Закрыть
UA
війна журналісти
Мода

Потери среди журналистов за 20 дней войны

Поделись:

За неполных три недели после начала полномасштабного вторжения России на территорию нашего государства в Украине уже есть погибшие и раненые во время работы журналисты/журналистки украинских и международных медиа. Журналисты Lviv Media Forum подготовили подробный материал о преступления против свободы слова.

война журналисты

Убиты

13 марта в Ирпене российские военные застрелили американского репортера, документалиста Брента Рено (Brent Renaud). Рено вместе с американским фотографом Хуаном Арредондо в тот день снимал эвакуацию людей из Ирпеня из-за разрушенного города. Журналисты решили пройти вглубь города, возле Романовского моста водитель зеленой «Лады» предложил их подвезти – они согласились. В Ирпене Рено и Арредондо попросили остановиться возле разрушенного российскими обстрелами жилого комплекса «Есенин», чтобы снять его на камеру. В этот момент вблизи появились два российских военных. Они произвели упреждающие выстрелы, после чего водитель авто среагировал и начал убегать вместе с журналистами. Тогда россияне открыли огонь для поражения. Рено получил ранение в шею и погиб на месте. В Украине он работал над проектом о глобальном кризисе беженцев. A-ryhQznvZcbzqrpe5wuTBFf3MKTvM» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link- id=»944233265″ data-safe-proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/Ng3_-x8eWQcHDNbCbvzmMhSAzGg/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY2 XlPVE0yTnpneU9ETTJOek00Sm1NOWNURnJNaVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TkRReU16TXlOalVtWkQxbE9XRTBiVFI0LmJOV09RTllBM3cwMHdBLXJ5aFF6bnZaY2 YcaXYJDdJ9fKJwgx1_ypJ3Zlhdsb5DoRSpWiMe3bDrY0kFWwQcKkWsckXSdOJzqPnLli1I e8YGGMnU7SnBe3Oy0c_Ww6XiL8u7wAWCe6 AhoA7T-Q:BMbOpl8ygbrqbumK?lang=uk»>для Time Studios, подразделения по кино- и телепроизводству компании.

«Мы шокированы и огорчены известием о смерти американского журналиста Брента Рено в Украине. Подобные атаки — абсолютно недопустимы и являются нарушением норм международного права, — отметил< /a> Карлос Мартинес де ла Серна (Carlos Martinez de la Serna), программный директор Комитета защиты журналистов (Committee to Protect Journalists). — Российские войска в Украине должны немедленно прекратить любое насилие в отношении журналистов и других гражданских лиц, и убившего Рено нужно привлечь к ответственности».

Вечером того же дня городской голова Ирпеня Александр Маркушин сообщил, что украинские военные больше не будут пускать журналистов в город: «С сегодняшнего дня мы запрещаем въезд журналистов в Ирпень. Таким образом, мы хотим уберечь жизнь и им и нашим защитникам».

Брент Рено неоднократно освещал происходящее в горячих точках в Ираке, Афганистане, Египте и Ливии, а также кризис беженцев в Африке. За совместную с братом Крейгом Рено работу над документальными фильмами Брент получил многочисленные международные награды, среди которых Пибоди, Columbia DuPont Awards, Overseas Press Club Award.

14 марта в селе Горенко Киевской области погибли оператор телеканала Fox News, ирландец Пьер Закжевский (Pierre Zakrzewski) и украинская журналистка Александра Кувшинова. Автомобиль, в котором они ехали вместе с британским корреспондентом телеканала Бенджамином Холлом, попал под артиллерийский обстрел российских войск.

«Пьер был военным фотографом в зоне боевых действий, который освещал для Fox News почти все международные новости от Ирака до Афганистана и Сирии в течение своей длительной работы у нас», – гендиректор Fox News Media Сюзанна Скотт.

Мне не во время выполнения профессиональных обязанностей, однако от рук российских военных погибли еще трое украинских журналистов. 26 февраля в селе Зеленовка Херсонской области погиб журналист информационного еженедельника «Вокруг тебя» Дилербек Шакиров. Генпрокурорка Украины Ирины Венедиктовой 9Oxq_vhKI7Q1Dp03fVY1wPk» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»944233277″ data-safe -proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/AOdKSWSctvNvAlCCoqronG5evZE/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsvYy9ZVDB4T1RBM016QXlPVE0yTnpneU9ETTJOek00Sm1NOWNURnJNaVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TkRReU16TXlOemNtWkQxc09ITTVhak5sLmNaVmNiSzl4VW5tZGdqQkNRcU56OU94cV92aEtJN1ExRHAwM2ZWWTF3UGs/JISNoYcaXYJDdJ9fKJwgx1_ypJ3Zlhdsb5DoRSpWiMe3bDrY0kFWwQcKkWsckXSdOJzqPnLli1Ie8YGGMnU7SnBe3Oy0c_Ww6XiL8u7wAWCe6bv-2UioE4kOkRaujBrl_XpSIritUgO30D1YGEAhoA7T-Q:BMbOpl8ygbrqbumK?lang=uk»> повідомила, що чоловіка розстріляли з автомобіля з автоматичної зброї російські военные.1 марта во время ракетного обстрела российскими войсками телебашни в Киеве погиб оператор телеканала Live Евгений Сакун, который в тот момент проходил мимо. 6 марта в бою под Николаевом погиб украинский военный журналист Виктор Дудар, находившийся тогда в составе Вооруженных сил Украины.

Исчезнувшие

12 марта в Каховке исчез Олег Батурин, журналист херсонской газеты «Новый день» и руководитель общественной организации «Европространство», занимающейся журналистскими расследованиями о жизни на оккупированных территориях и коррупцию в регионах. Об этом украинскому Институту массовой информации. zKeNAuTbvTLHO0WfxbqU» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»944233279″ data -safe-proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/ZZ9-DN-HQCRVuZyIqmmxEaBuMsQ/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsvYy9ZV00 0Sm1NOWNURnJNaVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TkRReU16TXlOemttWkQxck4zYzFjemxqLllfQmxTOH pCWnpvdGtfX1FEbGU4R2g2ektlTkF1VGJ2VExITzBXZ J3Zlhdsb5DoRSpWiMe3bDrY0kFWwQcKkWsckXSdOJzqPnLli1Ie8YGGMnU7SnBe3Oy0c_Ww6 XiL8u7wAWCe6bv-2UioE4kOkRaujBrl_XpSIrit mK?lang=ru»>сообщилажена Батурина. По ее словам, мужчина планировал встретиться с другом у автостанции в Каховке: «Где-то в 16:30 Олег пошел на встречу, оставив дома телефон и документы. Обещал вернуться через 20 минут. Но не вернулся». В местных чатах люди сообщали, что около 16.50 возле автостанции заметили российских военных. В то время у российских войск не было пункта постоянной дислокации в Каховке, однако уже оккупировали соседний город — Новую Каховку. Причастны ли российские военные к исчезновению журналиста, установить невозможно. До сих пор неизвестно, где находится Олег Батурин и в каком состоянии.

Поранены

26 февраля журналист Стефан Вайхерт (Stefan Weichert) и фотограф Эмиль Фильтенборг Миккельсен (Emil Filtenborg Mikkelsen) попали под обстрел в городе Ахтырка Сумской области. Их авто с маркировкой «TV» на стекле без предупреждения расстрелял мужчина в одежде без опознавательных знаков из оружия, «похожего на штурмовую винтовку». Оба журналиста были ранены. Как позже TyahN6Pp9hQsY» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»944233281″ data-safe-proxy -url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/pRnROyfa9a5RaqYvs3NVG7Py-5Q/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsvYy9ZVDB4T1RBM00 WNURnJNaVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TkRReU16TXlPREVtWkQxMU5XTTBaRFZ6LmZyNjFTMkFDRm5Zbl Z2TmNTcXZOOGNoaEpzVWF2OFR5YWhONlBwOWhRc1k/JIS RSpWiMe3bDrY0kFWwQcKkWsckXSdOJzqPnLli1Ie8YGGMnU7SnBe3Oy0c_Ww6XiL8u7wAWC e6bv-2UioE4kOkRaujBrl_XpSIritUgO30 «>свидетельствовал Вайхерт, его коллега получил по шару в каждую ногу и две в спину, сам он одну в плечо. По предварительной информации того дня у линии фронта Ахтырки действовали российские диверсанты, но пока невозможно установить, кто стоит за нападением на журналистов.

Следует заметить, что ВСУ просят съемочные группы маркировать свои служебные авто и бронежилеты надписью «PRESS», поскольку отметка «TV» издалека может походить на маркировку вражеской техники — «V».

28 февраля возле села Стоянка Киевской области российские диверсанты обстрелялисъемочную группу британского телеканала Sky News. Корреспондент Стюарт Рамзи (Stuart Ramsay) получил ранение в нижнюю часть спины, оператора Ричи Моклера (Richie Mockler) от двух прямых выстрелов спас бронежилет. Журналисты возвращались в Киев и подумали, что их ошибочно обстреливают украинские военные. На видео слышно, как они громко кричат: «Стоп!» и «Мы — журналисты!», однако их авто продолжают расстреливать. «От первого выстрела треснуло лобовое стекло. Оператор Ричи Моклер съежился в пространстве для ног переднего пассажира. Тогда мы попали под полную атаку. Пули прошили всю машину, трассеры, вспышки шаров — лобовое стекло, пластиковые сиденья, руль и приборную панель разбили», — рассказывали впоследствии журналисты. Им удалось выбраться из авто и скрыться у местных жителей.

6 марта вблизи села Водяно-Лорино Николаевской области российские военные ранили швейцарского журналиста Гийома Брике (Guillaume Briquet). Он получил осколочные ранения лица и предплечья. По словам корреспондента, через несколько минут после пересечения украинского блокпоста российские военные с близкого расстояния обстреляли его авто, на котором была отчетливо видна отметка «Пресса». После того, как Брике остановился на обочине, россияне подошли к нему, представились, обыскали, отобрали паспорт, 3000 евро наличными, личные вещи, шлем, ноутбук и снятый на камеры материал. Когда журналиста отпустили, Брике добрался до больницы в Кропивницком, где ему оказали помощь. «Они находились менее чем в 50 метрах от нас. Они явно стреляли в поражение. Если бы я не пригнулся, у меня попали бы. В меня и раньше стреляли в зонах конфликтов, но подобного я никогда не видел. Журналисты, которые перемещаются по этой стране без опыта войны, находятся в смертельной опасности», — цитируетБрикое международная правозащитная организация «Репортеры без границ» (Reporters sans frontières).

11 марта в Барышевке киевской области в результате ночного ракетного удара или удара авиации российских войск пострадал украинский корреспондент Радио Свобода Мариан Кушнир. Журналист получил контузию, на коротком видео в соцсетях видно, что из ушей мужчины идет кровь. Журналисту оказали медицинскую помощь военные медики и сейчас он находится в удовлетворительном состоянии.

13 марта в Ирпене российские военные обстреляли авто, в котором находились американские журналисты. Фотокорреспондент Хуан Арредондо (Juan Arredondo) получил осколочное ранение в бедро, его коллега Брент Рено погиб от ранения в шею. Арредондо доставили в киевскую больницу «Охматдет», где его дважды прооперировали хирурги. Сейчас его состояние стабильное.

14 марта в Киевской области российские военные ранили британского корреспондента телеканала Fox NewsБенджамина Холла(Benjamin Hall). За Q» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»944233289″ data-safe-proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/eG9-aH6u-l_5qGG5fnzO_e6fp78/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsVyX TJOek00Sm1NOWNURnJNaVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TkRReU16TXlPRGttWkQxa01tbzFlamh5LnBfYmJHaUctNTBPbVd4Y21VUy1KZnFNRm9xcy1rRlRsZWE x1_ypJ3Zlhdsb5DoRSpWiMe3bDrY0kFWwQcKkWsckXSdOJzqPnLli1Ie8YGGMnU7SnBe3Oy0c_Ww6XiL8u7wAWCe6bv-2UioE4kOkRaujBrl_X 8ygbrqbumK?lang=ru»>сообщением Генпрокурорки Украины Ирины Венедиктовой он получил осколочный перелом обеих ног: «На данный момент журналист находится в реанимации под наблюдением врачей. […] Этот мужчина не был на военном объекте, в который по словам официальных лиц РФ, они постоянно целятся. Не являясь на военном объекте, он получил серьезные ранения». Впоследствии Минобороны Украины. 3r9Cb6RXONMDin1sgKhh0″ target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»944233291″ data-safe- proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/2ZPpaPpD7oTvB5VI-s1CFS_5_Mw/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsvYy9ZVDB4T1RBM016QXlPVE0yTnpneU9ETTJOek00Sm1NOWNURnJNaVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TkRReU16TXlPVEVtWkQxcE4zUTRZekptLmJOel9WNTNRenJHeElXUWhEbmpKTmkzcjlDYjZSWE9OTURpbjFzZ0toaDA/JISNoYcaXYJDdJ9fKJwgx1_ypJ3Zlhdsb5DoRSpWiMe3bDrY0kFWwQcKkWsckXSdOJzqPnLli1Ie8YGGMnU7SnBe3Oy0c_Ww6XiL8u7wAWCe6bv-2UioE4kOkRaujBrl_XpSIritUgO30D1YGEAhoA7T-Q:BMbOpl8ygbrqbumK?lang=uk»>доповнило, що лікарі були змушені частково ампутувати Холлу ногу .

Уцелевшие

4 марта в Калиновке Киевской области под целенаправленный обстрел российских военных попал промаркированный как «Пресса» автомобиль чешских репортеров Voxpot Майды Сламовой (Majda Slamova) и Войтеха Богача (Vojtěch Boháč). Вместе с ними в транспорте были также два украинских коллег, чьи имена не называют. Все журналисты уцелели, но на дверце авто остались многочисленные прострелы от автомата Калашникова.

6 марта, в Ирпене, российские военные обстріляли авто съемочной группы панарабского телеканала Al-Araby TV, несмотря на то, что журналисты вывесили на нем белое знамя и имели отметку «Пресса». Корреспондент Аднан Кан (Adnan Can Atayturkmen) и его коллега-оператор Хабип Демирчи (Habip Demirci) вынуждены были покинуть машину и прятаться в домах местных жителей.

8 марта украинская журналистка Общественного Виктория Рощина сообщила, что несколькими днями ранее попала под обстрел российских военных, когда направлялась в авто в село Новоселовка Запорожской области. lI6TdHHkWIltX_o» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»944233297″ data-safe- proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/WugV7ZB7x0EktDAObkUlIL20rTo/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsvYy9ZVDB4T1RBM016QXlPVE0yTnpneU9ETTJOek00Sm1NOWNURnJNaVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TkRReU16TXlPVGNtWkQxNU0zQXhjREJyLlU1RlhmX2szU1hIYUhsSXVXbHpFUEEzaFJNdUdsSTZUZEhIa1dJbHRYX28/JISNoYcaXYJDdJ9fKJwgx1_ypJ3Zlhdsb5DoRSpWiMe3bDrY0kFWwQcKkWsckXSdOJzqPnLli1Ie8YGGMnU7SnBe3Oy0c_Ww6XiL8u7wAWCe6bv-2UioE4kOkRaujBrl_XpSIritUgO30D1YGEAhoA7T-Q:BMbOpl8ygbrqbumK?lang=uk»> З її слів, назустріч рухалася колона російських танків. Когда водитель пытался развернуться и уехать в противоположную сторону, машину обстреляли: «Я дала команду остановиться, бросить авто и ложиться в поле. Но колонны шли на нас и спасением стал заброшенный дом, за которым и переждали проезд российской техники». Пока журналистка с водителем скрывались от обстрелов, российские военные угнали из их машины ноутбук, камеру и рюкзак с личными вещами.

Информационная блокада

Также российские военные системно пытаются изолировать украинцев на оккупированных ими территориях от украинских медиа и заменить их трансляции российской государственной пропагандой.

Практически ежедневно поступает информация из оккупированных россиянами регионов о постоянном давлении на местных журналистов, которых угрозами жизни и здоровью их и их родным заставляют ретранслировать российскую пропаганду. Зокрема, 13 березня голова Запорізької обласної військової адміністрації Олександр Старух змалював ситуацію в окупованому Бердянську: «Окупанти переписали адреси журналістів, їхніх родичів. Примушують їх працювати для російської пропаганди. Погрожують їхнім дітям, батькам, дружинам. Намагаються реалізувати терор і тотальне залякування».

З цією ж метою російські військові вже обстріляли телевежі у Києві, Харкові, Луцьку, Рівному, Лисичанську, Коростені, захопили їх у Херсоні, Старобільську та Мелітополі, а також радіостанцію у Бердянську.

4 марта организация «Репортеры без границ» подала жалобу главному прокурору Международного уголовного суда по поводу нападений России на четыре (на тот момент) радио- и телебашни в Украине, в результате которых были повреждены как минимум 32 телеканала и несколько десятков радиостанций не смогли вещать.

«Навмисне бомбардування багатьох медіаінсталяцій, таких як телевізійні вежі, є військовим злочином і демонструє масштаби наступу, розпочатого Путіним проти права на новини та інформацію, — зауважив генеральний секретар «Репортерів без кордонів» Крістоф Делуар (Christophe Deloire). — Ці злочини ще тяжчі через те, що є частиною плану, політики та здійснюються у великих масштабах».

Інформація: Lviv Media Forum