Выставка «Фернанда Гаттинони. Мода и звезды во времена Голливуда на Тибре», организованная президентом Gattinoni Couture Стефано Доминелла, по инициативе Посольства Италии в Украине и Итальянского Института культуры .
«Для нас большая честь иметь возможность представить в Киеве передвижную выставку самых известных сценических костюмов в истории мирового кинематографа, мастерски изготовленных Фернандой Гаттинони. Теперь у Киева есть возможность непосредственно оценить костюмы, которые во многом повлияли на воображение поколений любителей искусства кино и гениальное мастерство итальянской моды в мире» — сказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Итальянской Республики в Украине Пьер Франческо Дзадзо.
«Мы в своем арт-пространстве постоянно проводим интересные и содержательные выставки. Но эта – особенная. С большой радостью мы присоединились к этому проекту, чтобы все киевляне и гости нашего города могли вживую увидеть всю красоту и утонченность нарядов кинодов работы великой Фернанды Гаттинони» — отметил основатель Mandarin Maison и инициатор арт-проекта «Без ограничений» Олег Дзюбяк< /strong>.
Выставка создана благодаря историческому архиву Дома Гаттинони (Maison Gattinoni), и описывает отношения между великой итальянской модельершей Фернандой Гаттинони и некоторыми из главных девственниц Голливуда /p>
Со второй половины 1940-х годов римское ателье Фернанды Гаттинони стало постоянным местом визита международного союза, посещавшего столицу Италии. Кроме первых леди и жен послов – от Эвиты Перон до Клэр Бут Люс – ее клиентами являются ряд кинозвезд, в том числе Анук Эме, Ингрид Бергман, Люсия Бозе, Бэтт Дэвис, Марлен Дитрих, Росселла Фальк, Одри Хепберн, Джина Лоллобриджида, Анна Маньяни, Ким Новак, Лана Тернер, Моника Витти и Элизабет Тейлор, Анита Экберг.
Читай также: Дрю Бэрримор рассказала о решении вести трезвый образ жизни
Эта выставка посвящена им, актрисам, избравшим Фернанду Гаттинони своим любимым дизайнером. Маршрут начнется с одежды из частного гардероба и сценических костюмов из фильмов «Европа 51» (1952) и «Цветок кактуса» (1969), изготовленных для Ингрид Бергман, и перейдет в Лану Тернер strong>, верной клиентки Фернанды Гаттинони с 1953 года, когда она прибыла в Рим для съемок в драме «Пламя и плоть» (1954), известном фильме отснятом в недорогих студиях Cinecittà. Далее – несколько луков из коллекции к фильму «Казанова» (1958), принадлежавших Ким Новак, а затем – микроколлекция маленьких черных платьев из личного гардероба Анны Маньяни. Специальный раздел посвящен Одри Хепберн и нарядам, которые создала для нее Фернанда Гаттинони для роли Наташи в фильме «Война и мир» (1956).
Эта экспозиция путешествует по всему миру с 2010 года: она уже успели побывать в Париже, Риме, Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Эр-Рияде, Бангкоке и других городах. Куратор киевской выставки – Таня Бернер. А на открытие выставки в Киев специально прилетят Стефано Доминелла — президент модного дома Франческо Трицца – официальный диджей показов Dolce&Gabbana, Венецианского фестиваля и фестиваля в Сан-Ремо.
Фернанда Гаттинони (1907-2002) была вместе с сестрами Фонтана и Джоле Венециани, Бики и Джерманой Маручелли одним из начинающих итальянского стиля. Она переехала в Лондон в очень молодом возрасте и начала работать подмастерьем в Молине.
Ближе к концу тридцатых годов, вернувшись в Италию, она поселилась в Риме, где нашла работу в знаменитой портняжной мастерской Ventura, официальном поставщике Савойского дома. В 1944 году в маленькой квартире рядом с Порта-дель-Пополо она начала шить одежду под своим именем. Первым клиентом была Клара Каламай, которая заказала у нее зеленое бархатное пальто.
С самого начала возникли основные черты ее стиля: любовь к роскошной вышивке, к драпировке и одновременно, даже если это казалось бы противоречивым, страсть к сдержанному и строгому стилю, который она предпочла во время лондонской практики. Ее склонность к подлинности также отметила лидер модной журналистики Ирэне Брин, которая написала: «Фернанда носила отчетливо англосаксонскую серую фланель, махаранную Палампур, обычно драпированную золотом. Она одевала Эвиту Перон в очень простые ломбардские шелки, обычно расточенные перьями и цветочным орнаментом».
Помимо международного джет-сета, ателье Фернанды Гаттинони посещали художники и режиссеры, от Ренато Гуттузо до Роберто Росселлини. Именно последний познакомил их в 1950 году с Ингридом Бергманом, которая стала ее любимой клиенткой. Для Бергман Фернанда также создала сценическую одежду для нескольких фильмов, в том числе для таких: «Европа 51» (1952), «Путешествие в Италию» (1954) и «Цветок Кактуса» (1969). Вскоре Фернанда стала одной из самых популярных модельер Голливуда на Тибре. В 1950-х годах несколько актрис обратились к ней за пошивом одежды для съемок и личного гардероба. От Анны Маньяни до Одри Хепберн, от Ланы Тернер до Ким Новак.
В 1955 году Мария Де Маттеис, дизайнер костюмов для фильма «Война и мир» (1956) режиссера Кинга Видора, попросила Фернанду Гаттинони создать костюмы для Одри Хепберн для ее роли в фильме.
Был весенний день, когда Хепберн впервые переступила порог ателье на улице Марке: «На ней было простое платье с высокой горловиной и длинные черные хлопковые чулки. В шелковом шарфе, завязанном под подбородком, появилось ее тонкое и выразительное лицо без макияжа».
Фернанда настолько полюбила костюмы, которые она сделала для фильма, что почти одновременно, вдохновленная героиней «Войны и мира», она посвятила линию Наташи стилю ампир. Сама Одри была первой поклонницей коллекции и заказала пять платьев и накидку. С тех пор Хэпберн оставалась одним из постоянных клиентов Гаттинони. Несмотря на то, что между ними установились близкие отношения, они так и не стали друзьями: «Она была слишком совершенна, а я не люблю слишком совершенных», — призналась позже Фернанда. Тем не менее, всегда признавала ее непревзойденную элегантность: «Она имела исключительное телосложение. Высокая и стройная, какое бы платье она ни одевала, она выглядела сдержанной и одновременно выглядела изысканно и роскошно, как бриллиант».
Анну Маньяни Фернанда Гаттинони одевала в фильме Альфредо Гуарини и Джанни Франчолини «Мы женщины» (1953) и они стали довольно близкими подругами. «Ее не очень волновало, что надеть. Она просто хотела маленькие черные платья», – вспоминала Гаттинони. Однажды Фернанда сказала: «Маньяни пришла ко мне, чтобы сшить костюм на Новый год. Платье, конечно же черное, было готово вовремя, но оно не пришло забрать его. В то время я жила над ателье на улице Марке, сразу за улицей Венето. Было почти полночь, и я услышала крики, доносившиеся с улицы. Анна Маньяни начала кричать: «Фернааандооо, слышишь Фернаа, скинь вниз мне мое платье!»
В 1981 году к Гаттинону присоединились ее сын Раньеро (1953-1993) и Стефано Доминелла, нынешний президент модного дома. Затем, рядом с коллекциями для бутиков высокой моды, дом Gattinoni выпустил несколько линий prêt-à-porter. После преждевременной смерти Раньеро Фернанда продолжала заниматься ателье до своей смерти в 2002 году.
«Достаточно уметь наблюдать за тем, как движется женщина, чтобы понять, каких откровений и какой помощи она ожидает от нового модного сезона», – утверждала Фернанда Гаттинони , итальянский модельер, придавший моде ту смесь элегантности и простоты, которая стала лейтмотивом итальянского стиля.