С 21 по 27 октября в кинотеатре «Октябрь» уже в пятый раз состоится «Киевская неделя критики» – главный международный фестиваль арт-кино столичной осени, кураторами которого выступают украинские кинокритики и кинокритикини: соучредительница Союза кинокритиков Украины Дария Бадьор, киновед и режиссер Станислав Битюцкий, колумнист и автор изданий LB.ua, «Фокус» и DTF Magazine Сергей Анна Дацюк.
В программу фестиваля вошли: новинки из программ Берлинале, Канн, кинофестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне, тематическая ретроспектива культовой киноклассики «Ноль за поведение» и программа «Фокус: Украина – Канада» (подборка новых отечественных картин, сформированная селективной комиссией кинокритиков обеих стран). В день открытия фестиваля состоится церемония награждения ежегодной Национальной премией кинокритиков «Киноколо».
Вместе с кураторами и кураторами фестиваля рассказываем, какие фильмы вы не можете пропустить:
Режиссер: Селин Сьямма
международная программа
Откроет фестиваль работа французского режиссера, сценаристки и фем-активистки Селин Сьяммы. Как и предыдущая лента «Портрет девушки в огне», новая картина – это меткая репрезентация female gaze в современном кинематографе. Мировая премьера фильма состоялась в рамках основного конкурса Берлинале в этом году, а на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне работа получила Приз зрительских симпатий.
Куратор фестиваля Дария Бадьор:
«Маленькая мама» Селин Сьямма – камерный и очень нежный фильм об отношениях дочери с матерью, об одиночестве и о том, как иногда нам важно разглядеть внутреннего ребенка – в себе и других. После большего по масштабу костюмированного «Портрета девушки в огне» Сьямма делает маленькое кино о больших вещах, в который раз очень точно показывая хрупкость и одновременно постоянство человеческого.
Режиссер: Рюсуке Хамагути
международная программа
Эта драма об актерском мастерстве, парадоксах интерпретации и переживания потери – экранизация рассказа Харуки Мураками. В этом году в Каннах фильм получил Награду за лучший сценарий (Рюсуке Хамагути, Такамаса Оэ), Призы от Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) и экуменическое жюри.
Куратор фестиваляСтанислав Битюцкий:
В 2021 вышло сразу два фильма Рюсуке Хамагути. Оба получили награды на двух из трех ключевых кинофестивалей мира. Первый (Wheel of Fortune and Fantasy) – на Берлинском, второй (Drive My Car) – на Каннском. Всё это стало логическим утверждением Хамагути в качестве одного из ключевых режиссеров современного арт-кино. Выйдя из экспериментального театра, Хамагути всегда уделял большое внимание театральной составляющей, выверенным чеховским диалогам, любви к наблюдению в духе Эрика Ромера и игривости Жака Риветта. В то же время “Drive My Car” – это, пожалуй, самый эталонный и зрительский фильм режиссера. Фильм, где небольшой рассказ Харуки Мураками становится поводом к нежной и минорной истории о том, как искусство может помочь в примирении с потерей и преодолением боли.
Режиссер: Екатерина Горностай
программа «Фокус: Украина – Канада»
Coming-of-age лента, премьера которой состоялась на 71-м Берлинале, где картина получила «Хрустального медведя». Украинская премьера прошла на 12-м Одесском международном кинофестивале и принесла фильм Гран-при, награды за Лучший полнометражный фильм и Лучшую актерскую работу. Это чувственная история о 16-летней девушке Маше и ее друзьях в волнующие моменты взросления.
Куратор программы «Фокус: Украина – Канада» Пэт Маллен:
«Стоп-Земля» – это уверенный игровой дебют режиссера Екатерины Горностай. Эта лента открывает окно в настоящую жизнь современных школьников с попытками сориентироваться в неуклюжей первой любви, культуре селфи и все более неопределенном будущем. Благодаря стилю синема верите оператора Александра Рощина, камера свободно передвигается по классу и школьному двору, и мы наблюдаем за взрослением школьников в течение последнего учебного года.
К драматическому кино Екатерина Горностай пришла из кино документального, и это обеспечивает натуралистический взгляд на школьников во время их личного, духовного и сексуального пробуждения. Лента «Стоп-Земля» размывает границы между художественным и документальным кино, поскольку Горностай пригласила исполнить роль новичков-непрофессионалов. И именно этот прием наделил фильм теми же надеждами и тревогами, которые ежедневно переживают герои, особенно Мария Федорченко – Маша – молодая девушка, которая без лишних шумов ставит себя в центр истории Горностай.
Режиссер: Паскаль Планте
программа «Фокус: Украина – Канада»
Эта спортивная драма была отобрана в официальную конкурсную программу Каннского кинофестиваля (2020), и является лучшим канадским фильмом в прошлом году по версии Международного кинофестиваля в Ванкувере. События ленты разворачиваются вокруг молодой пловчины, которая решает уйти из спорта после того, как не добивается победы на Олимпийских играх.
Куратор фестиваля Сергей Ксаверов:
Фильм Паскаля Планте находится как бы в другом мире. Он должен был стать частью главного конкурса Каннского кинофестиваля в прошлом году, который так и не состоялся. Лента рассказывает о событиях Олимпиады-2020 в Токио. Наконец, сюжет этой интимной и меланхолической ревизии спортивного кино идет по пути, где главное не победы или поражения, а существование героини между жизнями, первое из которых заканчивается, а чем будет другое пока неизвестно.
Режиссер: Николас Рэй
ретроспектива культовой киноклассики «Ноль за поведение»
Самый известный фильм с участием легендарного Джеймса Дина, обожаемого актера, ставшего символом американской молодежи 50-х. Герой Дина – сложный подросток и сорвиголова, бросающий вызов главарю хулиганов через девушку. Картина Николаса Рэя – одна из самых стильных лент в истории кино, существенно повлиявшая на тогдашнюю американскую и мировую моду. Фильм входит в такие престижные рейтинги как 500 лучших фильмов по версии Empire и 1000 лучших фильмов по версии New York Times, а также внесенный в Национальный реестр фильмов США.
Куратор фестиваля Станислав Битюцкий:
Культовый фильм, без которого трудно представить как историю кино, так и историю поп-культуры. Фильм, многочисленные истории и отголосок которого иногда даже превосходят его кинематографический уровень. Вместе с еще одним хитом 50-х, лентой «Дикий» с Марлоном Брандо, «Бунтовщик без причины» стал важной вехой в репрезентации молодых людей в массовой культуре. Теперь они могли не просто следовать гендерным типажам, а быть женственными, щемящими и уязвимыми. Подобная критика маскулинности всегда была одной из ключевых тем кинематографа Николаса Рэя, но именно «Бунтовщик без причины» стал вершиной его творчества. Последнему способствовало и участие в ленте Джеймса Дина – актера-легенды, для которого эта роль стала последней в его короткой жизни.
Читайте также: Мадонна презентует проект, сделанный совместно с украинским режиссером Сашей Касюгой
Режиссер: Эдвард Янг
ретроспектива культовой киноклассики «Ноль за поведение»
Это история подростковой любви на фоне противостояний уличных юношеских банд Тайбэя в начале 60-х годов ХХ ст. Режиссер фильма – Эдвард Янг – один из лидеров тайваньской «новой волны». Рейтинг фильма на сайте Rotten Tomatoes составляет 100%.
Куратор фестиваля Станислав Битюцкий:
Один из лучших фильмов новейшей истории кино. Настоящий модернистский шедевр, созданный в мире постмодернизма. Огромный кинороман, по мнению влиятельного американского кинокритика Джонатана Розенбаума, по мастерству рассказа превосходит все знаковые арт-хиты 90-х. Более того, именно «Яркий летний день» Розенбаум называет и лучшим фильмом этого бурного десятилетия. В этой ленте Эдвард Янг одновременно рассказывает историю тайбейских подростковых банд, печальную историю школьной любви и историю собственной юности. В этом рассказе он с легкостью вдохновляется американской поп-культурой и кинематографом Микеланджело Антониони, а его фильм в дальнейшем повлияет на таких культовых режиссеров как Апичатпонг Вирасетакул и Цай Минлянь.