Закрыть
UA
майолікова кераміка 678
Жизнь

Возможно ли возобновить производство васильковских петушков, одного из которых подарили Борису Джонсону?

Поделись:

Кухонный шкафчик из Бородянки, который «держится» даже после мощной бомбардировки, стал музейным экспонатом. Теперь его внимательнее рассмотреть можно в Национальном музее Революции Достоинства. А петушок майоликовой керамики в мгновение ока стал легендой и достойным презентом Борису Джонсону, премьер-министру Великобритании. Богдан Гдаль, художник, дизайнер и соавтор сайта «Рукотворы» совершил экскурс в историю майоликовой керамики и узнал возможно ли возобновить ее производство .

майоликова керамика 897

Фото: Елизаветы Серватинской и Вячеслава Гладушкина/rukotvory.com.ua

[captionid= «aligncenter» width=»1001″] Фото: Елизаветы Серватинской (Общественное)/rukotvory.com.ua[/caption]

В начале апреля после освобождения городка Бородянка фотограф “Общественного” Елизавета Серватинская сфотографировала кухонный уголок, чудом оставшийся висеть после обвала помещения кухни одного из домов. Это изображение сразу растянули на мемы, демонстрируя этим шкафчиком стойкость людей во время войны. Только потом на этом шкафчике пристальные зрители увидели опознанного петуха.      

Оказалось, что это петушок, созданный на Васильковском майоликовом заводе. Ему сразу приписали авторство народного художника Прокопа Бидасюка, в 40-х годах 20 века также работавшего на этом заводе. В подтверждение этому исследователи подавали подпись под работой на выставке “Добрые звери”, которую в 2019 году в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве презентовал галерист Павел Гудимов.

майоликова керамика 678

Художница Валерия Полянскова, которая подарила «самых» петушков Зеленскому и Джонсону в Киеве.

Однако позже благодаря одному из художников Васильковского майоликового завода Сергею Денисенко стало известно, что это работа супругов Валерия и Надежды Проторьевых, а не Прокопа Бидасюка. Богдан Гдаль, художник, дизайнер и соавтор сайта «Рукотворы» который всю жизнь посвятил Васильковскому майоликовому заводу, насколько реально возобновить производство.

майоликовая керамика 3

Сергей Денисенко, керамист. Родился 1 июня 1954 года в Василькове Киевской области. Практически всю жизнь работал на Васильковском майоликовом заводе. Являлся главным художником. Из семьи гончаров. Профиль мастера.

Чьей работы тот петушок, который стал известен благодаря тому, что сохранился на кухонном шкафчике разрушенного дома в Бородянке?

На 99% это работа Валерия Проторьева. Поскольку раньше, когда мы подписывали работы, давали их на выставки, то мы ее указывали как работу Валерия Семеновича. Указывать его как работу Бидасюка – это ошибка на выставке Павла Гудимова. Отсюда и путаница. Этот петушок из заводских образцов. На эти работы обязательно были паспорта, потому что каждый образец утверждался на художественном совете. 

майоликова керамика 56

Фото из каталога “Добрые звери” Павла Гудимова

У Бидасюка вообще было очень мало образцов в производстве. Все эти декоративные элементы этого петушка, они присущи творчеству Валерия Проторьева. Прокопий Бидасюк был мастером гипсомодельного участка. Он даже не числился на заводе как художник. Несколько его куманцев пошли в производство, и еще в 50-х годах. А петушок сделан в начале 60-х. Его выпускали до 80-х годов. Всего было создано около нескольких тысяч.

майоликова керамика 45

Звери Валерия и Надежды Проторьевых / Фото Богдана Гдаля, Рукотвори

Расскажите, пожалуйста, немного о судьбе Васильковского майоликового завода. В каком он сейчас состоянии и возможно ли возобновить его работу?

Завод прекратил свою работу в 2004 году. До 2021 года действовал отдельный участок декоративных росписей. Наборы тарелки расписывали. Сейчас уже осталось всего 5 художников с этого завода. И они уже в почтенном возрасте. Мне, например, уже 67 лет.

майоликовая керамика 11

Фото Богдана Гдаля, Рукотворы. Выставка Павла Гудимова «Добрые звери»

То есть можно что-то восстановить, что будет называться Васильковским майоликовым заводом, но этого недостаточно?

Что-то может называться заводом, но явление существует, когда существует определенная традиция. Когда существует непрерывная традиция. А когда традиция прервана, то оно может называться тем названием, но это будет что-то другое. Дело даже не в нескольких людях-художниках. Потому что керамическое производство – это большой комплекс. И тем более время не стоит на месте, развиваются технологии, все идет вперед. А эти технологии уже устарели.

Отдельные образцы можно было бы воспроизвести, если бы сохранился фонд. У нас было гипсомодельное производство. Если бы сохранились те формы и модели, то образцы можно было бы воспроизводить. Но если их нет, это практически невозможно. Гипсовые модели, формы, они должны храниться в каком-нибудь сухом помещении, потому что гипс подвергается воздействию влаги, морозов.

майоликовая керамика 100

Работа семьи Проторьевых с выставки “Добрые звери” / 2019 / Богдан Гдаль, Рукотворы[/caption

В 2004 году завод окончательно прекратил свое существование. Тогда сохранился только один участок рисованной посуды под руководством господина Руденко, который работал еще до 2020 года и сохранил дух Василькова. Часть девушек-рисовщиц осталась, они владели фляндровкой, то майоликовый завод, один цех которым руководил Фурманов, и он давал девушкам свободу, они делали там фляндровочки. Они расписывали стандартные майоликовые наборы, макитры, мисочки и возможно еще чашки. Затем расписывали вазочки, маленькую сувенирку, кружки, миски. Возможно, по цветовой гамме оно не так сохранилось, потому что технологии поменялись, но дух остался. Но и они закрылись.

Все помещения завода сейчас сданы в аренду. Керамики там больше нет. 

[caption id="" align="aligncenter" width="1000"]майоликовая керамика Фото из каталога “Добрые звери” Павла Гудимова

Завод появился, потому что звезды сошлись в одном месте и в одно время. Туда в 50-м году пришли Валерий и Надежда Проторьевы, туда в 49-м пришел мой отец Михаил Денисенко. Технологическую основу заложил Бибик Михаил Никифорович тоже из села Олешни, родителей земляк, позже Владимир Коваленко и Нелли Исупова работали. Васильковская майолика и пластика возникла благодаря этим художникам.

майоликовая керамика 34

Ибо были столбы – рисованная посуда и декоративная скульптура. Вот эти петушки, барашки, олени. В основном, их делал Валерий Семенович Проторьев. И мой отец делал также Денисенко Михаил Иванович, и Владимир Николаевич Коваленко. Но в зооморфной пластике, то основная скрипка была за Проторьевым. 

Какая основная причина, что майоликовый завод начал приходить в упадок?

В Украине фарфоровых заводов была масса. Если у нас работало 450 работников, то, например, на Коростенском, Барановском заводах несколько тысяч работало. В Пленном 2 завода было. 5 или 6 заводов только в Житомирской области. Практически в каждой области был фарфоровый завод. В Киевской, Полтавской, Дрогобыче. Но они все легли гораздо раньше Васильковского. В 90-х был катастрофический скачок цен на газ и на все, и это потеряло цепочку от производителя к потребителю. Наш завод еще можно было спасти. Но несуразность чиновников сыграла роль.

майоликовая керамика 23

Фото с выставки “Добрые звери” / Богдан Гдаль

Мне больше всего болит, что при каждом заводе был музей. У нас была большая образцовая комната. И не нашлось ни одного человека, который бы сказал, что все эти музеи передаются государственным музеям. А так все эти коллекции разошлись по рукам. Какую богатейшую коллекцию украинского фарфора при этом имел Художественный арсенал, к примеру.

Насколько сильным было влияние советской пропаганды в работах?

К декоративному искусству влияние было менее причастно, чем в изобразительном искусстве. Если в изобразительном это была пропаганда, то это касалось только работ, которые шли на выставки. А бытовые вещи пропагада не цепляла.

майоликова керамика 67

Работы Нелли Исуповой / Выставка “Добрые звери” / Фото Богдана Гдаля

А цензуры не было?

Стилистическая цензура была. Избегали веяний Запада. К примеру форма. Если Европа пошла в направлении простоты формы, геометричности, то у нас придерживались более-менее традиционных форм. И декоры тоже основаны на традиции. А русских влияний вообще не было. Ибо русского гончарства 19 века не существовало. Было только фабричное производство. 

Кто сейчас продолжает традицию Василькова?

Традицию базиликовской керамики продолжаю я, Леся Денисенко , но к заводу она не имеет отношения, потому что она там не работала. Она самобытна. Отец ее отказывал от работы художника, считая ее непрестижной. Но она все равно вернулась к этому.

Фото и текст: «Рукотворы»

Читайте также: