергии и силы. Кураторы обещают обновлять экспозицию каждый месяц, чтобы быть актуальным с рефлексией на события в Украине.
Возле площади Св. Луки можно встретить
Жанны Кадыровой, однодневной была экспозиция Маши Шубиной Lost&found/Silent_sky. Работа Павла Макова ждет встречу в Украинском национальном павильоне.
Сегодня «Фонтан истощения» на фоне трагедии в Мариуполе также приобретает новые смыслы. В разных уголках Венеции разместились другие представители Украины, среди которых совместный проект PinchukArtCentre, Офиса Президента и Министерства культуры и информационной политики.
Вместе, украинские художники современности (Леся Хоменко, Евгения Белорусец, Никита Кадан), прошлого (Татьяна Яблонская, Мария Приймаченко) и их международные коллеги (Марина Абрамович, Демиен Герст, JR, Такаша Мураками) создают культурно которого - привлечь внимание к Украине и ее культурному достоянию.
В галерее Spiazzi в этом году свою работу выставляет Зинаида. «Без женщин» – это настоящая ода украинской культуре, карпатской местности. Это работа о трансформации мужской энергии и замещении женской, о ярких моментах одиночества и чистоте традиционной жизни.
Также некоторые художники-участники биеннале по случаю показывают свою солидарность и поддержку украинцам. В частности, художественная пара из латвийского павильона в одной из своих работ среди цветных мужских галстуков отделила желтый и голубой, а снаружи здания вывесили украинский и латвийский флаги.
Какие главные месседжи Биенальле?
Биенале – это люди, их рефлексии, воспоминания, раны, надежды, мечты. Кажется, мы пережили время большой перезагрузки, переосмысления ценностей и знакомства с собой. Во-первых, это отражается в отборе художников, представляющих страны: несравненное количество женщин-художниц и новых имен. Во-вторых - темы: от исследования человеческого тела к животным инстинктам, от проблемы глобального потепления до невозможного существования северных народов без животноводства, от вопроса истории колониализма к жизни во время войны в ХХІ веке, от пробуждения коллективной памяти к сохранению нематериального наследия. Если сквозь основную тему сюрреалистичности смотреть отдельно на работы, то в большинстве своем артисты культивируют развитие сознания, мира, равенства и человечности. Другое дело – как мы считываем эти месседжи.
Кто самый ожидаемый автор?
Одна из самых ожидаемых художниц была и остается Симона Ли - первая темнокожая женщина в истории, представляющая Соединенные Штаты. И это ожидание действительно оправдано: архитектура павильона, который благодаря наложенной стрессе и деревянным столбам превратился в аутентичное бунгало, гигантские скульптуры фигурных темнокожих женщин, народные украшения в их новейшем интерпретировании, чистота в выборе цвета и материала без слов говорят об оставленных на полы. традиции.
Кого сегодня считают автором, опережающим время?
Трудно пока выделять кого-то одного. Будущее точно за междисциплинарными авторами и мы еще не раз увидим коллектив Dump Type, Латифу Эчахч, Марко Фусинато. Если художник преследует безудержное желание донести свои слова, то нужно оказывать влияние на большинство направлений восприятия человеком информации: визуальном, аудиальном или кинестетическом. Подобные выставки доходят до мозга зрителя уже после того, как они вошли в тело. А это и есть работа на опережение.
Вы успели присоединиться к флеш мобу – сделать фото на фоне русского павильона? Как относитесь к такому явлению? Это имеет смысл?
Да, я сделала фото. Сначала ты испытываешь страх, ведь после неоднократных акций теперь павильон охраняет местная полиция, но уже сразу после - облегчение. Это как встреча с врагом, которому ты в лицо можешь выразить свое внутреннее сопротивление. Если этот флешмоб существует, то у него есть целых 7 месяцев на массовую реализацию. Я бы отказалась от порчи самого здания, ведь она находится на территории страны, законы которой мы не в совершенстве знаем, а вот любое проявление возле нее считаю необходимостью. То, что мы должны говорить – это безусловно. Этого никогда не будет мало, потому что среди посетителей и участников есть немало тех, кому жаль, что павильон закрыт, а у русских художников нет возможности показать свои работы на биеннале.
Какое антивоенное произведение вы считаете шедевром?
Думаю, здесь правильнее сказать, перед каким произведением я не могла сдержать слез, потому что он олицетворил собой страну, на которую с неба стремительно летит смерть. Diplomazija astutaМальтийского павильона - работа художников Арканджело Сассолино, Джузеппе Шембри Боначи и Брайана Шембри. Само пространство павильона напоминает ораторий, где преимущественно царит отсутствие внешнего звука и водоворот мыслей в голове зрителя. Старинные ритмические мотивы в ударной партитуре, устрашающий опыт человечества, переведенный на металлическое письмо, диалог между металлом и тишиной - вдохновленные работой Караваджо «Усекновение председателя Иоанна Крестителя», художники и кураторы говорят о борьбе с политическим сценарием сегодняшнего дня.
Фото предоставила Анастасия Полетнева