В Украине уже четыре месяца работает сервис бесплатной психологической помощи пострадавшим от домашнего насилия. Специалисты получили более 350 заявок, 270 украинцев уже пообщались с психотерапевтами. Более полугода работает также онлайн-дневник «Мне кажется», где потерпевшие анонимно могут поделиться своими историями — с момента запуска проекта их поступило более 400.
По всей Украине развешаны информационные плакаты с инструкцией, что делать и куда звонить в случае домашнего насилия. В столице распространены ситилайты и билборды с QR-кодами, ведущие на страницу с контактами структур, которые помогут в экстренной ситуации. Все это было сделано в рамках просветительской кампании Мне кажется, которую запустили Институт когнитивного моделирования, Фонд Маша Маши Ефросининой и Общество Красного Креста Украины.
В эксклюзивном материале Маша Ефросинина (посол проекта), Виктор Березенко (основатель Института когнитивного моделирования) и Спартак Суббота (психотерапевт, научный руководитель Института когнитивного моделирования) делятся результатами работы за первые полгода информационной кампании. рассказывать о случаях насилия.
Маша Ефросинина, телеведущая, Почётный посол Фонда ООН в области народонаселения в Украине:
За период моей работы по теме домашнего насилия я общалась с сотнями женщин. И значительная часть их так объясняла свою длительную жизнь с абъюзером: страшно и стыдно признаться, привыкли не выносить сор из избы, родственники осудят, не придут на помощь. Они думали, что сами виноваты — с другими же он не такой, да и вообще, это она недостаточно хороша и провоцирует его. Манипуляторы очень хорошо умеют убеждать тебя в том, что ты какая-нибудь не такая.
К сожалению, нашим женщинам с детства внушали мнение, что нужно терпеть и знать свое место. Да и мужчинам, кстати, тоже. «То есть ты расплакался?» «Мальчики не плачут». И вот что получаем. Домашнее насилие — распространенное по всей Украине явление, но говорят о нем публично единицы, все остается за закрытыми дверями.
Как оказалось (и как правильно мы предполагали), пострадавшим нужна была площадка, где они смогут рассказать свою историю анонимно. Не называя имен, не боясь, что обидчик прочтет и отомстит, не дожидаясь волны осуждения. Так появилась платформа «Мне кажется».
Мы получили много историй с фразами «написала это сообщение, перечитала и ужаснулась, в какой ситуации живу», «прочла другие истории и перестала сомневаться, что живу с абъюзером», «оказывается, я не одна такая» и им подобные. Потерпевшие поняли, что они в своей беде не одиноки и что нужно спасаться.
Многие из платформы «Мне кажется» обратились на платформу «Расскажи мне» за психологической помощью. Даже находясь в сложной финансовой ситуации, ее можно получить, ведь 3 консультации психологи предоставляют бесплатно. И опять же при этом обидчик не узнает, что вы обращались к специалисту, если вы этого не хотите. У вас есть возможность поговорить с совершенно незнакомым человеком, который еще и является специалистом.
Я призывала и призываю – достаточно молчать, достаточно терпеть, достаточно оправдывать обидчика. Чем раньше вы вырветесь из этого замкнутого круга, тем проще вам будет оправиться и начать жить счастливо. Я верю, что страшную цифру в 1,8 млн. пострадавших в год мы можем изменить в лучшую сторону. Но нам всем нужно приложить немного усилий.
Виктор Березенко, основатель Института когнитивного моделирования
Весь прошлый год проблемой номер один в Украине, и во всем мире, было распространение коронавируса. Однако на ее фоне обострилась и занимающая второе место — домашнее насилие. Потерпевшие оказались один на один со своими обидчиками, и статистика обращений в полицию увеличилась.
Но здесь дело вот в чем. Если следы физического насилия можно увидеть, то психологическое доказать как раз сложно. Пострадавшие от абьюза, как правило, после жалобы в полицию или просто близким возвращаются домой теми, кого не поняли, и ни с чем закрываются в себе. На самом деле такое случается и после обращений по поводу физического насилия. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что пострадавшим сейчас не хватает площадки, где они могли бы выговориться, не получив осуждения и не чувствуя себя виновными. Так и появилась идея платформы «Мне кажется» и просветительской кампании с таким же названием. Институт когнитивного моделирования вместе с «Фондом Маша» при поддержке Общества Красного Креста Украины запустили этот проект. За полгода мы получили более 400 историй.
Большинство текстов — огромные, написанные на эмоциях, иногда с финальными словами «извините за ошибки, не смогли это перечитать». Пишут женщины, мужчины, взрослые, подростки. Пишут о побоях, о тирании со стороны родителей, пишут о том, о чем никогда никому не говорили, — о пережитом сексуальном насилии. Спасибо за то, что нашли наконец место для «выговориться».
Читайте также: 7 осознанных шагов, как пережить утрату
Да что здесь рассказывать, если даже моя знакомая после того, как мы запустили кампанию, впервые призналась мне, что ее избивал ее же партнер. Он сломал ей нос, а потом еще смеялся, мол, никто тебе не поверит. Впрочем, так и получилось — правоохранители сказали, что заявление женщины пойдет на макулатуру. Представляете себе ее состояние?
Мы верим в то, что признаться себе и другим в проблеме — первый шаг к исцелению. И мы помогаем его сделать. Второй шаг – рассказать о нем другому человеку, в идеале – психотерапевту. Два месяца назад мы запустили на нашей платформе психологической помощи Расскажи мне специальную страницу, где собрали почти 40 специалистов, работающих с проблемой насилия. За первые сутки нам поступило более 100 заявок, на данный момент их количество превысило 300. Наши психологи провели более 250 консультаций, другие заявки обрабатываются.
В преддверии боя Александра Усика мы выпустили серию постеров для соцсетей с акцентом на физическое насилие со стороны мужчин к женщинам. То, что в ринге спорт, дома – насилие. Я опубликовал это в инстаграмме, и тысячи людей отозвались. Так что призываю мужчин выплескивать энергию в правильное русло: идти на спорт, в тир, реализовываться на работе. Но не из-за насилия дома. Я считаю, что за полгода с момента запуска кампании мы показали отличный результат. Маленькими, но уверенными шагами мы идем к искоренению такой глобальной проблемы и призываем каждого сделать все для этого.
Спартак Суббота, психотерапевт, психиатр, ментор платформ «Расскажи мне» и «Мне кажется».
Домашнее насилие – проблема, с последствиями которой справиться без помощи специалиста практически невозможно. Конечно, многое зависит от типа нервной системы, от социального статуса, уровня тяжести нанесенной травмы. Но в большинстве своем без терапии действительно не обойтись.
Как минимум у пострадавших может быть ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностировать его и вылечить может только врач. Также часто встречается проблема, по которой пострадавшие сразу не уходят от обидчиков, — изучена беспомощность. Им кажется, что никто не поможет, что без абьюзера им будет хуже, что они не справятся. С этим тоже должны работать врачи.
Зачастую причинами того, что потерпевшие оказываются в замкнутом кругу, есть чувство одиночества, малозначимости, чувство дефективности и ненужности. Чаще всего пострадавшие зависят от людей и боятся остаться одни. Если это не проработать, они снова вернутся к деструктивным отношениям, и круг замыкается.
Наши психотерапевты готовы бесплатно предоставлять от одной до трех консультаций, и все они высококвалифицированные специалисты, работающие именно с проблемой насилия. Прежде чем запустить сервис психологической помощи пострадавшим от него, психологи прошли дополнительный курс моих лекций, чтобы еще лучше разбираться в вопросе работы с пострадавшими от домашнего насилия.
Количество заявок говорит о том, что в нашей стране наконец-то начала сдвигаться эта стена предвзятости к психотерапии, она перестала быть чем-то «заморским» и стыдным. Количество заявок свидетельствует о том, что информационная кампания, запущенная Институтом когнитивного моделирования, приносит первые плоды — украинцы начинают понимать, что они в своей беде не сами, что проблема распространена и что умалчивать насилие категорически нельзя. Надеюсь, эта тенденция сохранится и приведет к тому, что количество пострадавших существенно снизится.