Закрыть
UA
коло традіції гончара
Жизнь

Круг традиции: Красота традиционных украшений заключается в простоте, наивности, непринужденности

Поделись:

У каждого героя рубрики «Круг традиции» свой путь к традиционной культуре, свои причины, мотивы, триггеры, но все они нашли в этой сфере чувство своего места, радость и причастность к коллективной памяти народа Сегодня рассказываем, как филолог и два медика создают реплики исторических украинских украшений, а также, где заказать пышный веремеевский дукач.

у традиции гончара

Креативные индустрии, работающие с артефактами и традициями народной культуры, — тема спецпроекта «Круг традиции», который мы начали совместно с онлайн-курсом о традиционной культуре «Знай свою Украину».

>

Андрей Паславский, фольклорист, фотограф, ведущий этнолог Центра фольклора и этнографии Киевского национального университета имена Тараса Шевченко, мастер народных музыкальных инструментов, основатель мастерской ВидимоНевидимо

ожерелье автор

Веремеевский дукач из новой матрицы

Видим Невидимо – ¦бренд-мастерская украинских традиционных украшений. В древности это ремесло называлось золотарством, сегодня оно возрождается из забытого века. По факту у нас есть семейное дело и занимаемся традиционными украшениями втроем – родители создают украшения, я веду социальные сети, коммуникацию, делаю презентации, фото, пишу тексты, ищу материалы и исторические источники.

Самое сложное изделие нашей мастерской — веремеевский дукач. Всего дукачей существует несколько десятков видов, но веремеевский — один из самых роскошных.

ожерелье 79

Всего отец изготовил около десяти таких дукачей, и все они неповторимы – разные монеты, разное расположение камешков, разные детали. Каждый элемент создается с нуля вручную, и наиболее ценным в нашем дукаче является то, что он оттесняется из новейшей матрицы, которую отец сам и сделал. Те одинокие мастера, которые сегодня могут создать нечто подобное, бант (верхнюю часть-розетку) отжимают на древних матрицах или отливают. В нашем случае это изделие нового поколения.

Это очень кропотливая ручная работа, требующая художественного видения и технического мышления. Это несколько десятков видов техник обработки металла, которые отец овладел своими силами. Каждое изделие – это десятки часов мастерской работы. Поэтому украшения Видимо Невидимо – действительно эксклюзивные изделия, которые иногда трудно отличить от аутентичных. Практически на всех этапах выдерживается древняя технология, а новаторство если и присутствует, то крайне легкое, не изменяющее первоначальной сущности древних украшений.

Сто лет назад ожерелья, дукачи, серьги были главным семейным капиталовложением, они передавались по женской линии, сохраняли тягость родовой памяти и символизировали связь поколений. Для здоровой национальной самоидентификации, которая является основой счастливой полноценной жизни отдельного человека и страны в целом, это как корни для дерева. Поэтому мы счастливы создавать вещи, являющиеся для заказчиков воплощением этих ценностей. Чаще всего мы слышим: «как давно я такое искала», «я о таком мечтала», «у моей бабушки такое было» или «это для внучки, будет как память», «собираю доны приданое», «теперь наконец-то имеем свою семейную реликвию» и другие. 6 лет назад никто и подумать не мог, что восстанавливая небольшие украшения, мы запускаем механизмы возрождения семейных традиций — и это невероятные ощущения.

Китч и «дизайнерское» варварство побуждали задуматься о репликах

С чего ?все началось? С осени 2015 года, исследуя народные наряды и формируя костюмы как фольклорист, мне впервые в голову пришла идея важности создания новых вещей в традиционном стиле. В то время традиционная культура существовала на уровне «клубной» китчевой эстетики безвкусицы и стереотипов, а если хотелось чего-то более правдивого – это можно было найти только в старых вещах. Те же полностью лишенные эстетической и этнографической ценности дешевые заменители национального сегмента одежды и аксессуаров, которые можно было найти в Украине, формировали жалкое впечатление. Это была парадоксальная ситуация, ведь какое будущее может быть у культуры, которая никоим образом себя не воспроизводит?

Второй толчок дала тогдашняя элита и дикая мода использовать этнографические вещи как материал для работы.  Люди хотели создавать и покупать ценные вещи, но очевидно не до конца понимали понятие ценности. Старые ожерелья, полотенца, рубашки, стихийно скупались у людей из сел, обычно за смешные деньги, а затем эти этнографические артефакты резали, распускали, замешивали с современными материалами и предлагали бомонду в виде дорогих «дизайнерских» изделий. Эта мода, которая существовала только за счет бездумного уничтожения этнографических образцов, требовала какого-либо противодействия.

ожерелье 98

Да это была только внутренняя позиция, а первые шаги были чистым экспериментом. Материал для ожерелья я искал по всему миру, по принципу наибольшего визуального и качественного сходства со старыми ожерельями. Чего найти не удавалось – учился создавать своими силами. Я вдохновлялся новой в то время технологией — 3D моделированием: как только я нашел человека, умеющего это делать — собрал всю исходную информацию, мы вместе разработали макет и отлили в металле первые «пуговицы» и «рифы».

ожерелье 453

Было приятно осознавать, что делаешь это впервые за сто лет. 

Самой мощной опорой стал мой отец Александр — медик по специальности, он всю жизнь был для меня примером мастерства в разного рода рукоделии. Как-то я спросил его, насколько реально будет сделать обручальные кольца на центральные бусины к коралловому ожерелью, так называемые «дармовисы»,

дукач

Читайте также:

ведь это должна быть индивидуальная подгонка под каждую бусину.  Через несколько дней отец прислал первые фотографии. Радости не было предела. Дармовисы сразу и надолго стали нашим узнаваемым элментом, и их производство образовало отдельную нишу. Синхронно подставила плечо и мама, тоже медик, кстати. Она много лет вышивала, а теперь взялась за уборку ожерелья. Первые образцы вызвали в Facebook шквал интереса и вопросов, начались заказы, к которым не очень-то и готовились. Понимая, что дело благородное и нужное, останавливаться уже не было и мысли.

Мы практически первые в стране начали создавать характерные и самобытные элементы украинских бус и собирать не стилизации, а новые реплики древних бус. Впоследствии отец начал создавать и реплики дукачей и сережек. В этом деле вряд ли наберется десяток мастеров на всю страну, поэтому у каждого есть свой характерный стиль.

ожерелье 2

Наши украшения – это не имитация традиции, а ее новое дыхание

Основа наших изделий – точные копии древних образцов.  Эти украшения веками формировались в синергии мастера и заказчика, поэтому чрезмерное новшество здесь неуместно.

ожерелье 6

Скажем, как возникли серьги-птички меньшего размера? Большие — 100% копия древних сережек из Приднепровья, маленькие же заказали для девочки, которой серьги в оригинальном размере были великоваты. С одной стороны, это новаторство, но вполне взвешенное.

Другая заказчица спросила, можно ли с такими птичками сделать дукач в комплект к серьгам. Такого никогда до этого не было, и изделие получилось совершенно новаторским, но можно ли его считать традиционным народным украшением? Полностью!

ожерелье 4

Новая модель очень всем понравилась, а мотив дукача с птицами переняли даже другие мастера! И таких примеров десятки. За 6 лет имеем уверенное чувство, что это не имитация традиции, а ее новое дыхание.

Будущее бренда напрямую зависит от будущего нашей страны. Очень хочется, чтобы украинцы могли счастливо жить и работать в Украине, создавать для себя украинское и делиться со всем миром.

Красота традиционных украшений заключается в простоте, наивности, непринужденности и прямолинейности. Это идеалы красоты, сформированные предыдущими поколениями. Цветы, птицы, лепестки, листья – все это было для них выражением красоты, эстетики, которые они олицетворяли в украшениях. Такой наив в современную эпоху очень отличается, заставляет остановиться, улыбнуться.  Красота действительно спасет мир, и мы стараемся ей в этом помочь.

 бусы 567

ожерелье

дукачи

Автор текста: Валентина Клименко

Фото предоставлены пресс-службой «Круг традиции»