Юра Движон, украинский режиссер, клипмейкер, соучредитель ГО UKRAINEPRIDE о ЛГБТ людях в ВСУ и ТРО, каминг-ауты во время войны, последствия российской пропаганды за рубежом и почему равноправие является важной составляющей будущего европейской Украины в интервью Marie Claire Ukraine.
Что стало толчком к тому, чтобы люди ЛГБТ-сообщества решили взять в руки оружие?
ЛГБТ люди существовали всегда. Есть только вопросы в их возможности или невозможности быть видимыми из-за гомофобии и дискриминации. В ВСУ ЛГБТ люди тоже были всегда, просто только с 2018 года появилась возможность говорить об этом открыто. Этому помогла выставка Антона Щебетко «Мы были здесь», которая раскрыла тему присутствия ЛГБТ людей в зоне АТО. Сейчас мы все вместе независимо от идеологических взглядов, сексуальной ориентации или вероисповедания защищаем нашу страну от врага, ведь мы все являемся патриотами Украины и видим в ней свое будущее.
В ВСУ ЛГБТ люди тоже были всегда, просто только с 2018 года появилась возможность говорить об этом открыто.
Юра, ты был готов к войне?
Мои друзья-американцы, занимающие высокие руководящие должности в Украине, дней за 10 до вторжения уехали и советовали мне поступить аналогично. Я оптимист и был уверен, что нападения не произойдет. Пытался не слушать тревожные новости, занимался своими делами, планировал свои проекты. Разумеется, мы все слышали бестолковую речь путина с извращенными историческими фактами и угрозами, которая у каждого вызывала целый спектр негативных эмоций. Чувствовалось напряжение, но все равно никто до конца не верил, что россия нападет на нас.
Единственное, за неделю до войны я перестраховался и купил три канистра бензина для автомобиля. За которым утром 24 февраля выстроились длинные очереди на заправках. Новость о вторжении сбила меня с толку, как и всех. В первый день войны я ощущал растерянность и беспомощность. Я уехал из Киева в Западную Украину. Днем ранее я на повторе слушал Джамалу «Путь домой». Это пророческая песня. Она успокаивает меня.
Как быстро смогли организоваться UKRAINEPRIDE ? Выделить направления, в которых будет помогать ВСУ и другим?
Хотя мы до последнего и не верили, что война начнется, но готовиться к полномасштабному вторжению начали через несколько месяцев. Встречались со стратегическими партнерами из других ЛГБТ организации, которым близка наша пропатриотическая риторика. Также следили за попытками раскачать пророссийскую тему неонацизма в Украине. За день до войны мы подготовили заявление и 24 февраля опубликовали ее на нашей Инстаграм-странице. Мы составили его вместе с ЛГБТ-военными, которые были готовы взять в руки оружие и стать на защиту Украины. В нем была высказана наша позиция, а также указаны реквизиты для сбора средств на поддержку ЛГБТ военных и наших союзников.
Как считаешь, почему важно донести, что ЛГБТ-воины участвуют в войне?
Во-первых, мы разрушаем мифы внутри нашего общества. Вроде ЛГБТ-люди не могут быть патриотами и вообще трусы, которые стыдят Украину, или мифы о том, что среди военных нет ЛГБТ. Они наравне со всеми остальными военными находятся на одном и том же фронте. По сравнению с 2014 годом сейчас многие из них не скрывают и не стесняются своей ориентации. Точно так же остается много тех, кто не может быть открыт. Задача каждого военного на фронте – не выяснение какой ориентации твой сослуживец и как ты к этому относишься, а одержание общей победы над одним врагом.
Во-вторых, мы разрушаем миф, что Украина – гомофобное государство. Толерантность и равенство прав каждого украинца – это огромный рывок к признанию Украины на мировых территориях. Без этого невозможно вступление Украины в ЕС.
Мне хочется верить, что Рейвах Прайд, который мы провели в прошлом году и планировали в этом году перед Офисом Президента таки состоится. И что Владимир Зеленский получится поддержать нас. Чем в очередной раз покажет всему миру, что он современный европейский президент.
Во-первых, мы разрушаем мифы внутри нашего общества. Вроде ЛГБТ-люди не могут быть патриотами и вообще трусы, которые стыдят Украину, или мифы о том, что среди военных нет ЛГБТ. Во-вторых, мы разрушаем миф, что Украина – гомофобное государство.
Можно говорить, что отношение к представителям ЛГБТ-сообщества в украинском обществе меняется?
Еще буквально 4 года назад публичным людям было вполне допустимо говорить что-нибудь гомофобное, или своим поведением проявлять нетерпимость. Сейчас же мы четко видим, что гомофобия больше не терпится ни в обществе, ни в медиа. Более того, сейчас за гомофобию можно существенно навредить своей карьере. Яркой представительницей необразованности и жажды ставить гомофобные диагнозы является известная танцовщица, победительница шоу «Танцы со звездами», преподавательница КНУКИМ — Илона Гвоздева, назвавшая всех ЛГБТ людей больными.
Можно ли говорить, что каминг-ауты во время войны происходят чаще?
Защищая Украину, люди на войне рискуют жизнью каждый день. Они понимают, что в любой момент могут погибнуть. Для многих дело чести – не скрывать свою сексуальную ориентацию перед близкими и родными, сказать о своих чувствах тому, кого любишь. Окружение правильно воспринимает каминг-ауты. Из всех случаев отказаться и отвлечься от человека, совершившего каминг-аут может несколько процентов. Если тебя любят, то любят не за твою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, а за твои человеческие качества.
Это правда, что у России есть так называемый «список» украинских ЛГБК-активистов?
У современных россиян культивируют особую ненависть к людям ЛГБТ-сообщества. Эта история тянется еще из советщины, где была предусмотрена специальная статья, по которой люди гомосексуальной ориентации могли попасть за решетку. Поэтому сегодня в существование «списка» я скорее поверю, чем нет.
Гомофобия это в целом российская ценность, а не украинская, потому что в гомофобию в Украине россия также вливает очень много денег. Все ультраправые организации, активно нападающие на ЛГБТ активистов, или ЛГБТ меры – проплачиваются российскими спецслужбами.
Гомофобия это в целом российская ценность, а не украинская, потому что в гомофобию в Украине россия также вливает очень много денег. Все ультраправые организации, активно нападающие на ЛГБТ активистов, или ЛГБТ меры – проплачиваются российскими спецслужбами.
Как за границей ЛГБТ-сообщество реагирует на действия российской пропаганды?
Как я уже говорил, россия вливает большие средства в антиукраинскую пропаганду и лоббирование своих интересов за рубежом. Например, если говорить о немецком обществе и Берлинской техно-сцене, с которой наша ОО UKRAINEPRIDE тесно сотрудничала с прошлого года, то в начале войны они нас активно поддерживали. Но после нашего поста в котором мы процитировали Степана Бандеру: “Когда между хлебом и свободой народ выбирает хлеб, он в конце концов теряет все, в том числе и хлеб. Если народ избирает свободу, у него будет хлеб, выращенный им самим и никем не отнятый», мы получили волну хейта, кенселлинг и обвинения, что мы поддерживаем нацизм и фашизм. Они верят в это, потому что Россия десятилетиями вкладывала большие средства в пропаганду личности Степана Бандеры, как самого страшного нациста после Гитлера. Например, любой, включая русских, может редактировать англоязычную статью в Википедии, где Бандера описан как нацист. Кто понимает в истории и изучил Нюрнберзский процесс знает, что западный Берлин снял все обвинения со Степана Бандеры, даже больше Бандера получил политическое убежище в Мюнхене, где позже был убит агентом КГБ.
Для украинцев – Бандера, герой защищавший нашу культурную и национальную идентичность и ничего общего с нацизмом, фашизмом или шовенизмом не имел. Напротив, есть много цитат Бандеры, где он выражает стремление Украины и украинцев быть свободным государством и мамы хорошие и дружеские отношения со всеми другими свободными странами и народами.
Для многих иностранцев кроме нацизма страшным понятием также национализм. Но украинский национализм и национализм господствующих государств не имеют ничего общего между собой. Украинский национализм культивирован исключительно защитным инстинктом, ведь Россия и не только веками уничтожала украинцев, нашу культуру и язык. Для UKRAINEPRIDE близки мнения Николая Михновского: “Избегая национального шовинизма господствующих наций, нужно лелеять здоровый национализм порабощенных народов, потому что он есть источник творчества, и только в том скрываются зародыши народной свободы и ясного будущего”.
За время войны, чья история тебя больше всего поразила?
История Zi Faámelu (Зианджи) , которая имела большие хлопоты с документами на границе (по паспорту исполнительница остается мужчиной) и перенесла буллинг со стороны пограничников под попытки пересечения границы. Если хотите узнать непростую историю эвакуации Zi Faámelu, можете почитать ее интервью для американского «Rolling Stone».
Но я очень рад, что ей это удалось. Zi Faámelu – кумир моего детства. Ее смелость быть для меня всегда служила поддержкой.
Украина победит, и мы, украинцы, уже победили. Какие твои планы и мечты на мирное время?
Я продолжаю планировать мероприятия и проекты нацеленные на развитие равноправия ЛГБТ-сообщества в Украине. То есть когда человек сам в праве выбирать себе партнера любого пола и гендерной идентичности, имеет доступ к полному перечню прав, доступных гетеросексуальным парам: брак, возможность юридически иметь и усыновлять детей, посещать партнера в реанимации и решать другие жизненно важные вопросы здоровья я, право на общее имущество, мортальные права (процедура захоронения и выполнения последней воли партнера) и прочее.
Лично я мечтаю держать своего партнера за руку, когда гуляю по Киеву, и не ловить на себе странные взгляды и не переживать за нашу безопасность. По сути это элементарные вещи. Если мы стремимся стать европейской страной, то у всех людей права должны быть одинаковыми.
Вот почему UKRAINEPRIDE делает Рейвах Прайд в Киеве перед офисом Президента, как гаранта принципов равенства конституционных прав и свобод граждан Украины.
>
Автор: Ирина Татаренко
Фото из архива UKRAINEPRIDE
#ВсеБудетУкраина!