Закрыть
UA
Луїджі Ґаджеро
Мода

«Музыкальное путешествие, которое оставит незабываемый след»: Луиджи Гаджеро о концерте «Four Countries»

Поделись:

28 ноября Kyiv Symphony Orchestra представит праздничный концерт «Four Countries / Четыре страны» в честь председательства Венгрии в Вышеградской группе. Прозвучат как известные, так и редкие произведения композиторов-представителей стран «четверки»: Дьордя Лигети, Иоганна Гуммеля, Антонина Дворжака и Кшиштофа Пендерецкого. В интервью для Marie Claire Ukraine главный дирижер оркестра Луиджи Гаджеро рассказал об особенностях профессии дирижера, своем выборе произведений для воскресного концерта и связи музыки композиторов Вышеградской группы с историей европейской культуры, которая имела влияние на украинскую культуру.

Луиджи Гаджеро

Ты работаешь с разными музыкантами, а значит, и с разнообразными программами: классическими, романтическими, модерными, современными. Важно ли работать со всеми музыкальными стилями и что в каждом ты находишь для себя?

Каждый музыкальный стиль — это аспект, прежде всего, нашей личности, он запечатлен в нашей крови. Работа с разными музыкальными стилями не только помогает лучше понять каждый из них, но и понять сложную «мозаику», с которой собрана наша индивидуальность; мозаику, где каждый художественный стиль иногда сильнее, иногда слабее но всегда резонирует.

Конечно, я не могу в нескольких словах описать свои сложные отношения с культурой прошлых веков. Но, по крайней мере, я могу сказать, что увлечен и глубоко тронут высокопоэтическим и духовным периодом XIV–XV веков (Данте, Джотто, Ars nova); совершенной, рациональной гармонией XVI века (моим любимым поэтом является Тассо, написавший одно из важнейших произведений европейской литературы «Gerusalemme liberata»; также люблю венецианскую живопись, Монтеверди и Джезуальдо); как метафизическими, так и человеческими страстями XVII века; удивительным эмоциональным равновесием XVIII, революционным самоанализом XIX, неутомимым поиском смысла в XX и XXI веке, потому что это мое настоящее.

Должен ли дирижер иметь определенную специализацию, в которой он работает?

Должен сказать, что мы живем в гиперспециализированном мире, и это касается не только музыкантов: мы теряем целостное видение человека и его истории. Но, как сказал Гегель, «истинно цело». Я не верю, что мы можем понять часть , не понимая всего контекста. Говоря о музыке, это значит, что, конечно, нет ничего плохого в том, чтобы приверженность определенному стилю или композитору, однако подлинное понимание этого стиля или композитора приходит только в диалектике, сравнении, осознании контекста.

То есть такая «специализация» для дирижеров обычно является лишь «технической» и не связана с действительно более глубоким пониманием духа этой конкретной области. К примеру, большинство «специалистов» современной музыки, как правило, не сумели бы прилично сыграть три ноты Шуберта. И проблема в том, что это можно услышать даже когда они играют Булеза, то есть «свой» репертуар. Даже столь выдающийся пионер игры Баха и Моцарта на исторических инструментах, как Николаус Арнонкур, настаивал на важности выполнения всего репертуара, избегая «специализации».

Луиджи Гаджеро 2

Какие факторы влияют на выбор произведений дирижера?

Я верю в ритуальную силу концерта, поэтому главное, что меня беспокоит, чтобы все произведения программы имели внутреннюю согласованность. Это должно быть не музыковедческое согласование, а скорее духовное. Мы должны провести каждого человека в аудитории через музыкальное путешествие, которое может оставить длительный (а может и незабываемый) след в его памяти. Даже если человек в первый раз сидит в концертном зале.

Концерт 28 ноября посвящен Вышеградской группе. Как вы выбрали именно эти произведения?

Я пытался предложить дифференцированную программу: темная энергетика Пендерецкого, яркая легкость Гуммеля, глубокая интерпретация народной музыки Лигетти и блестящие танцы Дворжака.

У тебя был опыт исполнения украинской музыки. Готовя программу с венгерской, словацкой, чешской и польской музыкой, какие ассоциации с украинской музыкой возникали?

Я часто говорю, что география «сильнее» истории. В частности, Антонио Вивальди и Луиджи Ноно, соответственно рожденные в XVII и XX веке, но оба в Венеции, имеют гораздо больше сходства в музыке — на более глубоком уровне — чем тот же Ноно и… Лахенман, являющийся его современником, но немцем. В этом смысле я считаю, что подчеркивание культурных точек соприкосновения между разными географическими районами часто больше вводит в заблуждение, чем пригодится. Возьмем, например, Францию, Германию и Италию. Конечно, мы могли бы говорить об объединяющем их «европейском духе», греческой философии как общих корнях, Римской империи, христианстве… Это важно и верно, но я не могу представить себе трех композиторов, которые могли бы быть более радикально удаленными друг от друга, чем Дебюсси, Вагнер и Верди.

Я чувствую, что украинский «этос», воплощенный в украинской музыке, имеет слишком сильную индивидуальность, чтобы ее ассоциировать, например, с польской музыкой (и наоборот).

Луиджи Гаджеро 1

Эта программа относится как к славянской, так и к европейской культуре. Какие связи ты видишь между ними?

Нецелесообразно отвечать на этот вопрос, не определив, что такое «европейская» и «славянская» культуры. Но к этому сложно подойти основательно в контексте интервью. Здесь я могу лишь предположить, что Лигети — «европейский» представитель этой программы — происходит от Бартока, а на родном языке Бартока был язык Бетховена. Это практически «философский» метод написания музыки, где Эго, Воля композитора «заплетает» сюжеты. У Дворжака и Пендерецкого есть непосредственность и спонтанность, которую редко можно найти в западной музыке, однако можно назвать славянской чертой. А Гуммель, который родился в современной Братиславе и учился у Гайдна, Моцарта и Сальери является определенным образом trait-d’union, связью двух миров.

В канун концерта, 27 ноября в 11.30, в Kyiv Symphony Hall (площадь Леси Украинки, 1) Kyiv Symphony Orchestra в партнерстве с общественной инициативой «Открытая музыка города» проведут интерактивную открытую репетицию для детей и родителей. Вход свободен порегистрацией.

Фото: Эльза Жеребчук

Читайте также: SMALL TALK: ЛИЗА МЕСТ, РЕЖИСЕРКА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «РАЗОРВЫ КРУГ»