60-е годы прошлого столетия сказались в астрии — американскими студенческими бунтами, движением хиппи, революционными событиями во Франции. В советской Украине это времена шестидесятников — молодого поколения, которое благодаря «оттепели» бунтовало в первую очередь из-за культуры. София Розуменко, автор проекта «60. Потерянные сокровища», который рассказывает об украинских мостиках Алле Горской, Людмиле Семыкине, Любови Панченко, Галине Севрук, Галине Зубченко. В интервью она рассказала о работе над проектом, знакомстве и сотрудничестве с выдающимися шестидесятницами.
Как возникла идея проекта?
На студии анимации «Красная собака» мы пишем сценарии, создаем анимационные фильмы, ищем новые идеи проектов.
Однажды узнали, что Украинский институт открыл прием заявок на программу #UkraineEverywhere, направленную на то, чтобы рассказать об украинцах миру и, в частности, об их вкладе в мировую культурную наследство. Наша студия вместе с Украинской анимационной ассоциацией решили поучаствовать в конкурсе. Одна из тем, которую Украинский институт предлагал, была связана с шестидесятниками. Когда директора студии и ассоциации предложили мне прописать проект, они еще не знали, что у меня есть собственные мотивы — а именно то, что мой дедушка шестидесятник (смеется).
Не то чтобы эта тема была мне очень близка, просто я с самого детства слушала истории дедушки и бабушки о том, как они с друзьями ходили к памятнику Тарасу Шевченко возлагать. цветы, после чего их вызывали прямо с работы в КГБ, посещали «Клуб творческой молодежи» в Октябрьском дворце и различные культурные мероприятия, пели песни и лепили вареники в нашей тесной «хрущевке» с друзьями-шестидесятниками и Аллой Горской, которую впоследствии советские власти убили в 1970 году. В проект мы поместили минигру о варениках — когда их лепили, то часть из вареников была с «хохмами» — в них хоронили «сюрпризы»: перец или перь я.
Также, дедушка рассказывал истории о том, как он передавал тайные записки своему другу врачу Николаю Плахотнюку, зашитые в сумку. Дядя Николай из-за своих идейных убеждений, которые не нравились властям, провел 12 лет в психушке, впоследствии написал книгу воспоминаний «Коловорот». С самого детства мы семьей ездили в его семью в Бучу в гости. Сейчас со мной на вокзале волонтерит его сын Богдан — говорит что после ухода русских войск на месте их дома осталась только воронка от снаряда, а в доме хранились архивы В’ ячеслава Чорновила (Богдан его племянник).
Только во взрослом возрасте я поняла, насколько эти люди круты и сильны духом, как много они сделали для приближения Независимости и чем ради этого жертвовали.
>
По соседству с Плахотнюками жила их подруга и шестидесятница — художница Любовь Панченко, к которой мы тоже заходили в гости. Мне в то время ребенку нравилось рассматривать его огромные яркие полотна, сделанные из кусков пальто. До 24 февраля госпожа Любовь жила сама в том же доме, ее судьба после начала войны до сих пор не известна. Полотна буквально в прошлом году работники музея шестидесятничества вместе с дедушкой вывезли в музей, но там, в доме осталось много других работ.
Когда появилась возможность рассказать об этих людях украинцам и миру — я поняла, что именно время истории, которые я слышала с детства превратить в проект. В первую очередь позвонила дедушка посоветоваться, кого из художниц он еще знает — это были Галина Севрук, Людмила Семикина и Галина Зубченко. К тому времени Галина Севрук и Людмила Семикина, к счастью, были живы и я имела возможность с ними пообщаться. До вещи у нас на ютубе есть интервью с Галиной Севрук.
Итак, в результате мы решили делать проект именно о сильных женщинах жудожниц. Они ведь были «хулиганками» в искусстве, которые не хотели подчиняться скучным стереотипным образам, присущим советскому искусству, и творили собственный яркий путь.
В результате у нас получилась история о невероятных женщинах, которые меняли мир вокруг и не боялись противостоять тоталитарной системе.
Как проект был реализован? В свое время Marie Claire Ukraine подготовили интервью с Людмилой Семыкиной и Галиной Севрук.
Мы собрали отличную команду: аниматоры и художники студии «Красная собака», композитор, программист. Также над проектом работали сценаристы на основе научных исследований, пиар-агентство, операторы, стилисты — около сорока человек.
Очень приятно, что команда была увлечена этой историей, причем начиная от ученых и заканчивая пиар-агентством. Некоторые художники — это совсем молодые люди, впервые услышавшие о таком явлении, как шестидесятники, но в процессе чтения сценария и поиска стиля они открыли для себя целый мир и еще сильнее увлеклись работой.
Это был мой первый опыт как куратора, действительно тяжелее всего это было объяснить художницам и наследникам о чем будет наш проект и почему они должны участвовать в нем. Ведь мы решили создать не только информационный сайт, но и он-лайн игры об их жизни и творчестве, записать серию интервью, провести фотосессию с современными моделями на улицах современного Киева в костюмах, которые сшили художницы Любовь Панченко и Людмила Семикина. Но в итоге нашли со всеми общий язык: ездили с дедушкой в Любовь Панченко, посетила студию Людмилы Семикиной, пообщалась с ее сыном, также нам очень помогла внучка Аллы Горской — Елена Зарецкая. Наведывались в гости к Галине Севрук — это была очень длинная и очень теплая встреча, она была очень светлым и добрым человеком.
Также меня пригласили презентовать проект на фестивале Монументального искусства в Чернигове, и вдруг перед моим выступлением зашла госпожа Галина — она в возрасте 92 года приехала из Киева на открытие своего панно. «Чернигов» (1982-1983 гг.). Я так расстроилась в тот момент, что первые пять минут своего выступления не могла нормально говорить. Тогда мы виделись с Галиной в последний раз. Какая судьба панно и уцелело ли оно — не знаю.
Есть ли определенная история, связанная с кем-то из героинь проекта, которая вам самая дорогая?
Наверное, это история о Любви Панченко — то, что я писала выше.
Меня поражали не только ее яркие полотна, но и ее характер. Она никогда не боится сказать, что думает, достаточно резкая и до почтенного возраста носила длинные волосы до пят. Помню историю дедушки о том, как одним летом художницы привели вороненка, которого она выкормила и приручила. Так ее запомнили друзья: высокая и стройная, с длинной черной косой, а на плече сидит ворон.
Друг доехал в адрес Любви Панченко. Она как живая. В ее дом что-то прилетело, сосед вытащил из-под завалов, после освобождения ее отправили в первую больницу скорой помощи в Киев. Больше нет информации нужно искать.
Мы уже победили. Мирное время придет. Где можно будет в мирное время узнать больше и лучше познакомиться с творчеством этих выдающихся женщин?
Мы создали сайт 60s. The Lost Treasures, где можно прочитать информацию о каждой из художниц: посмотреть их работы, архивные фото, прочитать биографию.
На сайте также можно перейти на интерактивную анимацию о Любови Панченко и инди-игре о жизни Аллы Горской. До войны мы работали над интерактивной игрой на основе творчества Галины Семикиной, надеюсь, что в мирное время мы завершим ее. Игра, как и весь проект, будет в свободном доступе онлайн.
Как каждый из нас может помочь, чтобы об этих выдающихся женщинах узнали больше украинцы?
Распространять информацию об Украине, об украинских художниках, о нашем проекте, а мы в свою очередь будем продолжать проект развивать и рассказывать миру о невероятных художницах.
Этим материалом мы начинаем серию материалов о выдающихся украинских шестидесятницах.
Фото: treasures.ui.org.ua