Гаська Шиян — писательница, Лауреат The European Union Prize for Literature (EUPL) 2019,< /span> кураторка кластера «Писательские инсайты» на 28 ВookForum. В рамках кластера Гаська Шиян расспрашивает о взрослении лауреаток Литературной премии Евросоюза (EUPL) – Герду Блис (Нидерланды), Ирэн Соло (Испания), Каллию Пападаки (Греция) и Изабель Вери (Бельгия).
О чем сегодня не стоит говорить вслух, а о чем просто нельзя молчать?
Мне кажется, что cancel culture и соцсети принесли нам новую форму цензуры. Сейчас не очень в тренде разговора о страсти, обольщении, чувственности, человеческих слабостях, о том, что нормально получать удовольствие от жизни, не испытывая вины за то, что они не всем доступны. Но именно это, для меня вещи, о которых нельзя молчать. В конце концов, я придерживаюсь принципа, что смеяться (а значит и говорить) можно обо всем, но не со всеми.
Когда и с кем в последнее время вам было приятно помолчать?
С большим удовольствием молчу вместе с ближайшими. Это для меня вообще самые важные критерии для допуска человека в свою зону комфорта – возможность говорить и смеяться обо всем, а между тем много молчать.
Кого, по вашему мнению, сейчас не слышат?
Мне кажется сейчас, по большому счету, никто никого не слышит. То есть все говорят громко и одновременно, но дискурсы, нарративы и манифесты остаются услышанными только внутри своего пузырька, получают аплодисменты только от тех, кто и так являются единомышленниками. Но донести свое видение мира человеку с противоположной точкой зрения, при этом не навязывая его, как единственно правильное, мало кому удается.
Когда, по вашему мнению, человек становится взрослым?
Когда появляется ответственность за других, от которой не отделаешься. Поэтому у меня никогда не было домашних животных и комнатных растений – я не спешила обрести это чувство. Для меня материнство – проект, заставивший меня почувствовать себя взрослым. Потому что это где не имеешь права халтурить и сачкать. Где не можешь встать и выйти, потому что надоело и хочется что-то изменить. Тем не менее, я до сих пор часто чувствую этот глюк, что я еще подросток, а здесь приходится участвовать в каких-то «взрослых» делах, вроде родительских собраний. То есть я еще так и не стала до конца взрослой в 41 и с большой радостью моделирую детство, когда гостит у бабушки или родителей. А также охотно проживаю всякие детские штучки вместе с дочерью.
Какова была ваша любимая игра в детстве?
Крываться перед зеркалом, пожалуй. Я никогда не любила коллективные игры и почти не проводила свободное время с другими детьми.
Когда вы в последнее время себя хвалили, а за что ругали?
Хвалила за то, что удалось создать условия, которые позволила путешествовать 9 месяцев, не имея все это время постоянных работы и дома. Хвалю постоянно за то, что удается получать почти ежедневное удовольствие от жизни и чувствовать себя условно «счастливой». Ссорю за нехватку ресурса на эмпатию, трусость и неумение чувствовать себя частью коллективного общего.
Назовите самую красивую вещь и почему вы ее такой считаете?
Это скорее живой объект, а не вещь. Для меня нет ничего красивее выспавшегося лица без следов макияжа и стресса и здоровое и сильное тело. Это манифест человеческой жизни. Если перевести это в «вещи», то, пожалуй, это будут произведения искусства, фильмы, фото и тексты, которые это отражают. А также анатомический атлас.
Каким талантом вам бы очень хотелось обладать?
Хотел бы уметь чувствовать музыку, а еще лучше уметь ее создавать и исполнять. Из всех искусств с музыкой у меня самые сложные отношения. Никогда не включаю ее сама, плохо в ней разбираюсь и легко могу почувствовать раздражение от звуков в моем пространстве, потому что очень люблю тишину. Но при этом чувствую, что теряю что-то важное и чувственное.
Если бы вы могли оставить только одно воспоминание, чтобы это было?
Знаю, какие воспоминания вытесняю. А все остальные для меня так ценны, будь они вечно. Наши воспоминания важны не только теми эмоциями, которые вызывает погружение в них, а также тем, что это как персональная видеотека с фильмами, которые нас сформировали и которые можно пересматривать бесконечно и каждый раз по-другому. Конечно, особенно ценю воспоминания о времени, которое провела с дедушками и бабушкой, которых уже нет.
Что подобает современным мужчинам, а что не украшает современных женщин?
Я отношусь к тем людям, которым очень комфортна современная ситуация, когда грани между полами стираются. Поэтому можно сказать, что и мужчинам, и женщинам подходят одинаковые общечеловеческие вещи, и равно одинаковые вещи их не украшают. К примеру, точно не украшает стереотипизация гендерных ролей. Мне лично очень нравится тенденция, что сейчас мужчины не должны скрывать нежность и чувствительность, а женщины не чувствуют потребности играть в манипулятивные игры, притворяясь более слабыми, беспомощными и более ранимыми. При том, я считаю, что если кому действительно подходит классическое расписание мужчины добытчика и женщины хранительницы — это тоже окей. Как и окей вообще не приоритизировать присутствие пары в своей жизни, иметь нетрадиционную сексуальность, быть чайлдфри, пансексуалом или асексуалом.
Современный мир классен тем, что можно подобрать себе почти идеальный, кастомный формат жизни и отношений. Более того, с развитием терминологии и понятийной базы это можно делать все более осмысленно.
Если бы вам пришлось сравнить с алкогольным напитком или коктейлем. Вы какой?
Незнакомый ранее коктейль, который бармен намутил по характеристикам «крепкое-сладкое-свежее» и точно угадал, что я хотела. Скорее всего, у этого коктейля даже нет названия и точной рецептуры. А главное – на следующее утро после него не будет головной боли и тошноты, а лишь легкое, блаженное замедление! Почему? Потому что я очень ценю спонтанность, особенно в развлечениях.
Как советы мамы вы не прислушались, и сейчас сожалеете об этом?
Больше ценить и любить себя, когда мне было 15 — 25, а также посвящать время в первую очередь собственным проектам, интересам и развитию. Папа тоже на этом настаивал, не только мама. Радуюсь, что потом наверстала.
Чем пахнет счастье?
Телом человека, который тебя привлекает. Волосы своего ребенка. Короче, пожалуй, окситоцином, хотя не знаю, есть ли у него какой-то запах.
А свобода?
Битумом, железной дорогой, мазутом в морской воде и авиагорючим. Натуральными тканями, свежим потом и латексом. Словом возможностью свободно передвигаться, секс-позитивной культурой и бодипозитивом.
Фото: Анна Грабарская, Вадим Рыбин