Главное — не делать того, чего от каждого из нас надеется враг.
Вы не можете перестать листать новостную ленту или выключить телевизор. Испытываете шквал постоянно меняющихся эмоций — от радости к печали, от страха к эйфории. Наконец наступает перенасыщение — вам кажется, что ваш мозг сейчас разразится. А потом – эмоциональное истощение. Это обычные симптомы, которые испытывают в эти дни практически все. Ведь у нас в головах — поле битвы информационно-психологической войны.
Современная война — это война нервов даже в большей степени, чем война ракет и танков. Агрессор использует все доступные средства, чтобы ускорить результат, наиболее выгодный для него: капитуляцию. Сверху zY9AFpfzYg» target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»924685025″ data-safe- proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/pM8GGQH1p1Do_yMf5QFDZWw_37g/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsvYy9ZVDB4T NOWNqTm5OeVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TWpRMk9EVXdNalVtWkQxc00yd3plamRxLlBmNEhoMTdMU2 taYXM5LV9RMUZkNE04d0NxRFNfZVB3bXpZOUFGcGGG 4xMrY4QPAMzv8IJgiWrZ_FB_yAzuHbQDZ0fczK8Pu1NXoyM5W1KyC0pD_Uli2Tayz2h7e b66B1aRfk5D69tjTAhoSwCdistFOP9E2qoB4F 6PU?lang=uk»>информационно-психологическими операциямипротив Украины работает огромное количество российских специалистов. Пока военные наступают на земле и в воздухе, атака в информационном пространстве имеет несколько ключевых задач.
Дезориентировать военных. Они тратят ресурсы, реагируя на сообщения об угрозах, которых нет.
Деморализовать военных. Для этого до них любым способом доносят, что сопротивление не имеет смысла, руководство государства сбежало и «всех злило», их товарищи уже сложили оружие, и самим им следует сделать это как можно быстрее. Обычно профессиональные военные учат противостоять таким влияниям, но на гражданских, которые согласились с армией, это может действовать.
Деморализовать гражданских. Испугать, парализовать каждого страхом за свою жизнь и жизнь своих детей. Агрессор рассчитывает на то, что общество одобрит и потребует от руководства государства прекращения боевых действий на любых условиях (опять-таки капитуляцию).
Разрушить единую коммуникацию государства. Во время войны особенно важно, чтобы абсолютно вся власть и военное руководство озвучивали одну позицию, одну версию происходящего. Украине в эти дни это удалось (и те, кто хорошо знает украинскую политику, согласятся, что это настоящее чудо, посланное нам с небес). Однако единственный голос государства теряется среди бесконечного количества фейков, версий, ложных опровержений или интерпретаций.
Вызвать панику. Военным гораздо труднее держать оборону, когда дороги блокируют беглые колонны. Гражданским властям труднее обеспечить людей самым необходимым и удержать экономику от катастрофы, когда толпы штурмуют банкоматы и выгребают все из магазинов.
Создать коллапс в инфопространстве. Для этого с помощью социальных сетей, мессенджеров, публикаций в контролируемых агрессором медиа (которые, к сожалению, часто по собственной воле распространяют другие) информационное пространство насыщают огромным количеством ложных сообщений. Одни из них похожи на правду, другие нет; у некоторых есть доля правды, некоторые могут быть подчеркнуто абсурдными, вроде «популярная певица обнажилась в поддержку украинской армии». Возможности человеческого мозга потреблять и анализировать информацию ограничены, поэтому человек, погруженный в отравленное инфопространство, вскоре оказывается в ступоре. Она больше не видит границы между реальностью и выдумкой. Она может начать верить любому ложному сообщению или наоборот — видеть фейки в сообщениях официальных источников.
Все это выгодно агрессору, потому что заставляет нас делать то, что выгодно ему. Но все это совершенно не нужно нам. Поэтому следует, по крайней мере, пытаться противостоять силам, которые затягивают вас в водоворот информационного хаоса или контролируемых врагом эмоций.
Не верьте безоговорочно. Вы, конечно, знаете, что верить можно только качественным и ответственным медиа. Это правда, но с одной оговоркой: в медиа работают люди, а людям свойственно ошибаться даже в мирное время. Проверять информацию во время войны очень трудно хотя бы потому, что привычная связь с источниками практически разрушена. Поэтому медиа распространяют много информации, не прошедшей стандартной для качественной журналистики процедуры проверки. Просто потому, что если не опустить планку требований к проверке информации, то нечего будет сообщать.
К примеру, мэр областного центра сообщает на своей официальной странице о высадке вражеского десанта в одном из городов области. Это крайне важная для страны новость, а мэр – официальный источник. Другое дело, что он не военный источник, однако медиа предполагают, что он информирован из надежных источников. Новость выходит в украинских медиа, из них попадает в мир… Но вскоре ее опровергают — кто-то напутал. В других обстоятельствах такая ошибка журналистов могла бы быть поводом для небольшого профессионального харакири, но во время войны это рядовая досада. Не раз было, когда даже официальные страницы органов власти, а не только медиа, вскоре удаляли новости.
Словом, если вы не видите какое-либо событие своими глазами, не слышите прямой язык, зафиксированный на видео и явно не вырванный из контекста, — доверяйте ему осторожно. Всегда помните, что любое сообщение во время войны может быть неточным или совсем не подтвердиться.
Осторожно с интерпретациями. Создатели фейков и пропагандистских материалов хорошо знают, что новости, дополненные фотографиями, видео- или аудиозаписями, воспринимаются на веру гораздо лучше — вот, мол, доказательство! При этом часто комментарии или подводки к фото, видео или аудио дают готовую интерпретацию, программируя на определенное восприятие того, что вы увидите. Например, о фото людей, стоящих у дороги, вам напишут, что это жители Украины встречают с цветами российские танки. А на самом деле это очередь за пивом в Барнауле.
Не верьте переводам. И ни в коем случае не пересказывайте услышанное от кого-либо дальше без проверки. На днях в подземном хранилище, пересиживая очередную воздушную тревогу, я слушал, как кучка молодых людей пересказывала друг другу новости о войне, прочитанные в интернете. Мало того, что большинство этих новостей были априори фейками: невнимательные читатели еще и нечаянно извратили немало фактов или добавили что-то от себя — эдакий мгновенный эффект испорченного телефона. Почему это небезопасно? Недавнее WaQ_BYgrIHWf8″ target=»_blank» rel=»noreferrer noopener» data-link-id=»924685034″ data- safe-proxy-url=»https://secureurl.ukr.net/linkfilter/jXxfQKamKgqVhnu5JFs1rQTVqDo/aHR0cHM6Ly9jbGljay5tbHNlbmQuY29tL2xpbmsvYy9ZVDB4T0 NOWNqTm5OeVpsUFRRNE1qSW1ZajA1TWpRMk9EVXdNelFtWkQxb01YQXliamgwLjRSNy0xSlExaTRt ZDRTSVpHLWF0OHNGTHlQOHNBM1dhUV9CWWdySUhXZjg Y4QPAMzv8IJgiWrZ_FB_yAzuHbQDZ0fczK8Pu1NXoyM5W1KyC0pD_Uli2Tayz2h7eb66B1a Rfk5D69tjTAhoSwCdistFOP9E2qoB4ICF8ZL8S =uk»> исследование ОО «Детектор медиа» и фонда «Демократические инициативы» показало, что получение информации «из уст в уста» является одним из наиболее распространенных способов потребления новостей. 28% опрошенных говорят, что в первую очередь узнают новости от друзей и знакомых. Все они в эти дни работают испорченными телефончиками, и вам не стоит включаться в этот процесс. Важные новости, услышанные от других людей, следует проверять в официальных источниках, а неважные пропускать мимо ушей.
Не хлебайте из грязных источников. И в мирное время, а во время войны особенно работает огромное количество информационных свалок. Некоторые из них транслируют рафинированную пропаганду и отборную ложь, но чаще чередуют ложь с полуправдой и даже правдой, иногда даже на взгляд «неудобной» для агрессора. Такое представление контента вызывает большее доверие. Это значит, что даже работающий на Путина телеграмм-канал время от времени может написать что-то плохое о Путине, чтобы вы поверили, что этот канал независим, и читали дальше.
Вас может соблазнять идея посмотреть, что там лгут, как выглядит ситуация с другой стороны. Не стоит поддаваться этому искушению. Токсичные материалы огорчают, усугубляют смятение, заставляют тратить время и силы на споры в комментариях с людьми, которых вы никогда ни в чем не убедите. Вам, правда, не нужно знать, что там врут — ложь найдет вас и без походов на вражескую информационную территорию.
Следите за своей реакцией. Было бы, наверное, бессмысленно рекомендовать «успокоиться» и «не волноваться» в ужасные и решающие для страны и ее народа дни, но опять же выведенный из равновесия парализованный страхом растерянный или охваченный непродуктивным гневом гражданин — сомнительная ценность для Родины. . Если чувствуете, что новости вас слишком фрустрируют, просто сделайте паузу. В этих паузах, изолировавшись от новостей, можно делать что-то для своих родных, близких, для себя (заботиться о себе важно даже в такие дни) или полезно для Родины. Если не можете овладеть своими эмоциями, лучше не потребляйте новостей вообще. Известия о действительно важных событиях до вас, скорее всего, донесут другие люди, а без неважных можно прожить несколько часов — проверено.
Если вас это успокаивает — читайте или смотрите или слушайте, если вам так удобнее. Психологи объясняют желание постоянно потреблять новости в кризисных ситуациях иллюзией контроля. Мол, если мы знаем, что происходит, мы влияем на события своим знанием. Если по определенным причинам вы не можете включиться в борьбу или помогать борющимся, успокаивайтесь новостями. Но!
Не будьте бездумными распространителями. Особенно это касается сообщений с припиской «!!!максимальный репост!!!!» или «РАСПРОСТРАНЯЙТЕ НЕМЕДЛЕННО». Именно благодаря армиям автоматических распространителей, которые считают, что делают что-нибудь полезное, нажимая кнопку «репост», самые вредные фейки становятся вирусными и охватывают миллионные аудитории. Прежде чем распространить сообщение, убедитесь, что вы:
1. Внимательно его прочли, если в нем есть видео — просмотрели, а если аудио — дослушали до конца.
2. Знаете человека, организацию или медиа, являющиеся источником сообщения, и знаете, каков первоисточник. Мы же помним, что даже медиа и официальные источники в кризисных условиях могут оплошать и распространить ложь. Компетентен ли этот человек или организация или его тоже «попросили распространить»?
3. Понимаете, зачем вас просят распространить. Какова цель массовой публикации этой информации? Поможет ли она кому-нибудь? Будет ли побуждать к определенным действиям? Вы уверены, что это разумно и правильно? Ее просто нужно знать людям? Точно? Почему?
4. Досчитали если не до ста, то хотя бы до тридцати. За это время начальный импульс погаснет, и вы, возможно, сможете посмотреть на информацию, которую вам предлагают распространить по-другому.
5. Не уверены – не распространяйте. За более чем два десятилетия пользования социальными сетями и их предшественниками — форумами и блоговыми платформами — я встречал немного случаев, когда люди жалели, что не распространили информацию. И масса случаев, когда за бездумное распространение было стыдно.
Быть информированным — важно, но сохранить психическое здоровье, не навредить себе и другим — важнее. Ведь мы хотим выдержать, отразить нашествие и дожить до того дня, когда новости из Украины снова станут скучными.
Коллаж @iryna_tart
Информация предоставлена Lviv Media Forum
Читайте также: РАБОТАЛ TELEGRAM-БОТ ПЕРВОЙ ПСИХ ПОМОЩИ