Закрыть
UA
Мода

Small Talk: Катя Тейлор, искусствовед и арт-менеджер

Поделись:

Катя Тейлор, основательница агентства Port.agecy, недавно представила книгу «Искусство под ключ. Менеджмент и маркетинг культуры». Эта книга о культурном менеджменте, артмаркетинге, взаимодействии культуры и бизнеса на примерах из мировой практики и опыта команды Port.agency». В книге ведь речь идет не об украинских кейсах в целом, а о реализованных именно нашей командой проектах. Эта книга о культурном менеджменте, арт-маркетинге и взаимодействии культуры и бизнеса на мировых примерах и украинских кейсах Специально для Marie Claire она рассказала больше о книге и работе над ней.

Фотограф Дан Балашов

Кате, чего на ваш взгляд и исходя из вашего опыта чаще всего не хватает художникам в продвижении своих проектов?

Понимание того, что им вообще нужно. Многие художники считают, что они выше этого, что им не нужно промо, что на развитие личного бренда не стоит тратить время, что в этом направлении не нужно работать. Сам по себе такой подход не плох. Но он часто противоречит надменной натуре художника, которая все же стремится стать известной. И тогда возникает обиженный художник, считающий, что ему все виноваты, ведь он велик. Возможно, такая позиция уместна еще лет 30 назад. Однако сейчас огромное количество людей, которые становятся художниками, талантливые люди строятся в очередь, конкуренция растет каждый день. Чтобы оставаться актуальным, нужно играть по законам рынка. А значит, встретиться с реальностью, в которой необходимо развивать свой личный бренд, чтобы о тебе узнали, работать с медиа, уметь говорить не только искусствоведческим, но и обычным языком, чтобы окружающие не чувствовали себя идиотами. То есть нужно уметь рассказывать о себе и своем проекте.

В вашей книге говорится, как продвигать культурные проекты в Украине. Учитывали ли вы опыт иностранных государств в отношениях искусства и бизнеса? Если да, то каких именно.

Истории, изложенные в книге, базируются как на украинских, так и международных примерах, на их сопоставлении, анализе и выводах о том, каким образом международный опыт можно использовать в украинских реалиях.

Цитата из книги:

Аукционный дом Sotheby’s продает искусство, недвижимость и ценные вещи более 250 лет во всем мире. В 2019-м его представители обратились к Виктории Бекхэм, чтобы разместить в ее лондонском бутике на Доверстрит картины старых мастеров: Лукаса Кранаха Старшего, Питера Пауля Рубенса и Леонардо да Винчи.  На этом была построена промокампания серии аукционов Masters Week — недели продаж старых мастеров.

 

Очевидно, что вы не разделяете философию, что «художник должен быть голодным». Когда и почему, на ваш взгляд, эта философия потеряла актуальность? Встречали ли вы художников, которые до сих пор не представляют себя в коммерции и не стремятся превратить свое творчество в предпринимательство?

Я считаю, что быть голодным — это неудобно и в таком состоянии достаточно сложно создать что-нибудь значимое. Чтобы создать что-то большое нужно, чтобы ваши базовые потребности были решены. Это касается не только художников, но и всех других профессий. Думаю, поэтому такая концепция больше не нравится людям. А если серьезно, то взгляды поменялись после возникновения свободного рынка. Художник получил возможность продавать свои работы не только одному меценату или писать по заказу одной церкви, а вообще, кому угодно. Художники и покупатели впервые встретились друг с другом.

В то же время художник не обязательно должен стать коммерческим (что значит создавать картины для продаж и заработка, ориентируясь на вкусы заказчиков). Сегодня есть много разных способов зарабатывать, которые не связаны с продажей произведений. Это и гранты, и резиденции, и работа, остающаяся в контексте основной практики художника, хотя и сделанная по заказу. Таким образом, художник может зарабатывать, не изменяя своим ценностям, целям и темам исследования, и при этом жить активной социальной жизнью, путешествовать и развиваться.

Фотограф Сергей Сараханов

Читайте также: Small Talk: Елизавета Писатель, украинский режиссер анимации

Какие трудности сегодня трудно преодолеть художнику в налаживании диалога с бизнесом? И какие с государственными структурами?

Художники и бизнесмены говорят на разных языках и принадлежат к разным социальным группам, которые редко между собой пересекаются. Поэтому есть две проблемы: коммуникация и место встречи. Мы работаем как раз над решением этих проблем. Ведь в результате такого взаимодействия, как правило, возникает синергия. А свидетелями этого партнерства становится широкая аудитория, которая либо бесплатно, либо за небольшие средства может наслаждаться результатом этого сотрудничества: фильмами, книгами, спектаклями, выставками или концертами. За последние 500 лет люди не придумали ничего лучше, чем использовать таланты с одной стороны и деньги с другой. Вот мы этим и управляем — находим деньги и сопровождаем таланты ради социальных перемен.

С государством существует другая проблема. Здесь нет понимания потенциала культуры, осознания того, как искусство и культура могут стать двигателями перемен. Зато есть устаревшая концепция о том, что культура — это развлечения или идеология. Но ведь они также являются мощным инструментом политики и дипломатии. В случае конкретно украинского государства существует много предубеждений относительно того, какое искусство нужно людям. Здесь не хватает толерантности к современным практикам, а также низкий уровень доверия политиков к экспертизе специалистов, то есть людей, разбирающихся в искусстве и талантах.

У нас каждый сам себе эксперт. Поэтому с самого начала художнику не просто быть увиденным. Поэтому здесь очень важна работа агентов и институтов, которые являются мостом между талантом и стейкхолдером. Их работа состоит в том, чтобы донести ценность современной культуры, актуальных подходов и практик.

Авторка текста: Дарья Кибец

Фото из архива Кати Тейлор