Закрыть
UA
Жизнь

Sustainability Talk: Украинский устойчивый бренд керамики Here & Now

Поделись:

В рамках редакционного Sustainable Talk, мы хотим познакомить вас с одним устоявшимся украинским брендом керамических изделий, ведь своих героев стоит знать в лицо. Сегодня говорим с основательницей бренда Here & Now Маклюк Юлией.

Как родилась идея создания бренда?

Однажды ночью во время полевой практики на биологическом факультете мы сидели с группой вокруг костра. Знакомились и рассказывали кому, что нравится в жизни. Мой ответ был «смешивать цвета и фактуры». Хотя я училась на эколога и ни дня не провела в художественной школе, но всегда что-то плела или лепила. Вечно ходила в собственноручно перешитой одежде и просто должна была почувствовать на ощупь все рельефные поверхности. Работать же в творческой специальности не планировала: это казалось нереальным, да и планету надо спасать.

Много лет спустя, как только уволившись из международной экологической организации, я почти случайно попала на курсы гончарства. И завертелось! Теперь я делаю керамические вазы и авторскую посуду, сочетаю любовь к фактурам и заботу о природе. Еще и другим бизнесам помогаю становиться более экологичными.

Откуда вы берете материалы для создания своих коллекций?

Нахожу, если одним словом. В основе Here and Now лежит естественная эстетика и экологически дружественный процесс производства. Это студийная керамика (в противовес массовой, заводской), а значит в каждое изделие вкладывается много усилий, времени, поиска. Почти в каждой серии есть дикие глины и глазури. То есть такие, которые я создаю сама, собирая составляющие в природе. Часто возвращаюсь из поездок с карманами, полными камней, песка, пепла, интересных плодов или коры. Это все потом очищаю, тестирую в студии и создаю изделия, подсказывающие определенный материал. Например, в первые дни 2022 года угончарила чайную пиалу из глины, которую нашла на прогулке после Нового года.

Другое направление – это повторное использование отходов или апсайклинг. Есть студийные отходы, которые мы собираем раздельно. То, что можно, сдаем на переработку. А вот остатки керамических масс, глазурей, пигментов я включаю в состав своих произведений. А еще я перерабатываю отходы других творческих мастерских. Например, охотно включаю обломки цветного стекла и смальты от производителей мозаики, из обрезков ткани делаю фурошики – упаковку для чашек. За серию Lifecycle Vases, сделанную на 100% из таких отходов, даже получила грант.

Что самое главное в работе sustainable бренда?

Самое главное, чтобы он действительно был sustainable. А это значит – знал свой экологический след и уменьшал его.

Консультируя украинские компании по экоменеджменту, я часто вижу одну и ту же картину. Владельцы создали интересную концепцию и имеют идеи, как сделать бизнес «зеленым». Однако если не иметь в команде экологов, то можно не учесть определенные критические для окружающей среды вещи. К примеру, сейчас наконец-то становится популярным сортировать отходы. Но гораздо правильнее не создавать их вообще, переходить на круговую модель производства. Или вот вы спросили меня о материалах для керамики. Это важно, но самый вред для окружающей среды в этом процессе – не от глины, а от обжига изделий в печи. И именно сюда нужно смотреть в первую очередь, чтобы уменьшить экослед. К примеру, у меня есть серии, где экономия электроэнергии при обжиге достигает 50%.

Как украинский потребитель реагирует на ваши sustainable коллекции?

У «Here and Now» почти все серии имеют ту или иную sustainable составляющую. А мои клиенты – это те прогрессивные люди, которые находятся на пике трендов осознанного потребления. Для них важна не просто вещь, а стоящая за ее созданием история и влияние, которое она несет. Здесь имеют значение и местные материалы, и упаковка без пластика, и, конечно, функция. Например, мои странствующие чашки с крышкой часто выбирают в качестве безотходной альтернативы одноразовым стаканчикам.  

Иногда я делаю благотворительные серии или перечисляю процент прибыли на общественные экологические инициативы. Это также находит хороший отзыв у аудитории.

Читайте также: Sustainability Talk: Украинский устойчивый бренд нижнего белья U-R-SO

Чем вы вдохновляетесь при создании коллекций?

Красота, боль и глина, это то, что двигает мое творчество. Красота природы успокаивает и подкармливает. Больше всего люблю долгие прогулки и походы в лесах, горах, у моря. Природа уже создала все композиции и цвета, просто бери и работай с этим. Когда я совсем устала, то просто хочу спать где-нибудь в красивом месте. Потому, пожалуй, и керамика у меня органичная.

Боль и тревога, кажется, являются неотъемлемыми составляющими современной жизни. Загрязнение и разрушение, пандемия, нищета, война. Невозможно перестать это замечать, можно решить для себя, что ты с этим делаешь. Один из моих ответов – творить. Да, недавно я сделала серию ваз «Melting Point», которую посвятила глобальным переговорам ООН по изменению климата.

Ну и сама глина является неисчерпаемым источником вдохновения. Послушная, капризная, пластичная, текстурная, она не перестает удивлять.

Как вы считаете, почему так тяжело перейти на ответственное потребление? И как можно мотивировать людей к этому?

Потому что неответственно построена современная система производства. Пока что в экономике на первом месте стоит наращивание доходов, а не устойчивое развитие. Можно сколько угодно шеймить людей за то, что они ездят по частным авто, но пока транспортная система автомобилецентрическая и налоги и инвестиции устремляются именно на нее, то сознательно пересаживаться на велосипеды без велодорожек и раздолбанные троллейбусы будут разве что фанаты.

Из хорошего, мода на ответственное потребление должна спровоцировать компании становиться все более прозрачными и экологичными. Ведь покупатели становятся очень осведомленными и придирчивыми, поэтому, чтобы не потерять доходы, хочешь не хочешь должен заботиться об окружающей среде.

Изменилась ли ваша жизнь после перехода на «зеленую сторону»?

С тех пор, как я занимаюсь экологическим предпринимательством и консультирую другие бизнесы по экоменеджменту, то почти каждый день узнаю о крутых экостартапах и общественных организациях. Это очень вдохновляет и внушает надежду. И вызывает гордость наших украинских предпринимателей.

Если бы вам представилась возможность решить одну глобальную проблему, то чтобы это было?

Разрушение природных экосистем. Если бы было много денег и власти, то создавала бы частные заповедники и восстанавливала бы уничтоженные леса, степи, озера. Пока могу время от времени делать донейты в такие проекты.