россияне жалуются из-за кенселирования русской культуры в мире, даже запустили серию видео роликов на эту тему. Фешн-журналистка и колумнистка Marie Claire Ukraine Ксения Ковалева исследовала, действительно ли Россия попала в культурную блокаду… и не может не согласиться, что поводов для волнения более чем достаточно, судя по количеству отмененных анонсов будущих событий и отозванных музейных экпонатов. pre>
«Успокаивает только то, что санкции введены, но можно еще отмотать назад и отыграть все», — говорит российскому The Village один из директоров московских музеев, и я спешу ее огорчить — ситуация в мире искусства для России уже сложилась слишком печальная. Внутри русского мира царит полная разруха: 200 000 человек покинули страну (90% из них представители интеллигенции), частные музеи и деятели искусства полностью останавливают свою работу, объявляя бойкот, художники, театралы и музыканты прекращают сотрудничество с государственными площадями. Об уходе, аргументируя это тем, что «невозможно работать на убийцу и получать от него зарплату». При том, что осознанные русские люди (кто хотя бы частично понимает ужас происходящего) в стране-агрессоре работу останавливают, государственные музеи продолжают работать, пытаясь «переориентироваться на отечественных художников», — как говорят об этом кураторы выставок в Доме Культуры и ГЭС-2. Но даже российские художники не смогут помочь экономическому краху, ведь, как подчеркивают в МАММ и других музеях, многие инсталляции теперь пройдут без декораций, с голыми стенами, ведь все средства музеи России тратят на то, чтобы попытаться вернуть свои экспонаты из-за границы.
>
А с этим отдельная история: теперь транспортировка грузов обойдется российским художникам в приличную копеечку — втрое дороже стало перевозить любой груз. Причем вывезти по морю можно только крупногабаритные экспонаты, на самолете можно экспортировать товары только через Казахстан и Турцию, а при выборе дорожного сообщения кому-то придется сопровождать экспонаты в течение 5-7 дней как минимум. При этом впервые за всю историю встал вопрос об экспроприации предметов искусства, чего россияне боятся особенно сильно, учитывая, что в Лондоне застряли три яйца Фаберже, а во Франции под личной ответственностью Бернарда Арно, владельца LVMH проходит выставка коллекции братьев Михаила и Ивана Морозова. Вам, наверное, эти имена мало о чем скажут, но факт в том, что о проведении выставки лично договаривались Путин и Макарон, и согласились открыть ее только под личным поручением LVMH. В составе коллекции Пикассо, Матисс, Сезанн и многие другие бесценные экземпляры. Так вот пока, только на Арно все и держится, сохраняющий шаткий культурный диалог фразами типа «путин – не россия».
Многие анонсированные инсталляции теперь пройдут без декораций, с голыми стенами, ведь все средства музеи россии тратят на то, чтобы попытаться вернуть свои экспонаты из заграницы.
Ну оно может и так, но как тогда комментировать слова слова российских представителей музейной индустрии (к сожалению, имена не разглашались), о том, что «Если бы бывший директор Пушкинского Ирина Антонова дожила до этого, еще 24 февраля она позвонила бы господину Арно и потребовала упаковать работы, сказав, что грузовики ждут у входа. А если бы он отказался, то заявила бы, что военный самолет уже вылетает за работами». Не кажется ли вам, что слова о военном самолете, который уже летит в Париж по предметам искусства, говорят сами за себя о том, россия это путин или нет?
Ситуация в целом сложилась следующая: россияне в шоке пытаются судорожно оптом закупить все необходимое, что еще может помочь музеям остаться на плаву и жалостливо призывают к тому, что культурный диалог должен сохраняться, ведь «Мосты культуры должны взрываться последними», — говорит Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, но Пиотровский может говорить все, что угодно – ведь Эрмитаж тоже не так прост и уже запостил на страницу в Instagram фрагмент вышиванки (правда, от блока в Instagram их страницу это не спасло).
Не верит россии никто. Ведь причиной того, что почти все художники досрочно отозвали свои картины из Третьяковки, «ГАРАЖа», «ГЭС-2», Дома Культуры и других выставочных залов – не только солидарность с Украиной, но и страх сотрудничества: отсутствие возможности доверять соблюдению юридических договоренностей и финансовых обязательств заставляет иностранные коллекции и фонды отказываться от работы с россиянами. Tate Gallery отказались от работы со всеми русскими попечителями, Амстердамский Эрмитаж разорвал договоренности с питерским Эрмитажем, а Sotheby’s и Christie’s отказались от проведения аукционов предметов русского искусства. Более того, «Группа Бизо» — международная группа директоров музеев, включающая лишь самые престижные музеи мира, прокомментировавшая слова представителей культурных государственных учреждений России так: «Я пытался сгладить, но, господи, академиков что тоже оборотни покусали?» – сказал директор «Бизо», откуда исключили россию.
На будущем Биеннале в Венеции россия выставляться не будет – ей и не разрешили, да и художники отказались это делать самостоятельно – Кирилл Савченко и Александра Сухарева, как и многие другие представители мира искусства заявили о том, что работать в эти времена они не могут, ведь «искусству нет места в тот момент, когда мирное население погибает под обстрелами».
Конечно, в России есть люди, которые не поддерживают войну и их много: Елена Ковальская (директор Центра им. Мейерхольда), Миндаугас Карбаускис (художник Театра Маяковского), Алексей Ротманский (хореограф-постановщик Большого Театра), весь состав МХТ им. Чехова, БДТ им. Товтоногова, Гоголь-центра, РАМТа, Александровского театра, Наталья Аллахвердиева (арт-директор PERMM), ART4, Школа Радченко и даже «Ельцин-центр». Несмотря на массовую «утечку мозгов», о которой отдельно сказал даже Байден во время своего последнего визита в Польшу, государственные структуры России продолжают игнорировать происходящее и увольняют всех несогласных. Несмотря на то, что 17 000 деятелей культуры и искусства России подписали коллективную петицию о том, чтобы все учреждения открыто выразили свою политическую позицию, влияние на государственные фонды и коллекции оказалось минимальным. Так, Екатерину Долинину (директора «Москино Звезда» и «Москино Полет») уволили за ее открытое выражение антивоенной позиции. Но Cinemaholics в ответ быстро прекратили всю работу с «Москино».
Суета – так одним словом можно описать то, что происходит внутри российского мира искусства и культуры – кто быстро упаковывает чемоданы, кто вывозит коллекции (многие художники сами снимают свои экспонаты – вроде Вали Фетисова), кто останавливает работы (типа Popoff Kitchen , Рихтер и галереи Михаила Овчаренко), кто срочно требует остановки выставки (как это сделал Антон Видокли). И дела не станут лучше, ведь даже государственным музеям россии, которые планировали продолжать деятельность за счет локальных творцов, пришел конец, ведь в галерее и залы уже просто никто не придет: смотреть не на что – культуры в этой стране просто нет, как оказалось. А если и придет, долго ли сможет существовать культурный фонд за счет постоянных экспозиций, являющихся основным и единственным источником дохода сегодня?
Мало того, многие рискуют реально не получить назад свои коллекции, ведь иностранные музеи больше не хотят иметь никаких дел с россией, а создатели и меценаты, как и представители мира искусства, отказываются поддерживать любой диалог с теми, кто «начал такую спецоперацию». В то же время роскомнадзор заблокировал социальные сети арт-площадок и единственным путем ухода для них стал Telegram.
Ситуация патовая – говорят, что они там испытывают шок, которого не видели с 40-х годов – наверное, это единственное, что объединяет россия с остальным миром сегодня, ведь тот же шок от их действий испытывают все остальные. Конечно, жестоко заявлять, что «россия виновата вся целиком и каждый русский несет за это ответственность», но, к сожалению, это правда. Ведь россияне сами допустили происходящее сегодня. И это не произошло внезапно, ведь на счету россии уже десятая война за последние тридцать лет. Наверное, в российском мире война по-прежнему остается средством решения проблем. Даже в музейном деле одним из главных разочарований русских стало то, что в кремлевских музеях не прошла выставка, посвященная дуэлям, ведь экспонаты развернули на середине дороги и вернули в Британию и Францию. И учитывая, что даже сегодня, когда почти две сотни украинских детей погибли под бомбами, когда уже месяц бомбят мирные украинские города, россияне надеются на культурный диалог и отыгрывание санкций назад… Очень хочется сказать им, что в свое время все мирные жители Украина надеялась на просто политический диалог. Но бомбы начали падать с чистого неба в 5 утра, в лучших традициях войн. И с того момента весь мир остается и останется для диалога закрытым, ведь это преступление против человечества, в том числе против представителей интеллигенции. Ведь люди мира искусства в России не как комментировали смерть пяти журналистов под обстрелами в Украине и шантаж по поводу десятков «говорящих правду». Разве это не интеллигенция? Или все, что не «вне политики» в диалоге не участвует? Как всегда, российский мир живет по двойным стандартам. Но как всегда бывает, они погубят его, как и должно произойти с миром, культуру которого преобладают политические амбиции и кровожадность ее лидера.
Автор: Ксения Ковалева
#ВсеБудетУкраина!
Читайте также: ПАТРИОТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ УКРАИНСКОГО NFT-АРТА >